Восприятие Мида в Чикаго – Парк, Хьюз и Блумер. Психологические отражения теории Self – теория ролей. Эксперименты Милгрэма и Зимбардо.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

1

СОВРЕМЕННАЯ
СОЦ
ИОЛОГИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ


Михаил Соколов


(14 лекций, 14 семинаров, 8 кредитов
ECTS
)


Курс представляет собой краткое введение в современную соци
ологическую
теорию для

заинтересованных аспирантов
, в том числе не имевших
предварительной социологич
еской подготовки
.
Его основная задача


проследить
развитие социологической традиции от классиков до современных работ с
акцентом на последних. Вследствие неизбежных ограничений по времени, а также
собственных пристрастий лектора, в курсе практически не уд
еляется внимания (а)
марксизму; (б) семиотическим подходам.

Общая трудоемкость курса


240 часов, из них аудиторных


56, из которых 28
часов лекций, 28


групповых обсуждений изучаемых текстов и результатов
самостоятельной работы.
1

Оценка по курсу выст
авляется на основании следующих
критериев: (1) домашние задания и участие в обсуждении на семинарах


50 %; (2)
итоговое эссе


50 %. Итоговое э
ссе должно иметь объем порядка
35
-
40

тысяч
знаков

и являться отправленной в редакцию журнальной статьей (препода
вателю
п
ер
е
сылается

контрольная копия).

Это эссе может быть написано в одном из
нескольких жанров
: (1) развернутую рецензию на книгу по теоретической
социологии; (2)

собой анализ теоретической логики одной из социологических
дискуссий
; (3) самостоятельное
теоретическое сочинение.



Тематический план курса


Лекция 1. Введение. Что такое теория в социальных науках?
Многообразные
использования термина «теория» в социологии (Мертон, Тернер). Дисциплинарный
изоморфизм и нормативные критерии качества теории. Вых
од за пределы
непосредственного знания (Брунер). Логика открытия и логика доказательства.
Рациональная реконструкция. Очищение от предпонятий (Дюркгейм). Поэтика
социологии и «когнитивная эстетика» (Браун).


*
*
Merton
,
Robert

K
. 1945. ‘
Sociological

Theorie
s
.’
American Journal of Sociology
, 50
(6): 462
-
473
2



* Stinchcombe, Arthur. 1968.
Constructing Social Theories
. N.Y. / Chicago: Harcout,
Brace & World, Inc. Ch. 2. (“Logic of Scientific Inference”), pp. 15
-
56




1


На итоговое эссе отводитс
я 40 часов, на изучение обязательных текстов


144 (около 10
часов к каждому занятию). При расчете объемов чтения предполагается, что студенты в состоянии
освоить, в зависимости от сложности, 15
-
20 страниц русского или 7
-
10 страниц английского текста
в час
.

2


** обозначает обязательное для всех чтение, из текстов, помеченных *, нужно выбрать для
чтения какой
-
то один, все остальные книги относятся к просто настоятельно рекомендованным. Все
помеченные астерисками тексты находятся на соответствующей полке в
библиотеке (за
исключением статей, которые могут быть скачаны из
Jstor

a
).


2

Самое стройное изложение неопозитивистской вер
сии теоретической логики в социологии.
Исключительно полезный текст для каждого, кто хотел бы научиться писать статьи,
которые берут журналы
.



* Brown, Richard. 1977.
A Poetic for Sociology: Toward a Logic of Discovery for the
Human Sciences.

Cambridge: C
ambridge University Press. Ch.4 “Metaphor” (pp. 77
-
91,
101
-
107).


Поэтическая концепция теоретической логики, использующая понятия из
литературоведения
для того, чтобы показать, что, в конечном счете, социология


лишь еще
один вариант беллетристики.


* He
ckathorn
,

Douglas D.
1984.
“Theory Construction as a Balancing Process: Analytic
Power, Scope, and Descriptive Accuracy as Trade
-
Offs.”
Journal

of

Mathematical

Sociology
, 10: 295
-
323


Один из важнейших математических социологов показывает, как разные теори
и могут быть
расположены в трехмерном пространстве, заданном объяснительной силой, широтой
области применения и описательной точностью
.


* Burke, Kenneth. 1984 (1953).
Permanence and Change: An Anatomy of Purpose.

Berkley: University of California Press.
Part 2, chapters 3
-
4, “Perspective as Metaphor”
& “Argument by Analogy” (pp. 89
-
125)

Классик риторики и художественной критики, глубоко повлиявший на американскую
социологию, о науке как литературном эксперименте.


* Turner, Jonathan. 1991.
The Structure o
f Sociological Theory
. Belmont: Wadsworth.
Ch. 1 “Sociological Theory: Diversity and Disagreement” (pp. 1
-
30)
3

Предисловие к самой популярной хрестоматии по теоретической социологии, в которой
автор клас
сифицирует понимания «теори
и” в социологии. Продолжен
ие Мертона образца
80
-
х.


Wagner, David. 1984.
The Growth of Sociological Theories
. London: Sage. Ch. 2
-
3 (pp.
25
-
62)


Лекция

2.
Общество как особая реальность: ранний Дюркгейм.
Конт и
разочарование в социологах как пророках
-
натуралистах. Описание социальн
ого как
особой реальности. Социология как реакция на либеральную теорию общества
(Нисбет). Биография Дюркгейма и эволюция его взглядов от «Разделения
общественного труда» к «Элементарным формам». Полемика с философией.
Понятия «социального факта» и моральн
ого порядка. Аномия и самоубийства.
Общество как источник чувств и смысла. Концепция ритуала. Индивид как религия
современных обществ.


**Дюркгейм, Эмиль. 1994 (1897)
Самоубийство. Социологический этюд.

М:
«Мысль». Книга

3,
Гл
. 1, “
Социальный

элемент

в

са
моубийстве
” (
С
. 284
-
316)





3


Перевод более ранней версии этой главы опубликован как Тернер, Джонатан. 1991 (1987).
‘Аналитическое теоретизирование.’ Филиппов А.В. (ред.)
Теория общества.

М.: КАНОН
-
Пресс:
103
-
156


3

Дюркгейм, Эмиль. 1991(1893).
О разделении общественного труда.

М.: Наука. Кн.
1, гл. 1 «Метод определения этой функции» (С. 55
-
77)


Семинар
1
: поздний Дюркгейм. «Элементарные формы религиозной жизни»


**Durkheim, Emile. 1968 (1912
)
The Elementary Forms of the Religious Life.

N.Y.: The
Free Press. Introduction & Ch. 8, “The Idea of the Soul” (1
-
22, 240
-
272)


Лекция

3.
Наследники

Дюркгейма

(
Уорнер
,
Гоффман
,
Коллинз

и

Александер
)

Восприятие «Элементарных форм» в США. Роль британской а
нтрологии


Радклифф
-
Браун и Уорнер. “Светские религии современных обществ”
-

исследование Янки
-
Сити. Концепция ритуала интракции у Гоффмана


церемониальный и субстантивный порядки, “лицо” и двойственные роли Эго.
Продолжения использования идеи ритуала


Коллинз и интеллектуальные ритуалы,
Александер и символическая природа политики.


* Уорнер, У. Ллойд. 2000 (1959).
Живые и мертвые: Исследование символической
жизни американцев
. С.
-
Петербург: Университетская книга. Часть 1, «Политическая
борьба и символиче
ский обычай» (С. 5
-
108)


Анатомия политического скандала, случившегося в маленьком американском городке в
40
-
х. Один из лучших образцов интерпретативной антропологии, обращенной к изучению
западных обществ
.


*
Goffman
,
Erving
.
1956. ‘
The Nature of Deferenc
e and Demeanor
.’
American
Anthropologist
,
58 (3
):

473
-
502


Идея Дюркегйма об «индивиде как религии современных обществ” используется для того,
чтобы прояснить истоки наших представлений о почтительности и достоинстве. Автор
нашел необходимый эмпирический
материал в американской психиатрической лечебнице,
похожей на декорацию к Кену Кизи.


* Alexander
,
Jeffrey
.
2004. ‘Cultural Pragmatics: Social Performance between Ritual and
Strategy,’
Sociological Theory,
22(4): 527
-
573


Попытка создать теорию политическо
й драматургии, которая позволила бы анализировать
динамику символической борьбы
. Автор известен
анализом политических скандалов от
Уотергейта до Моникагейта

(
см. далее

Семинар 7)
.


* Коллинз, Рэндалл. 2002.
Социология философий: Глобальная теория
интеллект
уального изменения.

Новосибирск: Сибирский хронограф. Глава 2, «Сети
сквозь века» (
C
. 31
-
62)
4

Дюргеймианская теория интеллектуальной креативности, показывающая, почему все
великие ученые были учениками других великих ученых и учителями т
ретьих, отчего

доми
нирующих школ не бывает
больше 3х, но обычно меньше
7
, и т.д. и т.п.





4


Русский перевод доступен в Интернете, например: http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/sj4
-
01col.html


4

*
Collins
,
Randall
.
1981. ‘On the Microfoundations of Macrosociology.
The

American

Journal

of

Sociology
.

86 (5)
:

984
-
1014


Теоретический поиск общей почвы между радикальными микросоциол
огическими
движениями
60
-
х
-
70
-
х и макросоциологической проблематикой, обращающийся к теории
ритуалов Дюркгейма как к связующему звену.


Семинар
2
. Ранний Вебер: сравнительная социология религии и хозяйства
.


**Вебер, Макс. 1990 (1904). ‘Протестантская эт
ика и дух капитализма
.’
Макс
Вебер.
Избранные произведения
. Москва: Прогресс: 134
-
250


**Вебер, Макс. 1994 (1920). «Хозяйственная этика мировых религий. Введение.»

Макс Вебер.
Образ общества
. Москва: Юрист: 43
-
78


Лекция
4
. Методологическая програма Вебера

и его политическая социология.
Роль социологии как источника понятий (Гидденс). Их вклад в определение границ
социологии с юриспруденцией, экономикой и исторической наукой. Концепция
«идеальных типов» и их практическое использование Вебером. Пример
класси
ческих типов господства: традиционное, харизматическое и рационально
-
легальное. Каузальные объяснения у Вебера


«Протестантская этика…» и ее
истоки. Исследование этоса мировых религий и веберовская картина общества.
Отношение веберовских «идеальных типов»

к «социальным формам» Зиммеля.


* Вебер, Макс. 1990 (1904). ‘Объективность в социально
-
научных и социально
-
политических исследованиях
.’
Макс Вебер.
Избранные произведения
. Москва:
Прогресс: 602
-
644


Ранняя сочинение Вебера (исходно


вводная редакторская

статья к 1 номеру “Архива
социологии и социальной политики”), в которой он наиболее полно характеризует свое
тогдашнее понимание «идеально
-
типической методологии».


*
Weber
,
Max
. 1978 (1921).
Economy

and

Society
.

Berkeley: University of California
Press.
Part 1, Ch. 3, “Types of Legitimate Domination” and & 4 “Status Groups and
Classes.”
(
pp
. 212
-
307)
5


Вероятно, чаще всего цитируемый социологичес
кий текст всех времен и народов
, вводящий
в оборот понятия “харизма” и “легитимность”.


Бендикс, Рейнхард. 1994

(1960). ‘Образ общества у Макса Вебера’. Макс Вебер.
Образ общества
. Москва: Юрист: 567
-
583


Семинар
3
. Многоликая веберианская традиция
(сравнительно
-
историческая
социология, теория организаций и государств, и многое другое)
.





5


Сокращенный русский перевод: Вебер, Макс. 1996 (1921). ‘Типы господства и их
отношение к экономике.’ Доступно на сайте
www
.
soc
.
pu
.
ru
/
materials
/
golovin
/
reader
/
weber
/
r
_
weber
2.
doc
,


Также опубликовано:
Социологический журнал
, 1988, №5



5

* Shils, Edward. 1965. ‘Ch
arisma, Order and Status.’
American Sociological Review,
30
(2): 199
-
213

Веберовское понятие “харизмы” как личной исключительности расширяется для того,
чтобы объяснить, почему некоторые разновидности институтов вселяют в нас священный
трепет, и на чем осн
ован корпоративный престиж.


* DiMaggio, Paul and Walter Powell. 1983. ‘The Iron Cage Revisited: Institutional
Isomorphism and Collective Rationality in Institutional Fields.’
The American
Sociological Review
, 48(2): 147
-
160

На основании масштабных исслед
ований организаций третьего сектора авторы
показывают, насколько далеко на самом деле современная бюрократия отстоит от
идеального типа, которого боялся и на который надеялся Вебер.


*Starr, Paul. 1982.
The Social Transformation of American Medicine
. Basi
c

Books
.
Ch
.
1&3,
pp
. 3
-
30 & 79
-
145


Лучший пример веберианского анализа в социологии науки и профессий. История о том,
как американские медики стали самой могущественной и богатой профессиональной
корпорацией в мире.


*Шюц, Альфред. 1994 (1954) “Формиров
ание понятия и теории в общественных
науках.’ В. И. Добреньков (ред.) Американская социологическая мысль. Москва:
Издательство Московского Государственного Университета: 481
-
496

Попытка дополнить Вебера феноменологической философией Гуссерля. Один из ключе
вых
текстов для микросоциологии второй половины 20 века.


*Eisenstadt, Shmuel Noah. 1958. ‘Internal Contradictions in Bureaucratic Polities.’
, 1(1): 58
-
75

Веберианский анализ
внутренних
конфликтов в
государственн
ом аппарате
бюрок
ратических импери
й
, от Древнего Египта и Циньского Китая до предреволюционных
Франции и России.


*Bendix, Reinhard. 1976. ‘The Mandate to Rule: An Introduction.’
Social Forces
: 55(2):
245
-
256

Предисловие к книге, прослеживающей тран
сформа
цию легитимности
, от божественного
права королей к демократическому волеизъявлению современности
.


Лекция
5. Зиммель: социальные формы и их динамика.
Биография Зиммеля


случай в соци
о
логии социологии (Козер).
Описание форм и формообразующих
процессов у З
иммеля


общение, мода, приключение. Тема рациональности,
свободы и отчуждения


образ города в американской социологии.
Импорт
Зиммеля в США и количественное восприятие формальной теории.


**Зиммель, Георг. 1996 (1923). ‘Мода’. Георг Зиммель,
Созерцание
жизни.

Т.2. М:
Юрист: 266
-
292


** Зиммель, Георг. 1996 (1890. Социальная дифференциация. Социологические и
психологические исследования. Зиммель, Георг.
Созерцание жизни.

Т. 2. Москва:
Юрист: 301
-
465



6

Семинар
4. Наследники Зиммеля (исследования города, соц
иальные формы и
математическая социология)


* Wirth, Louis. 1936. ‘Urbanism as the Way of Life.’ American Journal of Sociology,
44(1): 1


24

Самый популярный текст в
urban

studies
, соединяющий философию свободы и отчуждения
Зиммеля с эмпирическим портрето
м американского мегаполиса времен Великой
Депрессии.


* Blau, Peter M. 1977. ‘A Macrosociological Theory of Social Structure.’ American
Journal of Sociology, 83(3): 26
-
54

Текст, начинающийся с неожиданного определения Зиммеля
(в текстах которого вообще не
встречается цифр, формул или рисунков)
как «отца количественной социологии”, которое
потом получает удивительно последовательное объяснение. Статья с
тала отправной точкой
для
значительной части
математической социологии 90
-
х.


*
Козер
,
Льюис
. 2000 (1956).
Функции

социального

конфликта
.

Москва
:
Идея
-
Пресс
.
Гл
.
2
-
9 (С. 52
-
184)

Формальная социологии конфликта, объединяющая Зиммеля с Парсонсом.
Вполне
объяснимо, о
дна из самых популярных социологических книг 60
-
х.


Zerubavel
, Eviatar. 2007. 'Generally Speaking:

The Logic and Mechanics of Pattern
Analysis in the Social Sciences.'
Sociological

Forum
, 22(2): 133
-
146

Feld, Scott L. and William C. Carter. 1998. “When Desegregation Reduces Interracial
Contact: A Class Size Paradox for Weak Ties.”
American

Journal

of

S
ociology
,
103.

Mark, Noah. 1998. "Beyond Individual Differences: Social Differentiation from First
Principles."
American Sociological Review
, 63(3): 309
-
330


Лекция
6
. Мид и теория ролей.
Прагматические истоки теории Мида


Джеймс,
Дьюи, Кули. Смысл как совокупность практических использований


теория
символизма.
Self

и его социальные истоки. Процесс
Self

у Мида


фазы
Me

и
I
. Речь
и рациональность. Процесс иде
нтичности и коллективная жизнь. Восприятие Мида
в Чикаго


Парк, Хьюз и Блумер. Психологические отражения теории
Self



теория
ролей. Эксперименты Милгрэма и Зимбардо. Ситуационистская позиция в
социальной психологии. Отношения теории
Self

и психоанализа.
Self

и

Эго

в

психоаналитической

модели
.
Салливан

и

трансперсональная

психология
.
Теории

нарциссизма

Когута
.


**Mead, George Herbert. 1967 (1936).

a

Social

Behaviorist
.
Chicago: University of Chicago Press. Par
t 3, “The Self” (pp. 135
-
200)


Mead
, George H. 1912. ‘
The Mechanism of Social Consciousness.’
The Journal of
,
9 (15
): 401
-
406



7

Mead
, George H. 1913. ‘
The Social Self
.’
The Journal of Philosophy, Psychology and

, 10(14): 374
-
380


Mead
, George H. 1922. ‘
A Behavioristic Account of the Significant Symbol
.’
The
Journal of Philosophy
, 19(6): 157
-
163


Шибутани, Тамоцу. 1998 (1959).
Социальная психология
. Роств
-
на
-
Дону: Феникс. Гл. 6
и 12
-
13 (С. 153
-
180, 338
-
395).


Семинар
5
. Мид, Гоффман и Хабермас. Заимствования и различия.


* Goffman, Erving. 1961. ‘The Moral Career of the Mental Patient.’ In Erving G
offman,
Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates.

New

York
:
Doubleday

Anchor
: 125
-
170

Еще одно сочинение
Гоффмана
, в котором психиатрическая клиника
предстает
лабораторией, создающей и разрушающей идентичности.


* Хабер
мас, Юрген. 2001 (1983). ‘Моральное сознание и коммуникативное
действие.’ В Юрген Хабермас.
Моральное сознание и коммуникативное действие.

СПб: Наука: 173
-
287

Отсылающая к Миду работа германского философа, претендующая на то, чтобы показать,
что основы мор
али (в форме Золотого Правила) заложены в природе языка.


*
Хабермас, Юрген. 2001 (1991). ‘Генеалогическое рассмотрение когнитивного
содержания морали.’ Юрген Хабермас.
Вовлечение Другого: Очерки Политической
Теории
. С.Петербург: Наука: 51
-
118

Продолжение т
ого ж
е аргумента, на этот раз, обраща
ющееся за подтверждениями к
психологам школы Пиаже
-
Кольберга.


Лекция
7
. Первая Чикагская школа.

Роль Чикагского университета в истории
американской социологии. Социальный реформизм и граница с исследовательской
журнали
стикой и социальной работой. Социолог как «журналист, только
надежнее» (Парк). Теоретические авторитеты (Кули, Мид, Дюркгейм, Зиммель),
политические аттитюды, стиль письма. Граница с биологией и психологической
теорией ролей. Раннее увлечение экологическим
и метафорами (социальная
экология города, Парк, Берджесс и Вирт). Понятие «естественной истории».
Community

studies

(Линдсы, Уорнер). Эверетт Хьюз и социология профессий.
Современное продолжение Чикагской школы в работах Эббота.


*
*
Wirth
,
Louis
.
1945. ‘
Hum
an

Ecology
.’
American Journal of Sociology
, 50(6):483
-
489


** Park, Robert Ezra. 1936. ‘Succession: An Ecological Concept.’
American Sociological
Review
, 1(2): 171
-
179


* Thrasher, Frederic M. 1927.
The Gang. A Study of 1313 Gangs in Chicago
. Chicago
and L
ondon: University of Chicago Press. Editor's Preface (by Robert Park) & Ch. 1
-
4
(pp. VII
-
X, 5
-
62)


8


Как понятно из названия, эта книга представляет собой путеводитель по криминальному
мира Чикаго времен Сухого Закона. Главные ее действующие лица


молодежные банды, в
которых как раз
в момент проведения исследования подрастае
т Диллинджер и
его коллеги
.

*
Zorbaugh, Harvey. 1929.
The Gold Coast and the Slum
.

A Sociological Study of
Chicago's Near North Side.

Chicago
:
University

of

Chicago

Press
.
Ch
. 3 & 7 (
pp
. 51
-
68
& 127
-
158)

Еще один путеводитель, на этот раз, построенный как примерно часовая социологиче
ская
экскурсия по Чикаго


от Золотого Берега
на берегу озера Мичиган, обитатели которого

неотличимы от персонажей сегодняшней светской хроники
, до района сицилийских
эмигранто
в, носящего говорящее название

Маленький Ад”.


* Hughes, E.C. 1958.
Men and the
ir Work
. Glencoe, Illinois: The Free Press. Ch. 6
-
10
(pp. 78
-
130)

Книга, давшее свое название целой традиции и ставшая краеугольным камнем в
социологии профессий. Многочисленные
живописные примеры из жизни Чикагских
врачей,
риэлтеров

и священнослужителей.


*Abbott, Andrew. 2001. ‘
Linked Ecologies: States and Universities as Environments for
Professions
.

Sociological Theory
, 23 (3): 245
-
274.

Современная интерпретация Чикагской школы, использующей экологические метафоры
для того, чтобы описать связанные дина
мики профессиональных групп, академических
дисциплин, и политических лагерей.


Семинар
6. Норберт Элиас и процесс цивилизации


**Элиас, Норберт. 2001 (1939).
О процессе цивилизации
. Т.2. Москва
-
Петербург:
«Университетская книга». Часть

4,
Проект

теории

ци
вилизации
(
С
. 235
-
325)


**Elias, Norbert. 1978.
What is Sociology?

London: Hutchinson and New York:
Columbia University Press. Ch. 7 “Game Models” (pp.71
-
99)


Elias, Norbert. 1980.
Involvement and Detachment.

NY.: Basil Blackwell. Ch
. 1 (
pp
. 1
-
41)


Элиас
, Норберт. 2000. ‘Понятие фигурации.’
Журнал социологии и социальной
антропологии,

№3. С. 62
-
65


Лекция 8. Толкотт Парсонс
.
Интеллектуальный

и

социальный контекст развития
системной теории. Академическая траектория и интеллектуальные периоды
творчества Пар
сонса. Начало
-

Гейдельберг и материал для его аналитического
теоретизирования (Вебер, Дюркгейм, Фрейд, Радклифф
-
Браун, Маршалл). Период
«Структуры социального действия»
-

версия консервативной критической теории.
Период «Социальной системы». Великая гарва
рдская империя. Стратегия
аналитического теоретизирования. Отношения между социальной, культурной и
личностной подсистемами. Понятия равновесия и интеграции у Парсонса.
Генерализованные средства обмена и схема
AGIL
. Поздний Парсонс
-

паттерны

9

эволюция. Кри
тика парсонианской теории. Ее продолжения и развития,
современное значение. Александер: модели отношения общества и культуры и
интегративные функции политических скандалов.


**Parsons, Talcott. 1964. ‘School
С
lass as a Social System.’ Talcott Parsons.
Soc
ial
Structure and Personality
. London: The Free Press: 130
-
154


* Parsons, Talcott. 1963. ‘On the Concept of Influence.’
Public Opinion Quarterly
,
23(1): 37
-
62


Статья, в которой Парсонс представляет свою позднюю теорию для широкой публики
.
Вс
ледствие

этог
о,
сравнительно легкая для понимания
. Лучшее введение в концепцию
“генерализованных средств обмена”.


*
Parsons, Talcott. 1967. ‘“Voting” and the Equilibrium of the American Political
System.’ Talcott Parsons.

N.
Y.: The Free
Press: pp. 223
-
263

Парсонс описывает социальные пререквизиты функционирова
ния демократических
институтов, подспудно представляя свою теорию систем в действии.


Parsons, Talcott. 1948. ‘The Position of Sociological Theory.’
American

Sociologica
l

Review
,
13(2): 156
-
164

Там же


дискуссия с Робертом Мертоном, С. 164
-
168


Coser
,
Lewis

A
. 1976.
‘American Sociological Theory From the Chicago Dominance to
1965.’
Annual

Review

of

Sociology
, 2: 145
-
160


Парсонс,

Толкотт. 1995. ‘
Интеллектуальная

автобиог
рафия.’
Социологический
журнал.

№ 2.
С
.73
-
99


Семинар 7. Парсонианцы (Мертон, Луман, Александер)

* Merton, Robert K. 1936. ‘The Unanticipated Consequences of Purposive Social
Actions’
American Sociological Review
, 1(6): 894
-
904 +

Merton, Robert K. 1938.

S
ocial Structure and Anomie.’

American Sociological Review,

3(5): 672
-
682
+ Merton,
Robert K. 1968. ‘The Mathew Effect in Science.’
Science,
159: 56
-
63


Три прекрасные короткие статьи, показывающие, как Парсонс может быть использован в
эмпирических исследо
ваниях. Каждая из них послужила предметом для множества
подражаний.

*
Luhmann
,
Niklas
. 1985.
Love as Passion.

Polity Press. Introduction, Ch. 1 & 2 (pp. 8
-
33)

Самый сложный теоретический социолог всех времен пытается объяснить, что же он хочет
сказать по
сл
едние 20 лет
, прослеживая эволюцию романтической литературы в
классическую эпоху.
Цель
-

доказать, что появление современной любви связано со
сверхдифференциацией социальной системы
.



10

* Luhmann, Niklas. 1982.

New York: Colum
bia
University Press.
Ch. 1 (pp. 30
-
53)

Здесь Луман
объясняет, чем является дифференциация с
системной точки зрения.


*
Луман
,
Никлас
. 2001 (1975).
Власть
.

М
.:
Праксис
.
Гл
.
1
-
2


Он же


о
власти.


*Alexander, Jeffrey. 1984. ‘Three Models of Society and Cu
lture Relationships: Toward
an Analysis of Watergate.’
Sociological Theory
, 2:290
-
314

Джеффри Александер
использует идеи Парсонса о конфликте культурной и социальной
систем в современных обществах для того, чтобы создать эмпирическую теорию
политического к
онфликта
, которую иллюстрирует историей

падения Никсона.

Д
ля тех,
кому понравился Уорнер.




Лекция
9. Структурализм.
Лингвистические истоки структурализма (Трубецкой,
Якобсон и др.) Антропологические работы Леви
-
Стросса. Понятие “структуры” как
инварианты
. Теория мифа и родства. Восприятие структурализма в антропологии,
психоанализе и социологии: Бурдье, Эбботт, Мэри Дуглас, когнитивный
институционализм и все прочее.


**Levi
-
Strauss, Claude. 1963.
Structural Anthropology.

N.Y.: Basic Books
. Ch. 2
(“Struct
ural Analysis in Linguistics and Anthropology”) & Ch. 15 (“Social Structure”)
6


* Douglas, Mary. 1986.
How Institutions Think
. N.Y.: Syracuse University Press.
Introduction & Ch. 1
-
3 (pp. 1
-
44)


“Неоструктурализм” второй половины 20 века, в котором Леви
-
Ст
росс примиряется с
экономическим империализмом. Умершая в 2008 году Дуглас была самым важным
теоретиком конца 20 века
.


* Abbott, Andrew. 1981. ‘
Status and Status Strain in the Professions
.

The American
Journal of Sociology
, 86 (4): 819
-
835.


Ранние идеи

Дуглас о ритуальной чистоте используются, чтобы объяснить, почему самым
высоким престижем среди медицинский профессий пользуются диагносты, а среди
юристов


теоретики права и специалисты п
о корпоративным финансам, хотя
не они
являются
самыми высокооплачи
ваемыми.


* DiMaggio, Paul. 1987. ‘Classification in Art.’
American Sociological Review, 52 (4):
440
-
455

Эмпирическая иллюстрация к работам Дуглас из социальной истории искусств в Америке.
Показывается, как
разделения искусства на роды и виды вытекает из с
оциальной
дифференциации.


Семинар 8. Французские макросоциологические продолжения: Фуко и Бурдье.





6

Существуют многочисленные русские издания.


11

* Фуко, Мишель. 1999 (1977).
Надзирать и наказывать: Рождению тюрьмы.
М:
Ad

Marginem
. Ч. 3, Гл. 1 и 2 («Послушные тела» и «Средства выверенной
муштры»). С.

197
-
284

Хрестоматийное описание сути «карцеральной цивилизации”. Текст, который вынуждены
прочитать все, кто хочет сойти за современного интеллектуала.


* Бурдье, Пьер. 2001.
Практический смысл
. СПб: Алетейя.
Книга 1,
Гл. 3
-
5 (с.100
-
192)

Этнография Север
ной Африки плавно превращается в этнографию Франции
.
Для всех, кто
хотел бы узнать, что такое
“габитус”, но стеснялся спросить.



* Бурдье, Пьер. 2001. ‘От королевского дома к государственному интересу. Модель
происхождения бюрократического поля.’
S
/Λ'2001
. Социоанализ Пьера Бурдье.
Альманах Российско
-
французского центра социологии и философии Института
социологии Российской Академии наук. М.: Институт экспериментальной
социологии, СПб.: Алетейя
7

Единственный опыт Бурдье в области исторической социологии, и
сследующий генезис
французской бюрократии. Для тех, кому понравились Бендикс и Эйзенштадт
, и кто не
помнит, когда была Тридцатилетняя война
.


Лекция
10. Символический и
нтеракционизм второго поколения.
Второе
поколение Чикагской школы. Лидеры


Хьюз и Блум
ер. Их аспиранты


Гоффман,
Беккер, Стросс, Лофланд, Уайт, Польски, Шибутани. Перемещение центра
интеракционистской школы в Беркли. Блумер

и

миф

о

Чикагской

школе
.


**
Becker
,
Howard
.
1953. ‘Becoming a Marijuana User.’
American Journal of Sociology
:
59: 23
5
-
242.


*Becker, Howard. 1982.
Art Worlds.

University of California Press. Ch. 1,2 & 9 (“Art
Worlds and Collective Activity”, “Conventions” and “Arts and Crafts”), pp. 1
-
68, 272
-
300.

Несколько простых на первый взгляд статей, использующих этнографический а
нализ
систем артистического

производства для того, чтобы ввести важные теоретические
различения. Классика эмпирической социологии искусства.


*Hochschild, Arlie. 1979. ‘Emotion Work, Feeling Rules, and Social Structure.’
American Journal of Sociology
, 84
(6): 256
-
280

Автор, с которой ассоциируется социология эмоций, пытается связать
техники управления
ими в актерском искусстве и повседневной жизни с ключевыми теоретическими
проблемами социальных наук.


*Becker, Howard, Blanche Geer and Everett Hughes. 196
5.
Making the Grade: The
Academic Side of College Life.

N.Y., London Sydney and Toronto: John Willey and
Sons. Ch. 3, ‘The GPA Perspective’ (pp. 28
-
42)

Социология студенческих субкультур в США в 80
-
х. Глава для чтения вводит понятие
“перспективы”


интерак
ционистский ответ на “нормы” и “ценности” Парсонса.




7


Статья доступно во многих местах в Инт
ернете.


12


*Becker, Howard, Blanche Geer, Everett Hughes and Anselm Strauss. 1961.
Boys in
White: Student Culture in Medical School.

Chicago: University of Chicago Press. Ch. 3,
“Perspectives, Culture and Organizat
ion”(pp. 33
-
48)


Другой текст на ту же тему.


* Polsky, Ned. 1967.
Hustlers, Beats and Others
. Chicago: Aldine. Ch.3, ‘The Hustler’
(pp. 43
-
115)

Этот хастлер не имеет никакого отношения к порнографии.
Он


нечестный
игрок в
бильярд
, лохотронщик, пользующий
ся тем, что никто не знает, насколько в
действительности он хорошо играет. Лучшая этнография криминальной профессии из
когда
-
либо написанных социологом.


Becker, Howard. 2001. ‘The Chicago School, So
-
Called’
http://home.earthlink.net/~hsbecker/chicago.html


Whyte, William Foote. 1993 (1943)

The Social Structure of an
Italian Slum
.. Chicago: University of Chicago Press


Fine, Gary Alan. 1993.
“The Sad Demise, Mysterious D
isappearance, and Glorious
Triumph of Symbolic Interactionism.”
Annual Review of Sociology
, 19: 61
-
87


Семинар 9. Ранний Гоффман.



*
*

Goffman, Erving. "Symbols of Class Status,"
British Journal of Sociology

11 (1951),
pp.

294
-
304


**
Goffman, Erving. 198
3. ‘The Interaction Order.’
American Sociological Review
,
48:

1
-
17


Goffman, Erving. 1969. ‘Expression Games.’ In Erving Goffman,
Strategic Interaction.

Philadelphia: University of Pennsylvania Press: 1
-
77


Goffman, Erving. 1961. ‘Fun in Games.’ In Erving
Goffman,
Encounters: Two Studies in
the Sociology of Interaction.
Indianapolis: Bobbs
-
Merrill: 1
-
84


Goffman, Erving. 1963.
Behavior in Public Places: Notes on the Social Organization of
Gatherings
. Glencoe
:
The

Free

Press
.
Ch
. 1
-
2 (
pp
.3
-
83).



Лекция 11.
Гоффман и Гарфинкель, “Фрейм
-
анализ” и “Исследования по
этнометодологии”.
Истоки “Фрейм
-
анализа” в ранних работах Гоффмана:
правила иррелевантности, исследования азарта, слоистость индивида.
Истоки
этнометодологии


время в феноменологической социологии,
этнонаука,
Гарфинкель и Парсонс, группа студентов в Беркли (Сакс, Садноу, Щеглов).
Влияние Гоффмана. Ранние статьи Гарфинкеля. «Исследования по
этнометодологии». Критика методов социологии Сайкурелом.


13


**
Garfinkel, Harold. 1967.
ogy.
N.Y.: Englewood Cliffs Ch.1
(pp. 1
-
34)
8


* Sacks, Harvey. 1972. ‘Notes on Police Assessment of Moral Character.’ David Sudnow
(ed.)
Studies in Social Interaction
. N.Y.: Free Press: 280
-
293

+ Sacks, Harvey. 1999. ‘Max Weber’s Ancient Judaism.’
Theory,
16(1): 31
-
39

Студенческие работы Сакса, представляющие процесс его перехода из
-
под руководства
Гоффмана в лагерь Гарфинкеля. Как полиция узнает, кто из прохожих может совершать
преступление? И что на самом деле делает Вебер, когда инте
рпретирует историю (ответ на
второй вопрос зав
ершился исключени
я автора из Гарварда)?


*Garfinkel, Harold. 1956. ‘Conditions of Successful Degradation Ceremonies.’
American
Journal of Sociology
, 61(2): 420
-
427

Первая (прото)этномето
дологическая статья Гарф
инкеля
, в которой
автор переходит от
Берка к Шюцу чтобы разобраться в эволюции идентичностей участников судебного
процесса.


Cicourel, Aaron V. 1964.
Method and Measurement in Sociology.
N.Y.: Englewood
Cliffs


Семинар 10.
Этнометодология после “Исследован
ий...”: анализ конверсаций и
исследования работы


* Sudnow, David. 1972. ‘Temporal Parameters of Interpersonal Observation.’ David
Sudnow (ed.)
Studies in Social Interaction
. N.Y.: Free Press: 258
-
279


Статья, написанная, чтобы доказать, что не обязательно

быть Гоффманом, чтобы
анализировать обмен взглядами в ситуации взаимодействия лицом к лицу. Оставляет
впечатление, что если и не обязательно, то очень желательно.



* Schegloff, Immanuel. 1972. ‘Notes on a Conversational Practice: Formulating Place.’

Da
vid Sudnow (ed.)
Studies in Social Interaction
. N.Y.: Free Press: 75
-
119


Как люди формулируют, где они находятся?
Этнометодологическая статья, вскрывающая
затейливую архитектуру обыденного.


*Lynch, Michael. 1982. ‘Technical Work and Critical Inquiry: In
vestigation in a
Scientific Laboratory.’
Social Studies of Science
, 12(4):499
-
533

Могут ли критические исследования науки в стиле Латура и компании поведать нечто
такое, о чем не знают самые ученые? Один из классических текстов в социологии научного
знания

утверждает, что нет.





8


Доступен русский перевод первой главы: Гарфинкель, Гарольд. 2003 (1967). ‘Что такое
этнометодология?’
Социологическое обозрение,

3(4): 3
-
25; также на русском: Гарфинкель, Гарольд.
2002 (1967). ‘Исследование привычных оснований повседневных дейс
твий’
Социологическое
обозрение
, 2(1):42
-
70




14

*Whalen, Marilyn and Don Zimmerman. 1998. ‘Observation on Display and
Management of Emotions in Naturally Occurring Activities: The Case of ‘Hysteria’ in 9
-
1
-
1 Calls.’
Social Psychological Quarterly
, 61(2): 141
-
159


Что такое “истери
ка” и почему иногда люди понимают, что наблюдают именно ее, хотя не
видят слез и не слышат криков? Для тех, кому хотелось бы продолжения Хокшильд.


*Whalen, Marilyn and Don Zimmerman. 1987. ‘Sequential and Institutional Contexts in
Calls for Help.’
Social

Psychological Quarterly
, 50(2): 172
-
185

Что такое “институт” с этнометодологической
точки зрения? Статья дает ответ: институт


это способ строить разговор.


Atkinson, Paul. 1988. ‘Ethnomethodology: A Critical Review.’
Annual Review of
Sociology
, 14: 441
-
465.


Maynard, Douglas, and Steven Clayman. 1991. ‘The Diversity of Ethnomethodology.’
Annual Review of Sociology
, 17: 385
-
418.


Richard Hill and Cathleen Crittenden (ed.) 1968.
Proceedings of Purdue Symposium on
. Purdue University (mimeog
raphed). Session 1 (pp. 1
-
55)

Доступен

по

адресу
: http://wwwmcc.murdoch.edu.au/aiem/purdue.pdf


Sacks, Harvey. 'Sociological Description.'
Berkeley Journal of Sociology,

8: 1
-
16


Sacks, Harvey. 1992.
Lectures on Conversation
. Oxford, UK& Cambridge,
Mass.:B
lackwell. Vol
. 1,
Lectures

1
-
14 (
pp
.3
-
125)


Лекция 12. Экономический империализм:

обмен и рациональный выбор


Тезаурус элементарной экономики. От Адама Смита к Вальрасу


эволюция идеи
рыночного равновесия. Парето и Парето
-
оптимальность. Некоторые основны
е
инструменты экономического анализа.



**
Becker
,
Gary
. 1986. ‘
An

Economic

Approach

to

Human

Behavior
.’
Jon

Elster

(
ed
.)

Rational

Choice
.
N
.
Y
.:
Basil

Blackwell: 108
-
122


*Olson, Mancur. 1965.
The Logic of Collective Action.

Cambridge, MA: Harvard
Univer
sity Press. Ch. 1&2, “A Theory of Groups and Organizations” and “Groups Size
and Group Behavior”.
(
pp
. 5
-
66)


Автор идентифицирует условия, которые должны быть выполнены, чтобы рациональные и
эгоистические индивиды приняли участие в восстании. Тираны могут

вздохнуть с облегчением:
при выполнении несложны
х условий, они могут спать спок
о
й
но.

Возможно, Каддафи слишком
полагался на эту книгу…


*Friedman, David, 1977. ‘A Theory of the Size and Shape of Nations.’
The

Journal

of

Political

Economy
, 85(1): 59
-
77


15

Ст
атья доказывает, что стремление к максимизации прибылей от налогообложения
определяет размер и форму
национальных
государств, которые мы видим на карте
Европы.


*
Becker, Gary. 1968. 'Crime and Punishment: An Economic Approach.'
The Journal of
Political Ec
onomy,
76(2): 169
-
217

Экономическая теория преступления и наказания, в которой показывается, как
определяется

оптимальное

число
будущих
престу
плений.


Coleman, James. 1990.
Foundations of Social Theory.

Cambridge, Mass: Harvard
University Press


Hechter
,
M
ichael

and

Sanatoshi

Kazava
.
1997. ‘Sociological Rational Choice Theory.’
Annual Sociological Review
, 23:191
-
214


Emerson, Richard M. 1976. ‘Social Exchange Theory.’
Annual

Sociological

Review
, 2:
335
-
362


Семинар 13. Теория

игр в социологии
.

**
Axelrod,
Robert and Hamilton, William D. 1981. "The Evolution of Cooperation."
Science
, 211(4489):1390
-
6

*
*
Schelling, Thomas. 1960.
The Strategy of Conflict.

Cambridge: Harvard University
Press. Ch. 5 “Enforcement, Communication and Strategic Moves” (pp. 119
-
161)


*Kollock, Peter. 1998. 'Social Dilemmas: The Anatomy of Cooperation'
Annual Review of
Sociology
, Vol. 24. (1998), pp. 183
-
214


Подведение итогов 30 лет дебатов, начатых работами Нэша, Олсона и других: и все
-
таки, в
каких условиях
homo

economicus

способен

к кооперативному поведению?


*Ostrom, Elinor. 1997. ‘A Behavioral Approach to the Rational Choice Theory of Collective
Action.’
The

American

Political

Science

Review
, 92(1):


1
-
22

Результаты экспериментальных исследований, показывающие, чем реальные индив
иды
отличаются от своих теоретико
-
игровых моделей.


*Ross, Don and Paul Dumouchel. 2004. ‘Emotions as Strategic Symbols.’
Rationality and
16(3): 251
-
286

Еще одна теория эмоций, на этот раз, доказывающая, что мы как вид обязаны их появлением
сообра
жениям из теории игр.


*
Laitin, David. 1988. ‘Language Games.’
Comparative Politics
, 20(3): 289
-
302

Против всякого ожидания, статья не имеет никакого отношения к Витгенштейну. Она про
то, как
этнические
группы в поликультурных государствах выбирают, на ка
ком языке
говорить и писать, и как следствием этого является ассимиляция или сепаратизм.



Swedberg
,
Richard
.
2001. ‘Sociology and Game Theory: Contemporary and Historical
Perspectives.’
, 30 (3): 301
-
335


16


Nash, John F. 1950. ‘The Bargai
ning Problem.’
Econometrica
, 18(2): 155
-
162


Лекция

13.
Теория социальных сетей
.



Сеть как система отношений.
Истоки модели в антропологии и социологии 60
-
х.
теория графов. Инсайты Эмерсона, Харрисона Уайта и Берта


структурная позиция и
власть. Брокерст
во, структурная эквивалентность и структурные дыры


откуда
берутся рынки и хорошие идеи.


**
Emerson
,
Richard

M
. 1962. ‘
Power
-
Dependence

Relations
.’
American

Sociological
Review
, 27(1): 31
-
41


**
Burt, Ronald. 2004. ‘Structural Holes and Good Ideas.”
The Am
erican Journal of
Sociology
, 110(2): 349
-
399
9



*Walker, Henry, Shane Thye, Brent Simpson, Michael Lovaglia, David Willer, Barry
Markovsky. 2000. ‘Network Exchange Theory: Recent Developments and New
Directions.’
Social Psychological Quarterly
, 63 (4): 324
-
337


Результаты 40 лет исследований позиционных оснований социальной власти. Власть
происходит не из обл
адания ресурсами, а из локализации

в сети отношений.


*
Padgett, John, and Robert Ansell. 1993. ‘Robust Action and the Rise of Medici, 1400
-
1434.’
Ameri
can Journal of Sociology
, 98(6): 1259
-
1319

Базы данных о связях

между влиятельными семействами Флоренции используются для
того, чтобы
объяснить с помощью новейшего математического аппарата, как
получается,
что в ходе ожесточенной политической конкуренции н
евзрачному диктатору удается
оттеснить своих блестящих соперников.


*Pitts, Forrest. 1979. ‘The Medieval River Trade Network in Russia Revisited.’
Social
Networks
, 1: 285
-
292


Короткая статья, в которой с помощью теории графов объясняется, почему столицей
России является Москва. Требует знакомства с элементарной теорией графов; от того, кто
выберет этот текст, ожидается способность ее презентировать.


Mann, Michael. 1986.
The Sources of Social Power: A History of Power since the
Beginning till A.D. 1760.
Ca
mbridge: Cambridge University Press


Семинар 12. Норт и Новая экономическая история.


**Норт, Дуглас. 1997(1990). Институты, институциональные изменения и
функционирование экономики. М
:
Начала
.
Предисловие

и

Гл
. 1
-
5 (
С
. 12
-
66)


* Coase, Ronald. 1937. ‘
The Nature of the Firm.’
Economica
, 16(4): 486
-
505




9

Технические детали описания эмпирического исследования могут быть опущены при первом
чтении, хотя оно может быть всячески рекомендовано как образец публикуемого сейчас ведущими
мировыми
peer
-
review

журналами.


17


Статья, вводящее понятие “транзакционных издержек”,
одна из двух, принесших
Коузу
Нобелевскую премию. Т
екст, с которого принято отсчитывать историю
неоинституционализма.

*North, Douglass. 1984. ‘Governme
nt and the Cost of Exchange in History.’
The Journal
of Economic History
, 44(2): 255
-
264


Экономическая теория государства.


*
North, Doulgass, and Robert Thomas, 1971. ‘The Rise and Fall of the Manorial System:
A Theoretic Model.’ The

Journal

of

Economic

H
istory
, 31(4): 777
-
803

Еще один классический текст, без упоминание которого не обходится ни один экономист,
объясняющий, “почему капитализм процветает на Западе и терпит поражение во всем
остальном мире”.


*
Williamson
,
Oliver

E
. 1981.
‘The Economics of Org
anization: The Transaction Cost
Approach.’
The American Journal of Sociology
, 87(3): 548
-
577

Развитие понятия транзакционных издержек, используемое для того, чтобы объяснить, где
проходит граница между рынком и фирмой в случаях ко
нкретных секторов рынка
.



Л
екция 14. Латур и STS.


**Latour, Bruno and Steve Woolgar. 1979.
Laboratory Life: The Social Construction of
Scientific Facts
. London

and

Beverley Hills:
Ch.4 ‘Microprocession of scientific facts”


**
Латур
,
Бруно
. 2002 (1983). ‘
Дайте

мне

лабораторию
,
и

я

переверну

мир
!.’
Логос
,

35(5
-
6): 211
-
242


*Gross, Alan G. et. al. 2000.
‘Argument and 17th
-
Century Science: A Rhetorical
Analysis with Sociological Implications.’
Social Studies of Science
, 30(3): 371
-
96


Гросс доказывает, что структура и аргументация ан
глийской и французской научных статей
конца 17 века отражали структуру сообществ ученых: невидимого колледжа праздных
джентльменов (в Англии) и кружка агрессивных искателей королевского спонсорства (во
Франции)


*

MacKenzie, Donald. 1978. ‘Statistical Theo
ry and Social Interests: A Case
-
Study.’
Social
Studies of Science
, 8(1): 35
-
83


МакКензи рассказывает историю возникновения коэффициентов статистической связи для
категориальных переменных, знакомых всем по курсу количественных методов в социальных
науках.

Оказывается, что решающим фактором в возникновении знакомой нам статистики были
расистские увлечения Пирсона.


*
Shapin
,
Steven
, 1995.
A Social History of Truth: Civility and Science in Seventeenth
-
Century England
. Chicago and London: University of Chicago

Press. Ch. 6 (‘A Moral
History of Scientific Credibility’), pp. 243
-
310


Шейпин предполагает, что нововременная европейская наука родилась из духа светского
этикета.



Семинары 13 и 14. Тема опр
еделяется по желанию слушателей.


Приложенные файлы

  • pdf 38014641
    Размер файла: 461 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий