Дети: Да Б.Ё.: Кто самый смелый? Выходи! (дети помогают соединить цифры по порядку, получается кораблик) Б.Ё.: Ух ты, что это? Дети: Корабль Б.Ё.: Ко-ра-бль, его едят?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО»












«ПРАЗДНИКИ КРУГЛЫЙ ГОД» К ПРОГРАММЕ ВОСПИТАНИЯ
И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«БІЗ МЕКТЕПКЕ БАРАМЫЗ»
(от 5 до 6 лет)
_____________________________________________________________
Сборник сценариев













Астана
2013

Разработано на базе Республиканского центра «Дошкольное детство»
Министерства образования и науки Республики Казахстан




Рецензенты:
А. И. Омарбекова, кандидат педагогических наук, доцент
Г. Жанулина, музыкальный руководитель детского сада №1 «Байтерек»













«Праздники круглый год» к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет):
Сборник сценариев. – Астана, 2013.
· 40 с.

Методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных организаций для организации и проведения с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) праздников и развлечений.
Методический и практический материалы предназначены для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных организаций.









Республиканский центр
«Дошкольное детство», 2013



ВВЕДЕНИЕ

Эстетическое воспитание играет большую роль в формировании всесторонне и гармонично развитой личности. В этом направлении основную нагрузку выполняют уроки музыки, дающие ребенку представление о музыкальных жанрах, о жизни великих композиторов, о музыкальной грамоте. 
Музыка сопровождает жизнь ребенка постоянно, дети обычно самостоятельно поют песни во время игровой деятельности или при одевании на прогулку, а также в процессе рисования или мытья рук перед обедом, поют, просыпаясь после тихого часа или возвращаясь с родителями домой. Вот как это выглядит.
Лена К. моет руки перед обедом, у нее хорошее настроение и она весело напевает песенку:
Я водяной, я водяной, никто не водится со мной,
Внутри меня водица,
Ну, что с таким водиться?..
Дети играют в настольно-печатные игры, в ходе игры один ребенок запевает песню, разученную на музыкальном занятии, другие подхватывают. Люба, поиграв с детьми несколько минут, встает из-за стола и берет в руки игрушечный микрофон:
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам...
Девочка пытается подражать эстрадной певице: «Я пою, как Алсу».
За детьми пришли родители. Надев платье, Таня перевоплощается в популярную певицу Катю Лель. Приняв выразительную позу с воображаемым микрофоном в руке, она поет, обращаясь к Коле:
Уси-пуси, уси-пуси,
Большее значение имеют праздники, которые, кроме реализации основных программных требований, создают праздничное настроение, оказывают положительное воздействие на психическое состояние детей, развивают интерес к музыкальной деятельности, дают возможность раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. 
Детский праздник – важная часть жизни ребенка, это радостное событие которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, и конечно отдохнуть от будней. Праздники и развлечения духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
Праздник – это торжество, которое объединяет детей, воспитателей и родителей. Каждый воспитатель дошкольного учреждения стремиться к тому, чтобы ребенок, познавая окружающий мир, получал максимум ярких впечатлений и положительных эмоций. И именно праздник с играми, конкурсами, театральными постановками, в которых задействованы и сами дети, должен стать первой ступенькой учебно-воспитательного процесса и подарить ребенку неподдельную радость познания.
Основной задачей праздников является: создание целостности детского коллектива, использование детского потенциала для выражения своих чувств и эмоций, вовлечение родителей в праздничную деятельность ребенка.
Наша цель создание методического сборника, содержащего рекомендации по подготовке и организации праздников для детей 5-6 лет.


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Законодательно-нормативное обеспечение пособия
Правовой основой данного пособия является Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка, Конституция РК, Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года, Послание Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства», Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан (2012г.), Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011- 2020 годы, Государственная программа обеспечения детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы, Сан ПиН РК от 30.12.2011.
Цель: оказание методической помощи музыкальным руководителям дошкольных организаций по составлению сценариев: «Праздники круглый год» к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет).
Задачи:
- изучить передовой опыт организации педагогического процесса музыкального руководителя в дошкольной организации;
- обобщить и систематизировать современные методы и формы организации и планирования деятельности музыкального руководителя дошкольной организации в обучении детей старшего дошкольного возраста танцам и слушанию музыки.
- подобрать и систематизировать сценарии: «Праздники круглый год» к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет).

Структура пособия:
1. Введение (актуальность, обоснованность, необходимость разработки);
2. Основная часть:
- организация педагогического процесса музыкального руководителя в дошкольной организации и его особенности;
- современные методы и формы организации и планирования деятельности музыкального руководителя дошкольной организации в обучении детей старшего дошкольного возраста танцам и слушанию музыки;
- разработки сценариев к программе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет)
3. Заключение.
Ожидаемые результаты:
повышение профессиональной компетентности и уровня педагогического мастерства музыкального руководителя, качества предоставления образовательных услуг дошкольных организаций.



































ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕГО СПОСОБНОСТИ
Рассмотрим особенности педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, современные тенденции его развития.
Исторически сложилось так, что процесс музыкального развития ребенка находится в некотором отстранении от общего педагогического процесса. Это связано с тем, что задачи музыкального развития детей решаются специальным педагогом (музыкальным руководителем) и, как правило, в специально отведенном для этого месте (музыкальном зале). Преимущества такой формы организации очевидны. Но на практике это часто приводит к тому, что целенаправленный процесс музыкального развития ребенка заканчивается тогда, когда он переступает порог специального помещения для музыкальных игр и занятий.
Поэтому подчеркнем, что перспективы обновления и модернизации процесса музыкального развития и воспитания детей связаны с рассмотрением закономерностей его протекания в логике целостного педагогического процесса.
Итак, что же такое педагогический процесс?
В современной педагогической науке существуют разные точки зрения на понимание сущности педагогического процесса. В самом общем виде педагогический процесс  это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.
1. Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.
2. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.
3.  Этап анализа результатов решения поставленной задачи.
Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.
У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но это не является, по мнению Б.М.Теплова, показателем слабости или отсутствия способностей.
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.
Бывает так, что если какая-либо способность отстает в развитии, то это может тормозить и развитие других способностей. Поэтому, признавая динамичность и развиваемость музыкальных способностей бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. По мнению Л. С. Выготского, нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая 1-2 раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но в первую очередь музыкальных способностей детей.
Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий.
Музыкально-сенсорное развитие дошкольников на основе их интонационного восприятия музыки
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.
Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем».
Педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Понятия «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности само по себе является абсурдным.
Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.
Основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на «вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства».
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.
Б. М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».
Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах (мажорном, минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.
Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.
Длительность звука лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности, музыкального ритма и воспроизведения его образуют одну из музыкальных способностей человека – музыкально-ритмическое чувство. Высота, тембр и динамика составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха.
Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма составляют три основные музыкальные способности, которые образуют ядро музыкальности. Ладовое чувство. Музыкальные звуки организованны в определенном ладу.
Ладовое чувство – это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеют свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство – это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками – устойчивыми, завершенными и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Теплов Б.М. называет его «перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. И значит ладовое чувство одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку.
Музыкально-слуховые представления.
Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения.
Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.
Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух – это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.
«Активное запоминание слуховых представлений, - отмечает Б. М. Теплов, - делает участие двигательных моментов особенно существенным».
Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений – возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений.
Таким образом, музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха.
Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Как свидетельствуют наблюдения, и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Чувство ритма - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Например, эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.
Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки – непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.
Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных музыкальных инструментах.
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки.
Тембровый и динамический слух, исполнительские и творческие способности.
Тембр и динамический слух – разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально-дидактических игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков.
2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ И ТАНЦАМ

Ю. К. Бабанский, выделяет три основные группы методов обучения:
- методы организации учебно-воспитательной деятельности;
- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В первой группе применяются: наглядные методы (исполнение музыкальных произведений или их отдельных фрагментов, показ иллюстраций, репродукций картин художников, рисунков на темы музыкальных произведений, фотографий композиторов, образных игрушек, музыкальных инструментов и др.); словесные методы (рассказ, беседа о музыке, о композиторах, об истории создания музыкальных произведений, вопросы детям, разъяснения и др.); практические методы упражнения в выполнении тех или иных способов действий, применяемых в разных видах музыкальной деятельности. Эти методы направлены на передачу педагогом информации и на ее активное восприятие и усвоение детьми.
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.
Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.
Одно из произведений является основным, и на нем сосредотачивается больше внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому позволяют углубиться в решение поставленной проблемы.
Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, заставляет активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания.
Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор.
Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблицу целесообразнее использовать на начальном этапе работы. Так же после прослушивания можно дать детям творческое задание _ передать услышанное на бумаге, то есть нарисовать рисунок подходящий к данному музыкальному произведению.
Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:
- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
- использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей;
- музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
- использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.
Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.
При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.
Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.).
Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.
Пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах.
С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях). Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.
Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения учащихся, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Правильный подбор песенного материала (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания детей к исполнению песен.
Искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть связана с работой над художественным образом произведения.
Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом.
Что бы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результате в работе с детьми», - говорил В.А. Сухомлинский.
Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость. Сам процесс освоения хорового произведения всегда связан с кропотливой работой по преодолению художественно-исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Эти задачи решаются только в крепко организованном хоре, благодаря целенаправленной работе по усвоению разнообразного репертуара.
Именно хоровое пение как искусство массовое воспитывает в детях чувство искренне любви к своей Родине, народу, способствует всестороннему творческих способностей. Итак, у этой формы особое преимущество:
Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Голосовой аппарат – «инструмент» совершенствуется вместе с ростом человека, его развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувство и эмоций.
Методы и приемы формирования вокально-хоровых навыков детей, эффективность их применения в решении заданий.
Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие "слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре 1октавы ре 2 октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 6 лет чаще всего являются (ми) фа си 1 октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.
К пяти годам дети должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.
Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.
Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание воспитателю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Воспитатель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.
Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
Следует отметить, что приобщение дошкольников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.
Успех работы зависит от умений воспитателя, знаний и учёта возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного подхода к детям при формировании у них певческих навыков, развитии музыкальных и творческих способностей.
Хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Хоровая музыка всегда ярко програмна. Ее содержание раскрывается через слово, через поэтический текст и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно-эмоциональная сущность содержания хоровой музыки как бы удваивается.
Следует отметить коллективный характер процесса хорового пения.
Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речью», что помогает более точно и глубоко выявить музыкальные способности.
Следовательно, на занятиях пением методы воспитания должны отражать принцип массовости, демократизма, искусства.
И слушание музыки, и исполнительское, творческая деятельность детей тесно связаны с музыкально-познавательной деятельностью. Множество форм музыкального восприятия приобщают к знаниям нотной грамоты, учат осваивать закономерности музыкального языка, учат осознавать и воспроизводить музыку.
Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.
Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения.
Не будем конкретно рассматривать обучение игре на каком-то одном инструменте, а порассуждаем вообще об игре на инструментах. Понятно, что для каждого музыкального инструмента разработана своя методика игры на нем и прочее. Важно то, что этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.
Существует два способа игры на музыкальных инструментах: по нотам и по слуху. Обучение игре на инструменте должно проходить параллельно с освоением музыкальной грамоты. Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Этот способ требует серьезной слуховой подготовки. На начальном этапе для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии. Помогает лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления пропевания мелодии.
Одновременно с пением игра способствует постепенному подстраиванию голоса к звукам инструмента. Ощущение унисона, возникающего при этом, воспринимается ребенком положительно. Слухо-вокальная координация налаживается и закрепляется.
Важно, чтобы ребенок почувствовал выразительные возможности инструмента и научился использовать разнообразие его тембровых красок.
Индивидуальное обучение игре на музыкальных инструментах является основополагающим для исполнения музыкальных произведений в ансамбле, оркестром.
Ритмика как один из учебных предметов музыкально-теоретических дисциплин занимает несколько особое место. Освоение музыкально- теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а его эмоционально-образное содержание непосредственно отражается в движении детей. Иными словами, движение используется как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Другой важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки.
Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность.
Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. «Т.С. Бабаджан обусловливает занятия ритмикой «музыкальным стержнем», движение рассматривает, как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом».
Итак, на уроках ритмики ведущая роль отводится музыке, движению второстепенное, но следует помнить о том, что только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.
На уроках ритмики должны осуществляются следующие задачи:
1. Развитие музыкальных способностей;
2. Умение определять музыкальные жанры, различать простейшие музыкальные понятия;
3. Формирование красивой осанки, учить выразительным движениям;
4. Развитие творческих способностей.
Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально- духовного к конкретно-физическому. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Осваивая любую форму музыкальной деятельности, важно учитывать следующие принципы:
- комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
- систематичность;
- постепенность;
- последовательность;
- повторность;
Все перечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.










СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Механизмы реализации: предварительное планирование, предварительное знакомство с историей возникновения праздника, работа над сценарием; индивидуальная работа с детьми и родителями по подготовке праздника, проведение праздника


КОТ ЛЕОПОЛЬД И МЫШАТА ПОЗДРАВЛЯЮТ МАМ
Сценарий праздника с участием детей старшей группы

Ведущая: Дорогие ребята и наши уважаемые гости! Наступило прекрасное время года – весна! Ласковое солнышко растопило снег и весело улыбнулось мамам, бабушкам - всем женщинам на земле! С праздником вас, дорогие женщины, с Днем восьмого марта!  1-й ребенок: Мимозой пахнет и весной, Но сердится зима, А праздник с шумной суетой  Пришел во все дома.  2-й ребенок: В этот яркий светлый день В зале мы собрались, Чтоб порадовать всех мам, Очень мы старались.  3-й ребенок: Разучили мы стихи, Танцы, шутки, песни,  Чтобы мамам в этот день Было интересно.  4-й ребенок: Зажурчала капель, И весна в эту дверь  Яркой птицей Сегодня впорхнула. Так давайте же петь, Веселиться, шутить, В честь весны, Что тепло нам вернула.  ПЕСНЯ “СОЛНЕЧНАЯ КАПЕЛЬ” С.СОСНИНА  5-й ребенок: В этот солнечный день, Песни петь нам не лень, И для мам танцевать в этом зале. Мы, родные, для вас Приготовили вальс, Посмотрите же, как мы старались!  ВАЛЬС  6-й ребенок: Пусть услышат наши мамы, Как мы песенки поем, Вас, родные наши мамы, Поздравляем с женским днем!  ПЕСНЯ “СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ”  Ведущая: Сегодня мы решили показать нашим мамам концерт. А ведущие этого концерта будут очень необычные. А вот и первый из них спешит к нам на праздник.  Звучит музыка из м/ф “Кот Леопольд”. На самокате выезжает Кот Леопольд. Ставит самокат. Выходит на середину. Смотрит на часы.  Леопольд: Кажется, я вовремя. Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! От всей души поздравляю вас замечательным весенним праздником 8 марта! Сегодняшний праздник я буду вести со своими маленькими помощниками. Кстати, а вот и они.  Звучит мелодия песенки “Хвост за хвост” из м/ф “Кот Леопольд”. Появляются мышата. Стреляют из больших рогаток в кота Леопольда.  Леопольд: Как всегда! Сегодня такой светлый праздник, 8 марта, а вы опять за свое. Ребята, давайте жить дружно!  Мышата: Ни за что! Даже ребята не дружат, а что же ждать от нас, мышей?  ТАНЕЦ “ПОССОРИЛИСЬ-ПОМИРИЛИСЬ” (из разработок муз. руководителя.)  Леопольд: Посмотрите, какие дети молодцы, помирились. Давайте и мы не будем ссориться, хотя бы в честь праздника.  1-ый мышонок: Так и быть, в честь праздника ссориться не будем. Мы даже будем тебе помогать, Леопольд.  Леопольд: Вот здорово! А как?  2-ой мышонок: Иди, посиди, отдохни, а мы пока с ребятами поиграем.  1-ый мышонок усаживает Леопольда на стул, в это время 2-ой мышонок подкладывает воздушный шарик и лопает его. Кот пугается.  Леопольд: Ребята, ну давайте жить дружно!  Мышата (смеются): Мы пошутили! Правда, весело, ребята? А теперь давайте поиграем в игру “Лопни шар”.  1-ый мышонок: Но для начала - маленький сюрпризик!  Под потолком подвешен большой обруч, обтянутый тонкой бумагой. На обруче сложены воздушные шары. 1-ый мышонок достает рогатку и бумажный комок. Стреляет в середину обруча, пробивает его. С потолка летят воздушные шарики.  2-ой мышонок: Ура-а! Настоящий салют в честь наших мам и бабушек!  1-ый мышонок: А теперь играем в игру “Лопни шар”. 
ИГРА “ЛОПНИ ШАР”  Шары можно лопать ногой, а можно мягким местом. И то, и другое детям очень нравится. По окончании игры остается много мусора. Леопольд смотрит на все это, качает головой, ворчит что-то себе под нос, начинает собирать хвостики от шаров.  Леопольд: А-я-яй! Сколько мусора. Кто же теперь все это уберет?  Мышата: Как кто? Мы! Правда, ребята?  Леопольд: Кто же это захочет в праздник убираться?  1-ый мышонок: А у нас не простая уборка будет, а игральная!  Леопольд: Это как?  2-ой мышонок: Мамы будут мусорить, а ребята убирать. Вот и увидим, кто у нас настоящий мамин помощник.  ИГРА “МУСОРИМ - УБИРАЕМ” Для игры потребуется 4 ведерка с хвостиками от шариков или мелкими игрушками. По команде мамы начинают разбрасывать игрушки (или хвостики), а дети быстро их собирать в ведерки. Победил тот, кто успел больше собрать.  Леопольд: От вас, мыши, один мусор. Посмотрите на себя, испачкали все костюмчики. Быстро идите и приведите себя в порядок!  1-ый мышонок: Ах, вот ты как с нами! Выгоняешь с праздника? Погоди же, Леопольд! Мы еще вернемся!  Леопольд (поправляет бант на шее): Наконец-то, ушли. А пока они не вернулись, я продолжу концерт.  7-й ребенок: Пусть узнают наши мамы, Как мы весело живем.  Вам, родные наши мамы, Мы стихи сейчас прочтем.  Дети читают стихи к 8 марта.  Леопольд: Молодцы! А сейчас ребята своих бабушек поздравят, польку от души подарят.
ТАНЕЦ “ВЕСЕЛАЯ ПОЛЬКА” (из разработок муз. руководителя)  После того, как танец закончился, звучит музыка, мышата входят в зал с удочками.  Леопольд: Кто к нам вернулся! Наши проказники-мыши. Куда же это вы собрались?  1-ый мышонок: Сам не видишь? На рыбалку.  2-ой мышонок: Небось, хочешь рыбки? Только мы ее тебе не дадим, раз ты с нами не дружишь.  Леопольд: А ловить-то вы ее умеете?  Мышата: Конечно. Учись, Леопольд, как рыбу ловить надо.  Мышата разбрасывают рыбок с петелькой из проволоки. Затем начинают изображать, как они ловят рыбу. У мышей ничего не получается, только путаются в веревках. Кот их распутывает.  Леопольд: Эх, вы, горе-рыбаки! Сейчас наши папы покажут вам, как на самом деле рыбу ловят.  ИГРА “РЫБАЛКА” Для игры потребуются по 8-10 рыбок на каждого рыбака, 2 ведерка, 2 удочки с крючком на конце веревки. Нужно подцепить (поймать) рыбку, положить ее в ведерко. Кто больше поймал, тот и победил.  Леопольд: Ну, что, научились рыбу ловить?  1-ый мышонок: Подумаешь, большое дело – рыбалка! А мы зато в плаванье собрались.  Леопольд: А капитан у вас есть?  2-ой мышонок: Зачем он нам? Мы и сами умеем кричать: “Право руля, лево руля, отдать концы!”  Леопольд: Так значит, вы решили, что этого достаточно? А если буря разыграется, что будете делать?  Мышата: Какая еще буря?  Леопольд: Так я и знал, что ничего вы не знаете. Сейчас ребята вам расскажут, а вы послушайте.
ПЕСНЯ “КАПИТАН” (М. Протасов) Леопольд сидит и читает газету.  1-ый мышонок: Что это он делает?  2-ой мышонок: Газету читает. Нашел время, читатель!  1-ый мышонок: Так, значит, он читает? А концерт за него кто вести будет? Мы, что ли?  2-ой мышонок: Вот мы его сейчас проучим.  2-ой мышонок подходит и комкает одной рукой газету.  Леопольд: Ребята, давайте жить дружно.  1-ый мышонок: Давай! Так мы и так дружно. Игру вот ребятам показываем, “Скомкай газету” называется.  Леопольд: И зачем же хорошую газету комкать?  2-ой мышонок: Это для тебя она хорошая, а не для мам, которые трудятся весь выходной день на кухне, а потом входят в комнату, а там папа сидит и читает ХОРОШУЮ газету. Вот мамочка ее и комкает, и между прочим одной рукой, в другой-то у нее половник!  ИГРА “СКОМКАЙ ГАЗЕТУ” Играют дети и мамы или папы и мамы. Потребуются 2 половника, 2 стула, 2 газеты. Побеждает мама, у которой комок получился меньше.  В зал входят мыши, прячут большую кнопку из картона за спиной.  1-ый мышонок: Леопольд, ты, наверное, утомился концерт вести, в игры играть? Сядь-ка, посиди, отдохни.  Леопольд садится на кнопку, лежащую на стуле, подскакивает.  Леопольд: Ребята, ну, давайте жить дружно!  Мышата: Ни за что!  Леопольд: Что же мне делать?  Ведущая: Ты, Леопольд, слишком добрый. Надо бы тебе “Озверин” принять. 
Ведущая дает Леопольду аскорбинку. Кот принимает таблетку, звереет и выгоняет мышей из зала.  Ведущая: Теперь, Леопольд успокойся. Мыши уже далеко убежали и, наверное, уже не вернутся.  Леопольд: Они мне так надоели со своими шалостями, что узнаю их с закрытыми глазами.  Ведущая: Наши ребята тоже иногда шалят. Как ты думаешь, а мамы своих детишек узнают с завязанными глазами?  Леопольд: А мы это сейчас узнаем.  ИГРА “УЗНАЙ СВОЕГО РЕБЕНКА” Мамам завязывают глаза, подводят несколько малышей, нужно наощупь узнать своего.  Ведущая: Если честно, я не сомневалась, что наши мамы сразу же узнают своих детей, потому что они их очень и очень любят. И перед тем, как закончить наш весенний концерт, давайте для всех-всех мам на свете споем песню. ПЕСНЯ “МАМА”  Входят мышата, вносят большую "конфету" и большой букет цветов и просят прощения у Леопольда. Кот прощает мышат, разворачивает "конфету", в ней - конфетки, которыми Леопольд угощает детей. А мышата дарят цветы мамам, бабушкам и воспитателям.


Сценарий праздничного концерта
"Волшебные конфеты для мам"
посвященный международному женскому дню 8 марта

Звучит торжественная музыка
1-ребенок:
Весна, весна шагает по дворам  В лучах тепла и света.  Сегодня праздник наших мам,  и нам приятно это,.  Наш детский сад поздравить рад,  Всех мам на всей планете.  <Спасибо!> - мамам говорят  И взрослые и дети.  2-ребенок:
В году, весною ранней,  Бывает только раз Такой хороший праздник  У мамы и у нас.  1-ребенок:
Вот опять наступила весна, Снова праздник она принесла. Праздник радостный, светлый, нежный, Праздник всех дорогих наших женщин.
2-ребенок:
Чтоб сегодня вы все улыбались, Ваши дети для вас постарались. Поздравления наши примите, Выступленья детей посмотрите.
Песня

1-ребенок:
Солнце ярко светит людям,
В этот праздничный денёк.
Динь-динь-дон! - поют сосульки.
И смеется ветерок.
2-ребенок:
Ручейки бегут, резвятся.
Лес очнулся ото сна.
Птицы в воздухе кружатся:
Чик-чирик! Пришла весна!
3-ребенок:
Этот праздник все мы любим.
Праздник бабушек и мам.
Он весной приходит клюдям
И улыбки дарит нам!

4-ребенок:
Если спросят: «В целом свете что всего милей?*
Я отвечу, что улыбка мамочки моей!
Что нас светом coгревает, как сама весна?-
Я отвечу: «Нуконечно, мамины глаза!»
5-ребенок:
Если спросят «В целом свете что всего добрей?
Я отвечу: «Это руки мамочки моей!»
Кто нежней всех в целом мире смотрит на меня?
Я отвечу: «Нуконечно, мамочка моя!!
Песня

1-я ведущая:
Яркий лучик солнечный заглянул и окошко
И оставил в комнате светлую дорожку.
По дорожке мы пойдем и в любой заглянем дом.
Вместе с вами мы узнаем, как встречают праздник мамин.

Смотрит вдаль и щурится.
2-ведущий:
Вот я вижупапа с сыном собрались по магазинам
Сумки взяли во-от такие! А серьёзные какие!
Купят много сладостей к мамочки на радости!

6-ребенок:
А в квартире номер пять, в доме номер двадцать.
Папа, дедушка и внук дружно прибираются
Пылесос гудит, как робот, пыль глотает длинный хобот.
Мама скажет «Чистота!»
Мама скажет «Красота!».

1-я ведущая обращает внимание на стол у центральной стены,на котором стоит ваза с цветами,открытка и коробка конфет.
Ну а здесь уже порядок! Чудный розовый букет
И открытка - милым мамампоздравленье и привет.
А вкоробочке конфеты! Для кого? Скажите, дети!
Верно, мамам угощенье, утощенье-объеденье!

2-ведущий:Так, так, посмотрим- На коробке надпись. Да конфеты - волшебные! Послушайте! (Читает.)–
Сьешьконфету - и желанье загадай,
Всё исполнится в одно мгновение!
Иповерьте, сразу, в тот же миг
Станет радостным, весёлым настроение!
Вот интересно! Ну что, кто первым попробует эти замечательные конфеты?
Мальчик__________идет и маме дает конфету:
1-мама:
Я так хочу, чтоб мой сынишка
Бесстрашным, смелым рос мальчишкой.
Чтобы защитником он рос,
По пустякам не лил чтоб слёз!

1-я ведущая: Я с радостью раскрою вам секрет
Всёрёвушек-мальчишек в группе нет.
Да и для слёз нет никаких причин
Взгляните все на истинных мужчин!

Мальчики маршевым шагом идут в центр зала.
1-я ведущая: Мальчишки наши не только храбрые и отважные, они могут быть галантными кавалерами! Посмотрите, как красиво они умеют приглашать на танец своих подружек!
Парный танец

2-ведущий:Ну что, убедились, дорогие гости, что конфеты волшебные? Без ваших ловких и умелых рук маме не обойтись. Согласны, ребята?
На кухне дел порой невпроворот.
Для супа кто горох переберет?
Ведь Золушки лишь в сказках и бывают.
А мамам дочки пусть скорее помогают!
Мальчишки, пуговки вам нужно разложить,
Чтоб мамочкам удобней было шить.

Проводится соревнование «Золушки и портные»
1-я ведущая: Мы снова угощаем мам конфетами.
Девочка__________идет и маме дает конфету:
2-мама:
А мне очень-очень хочется поздравить маму свою,
Пускай она уже старенькая, я очень её люблю!

7-ребенок:
А давно ли бабушка молодой была?
Высоко да гордо голову несла.
Женихи к ней сватались, подарки приносили,
Много нежных добрых слов бабушке дарили.
А мы покажем бабушке хоровод -Лебёдушка-.
Пусть вспомнит, как была она красавицей, молодушкой!

Хоровод «Лебедушка».
1-я ведущая: И ещё одна конфетка! А значит, ещё одно желание исполнится!
Девочка__________идет и маме дает конфету:
3-мама:
Когда я маленькой была, из соски молочко пила
И кашу манную я ела... Как быстро время пролетело!
Нельзя ли в детство заглянуть, хотя б на несколько минут?

2-ведущий:
Конечно, сегодня всё возможно!
И вот вы уже снова девочки - Тани, Наташи и Леночки!

Сценка «Детство»

1-я ведущая:
В коробке осталась одна конфетка.
А можно, мы ее подарим маме детского сада «Карлыгаш»
В честь праздника пусть загадает желание Гульнар Казизовна!
4-мама:
Солнца, улыбок, чистого неба.
Первых цветов на проталинках снега.
Счастья, здоровья, конечно, любви.
Всем вам желаем в праздник Весны!

Ведущий:
Сегодня  мы постарались поздравить всех мам и бабушек с женским днём 8 Марта  и  порадовать их нашим концертом.
Все участники праздника выстраиваются перед гостями.
Ребенок: 
Мы долго думали, решали:
Что нашим мамам подарить?
Ведь подарок, мы сказали,
Самым лучшим должен быть!
Ребенок: 
И решили сделать мы
Для всех мамочек цветы
Да такие, чтоб могли
Исполнить маме все мечты
Реб:. Подарю я маме не простой цветок.  Разноцветным будет каждый лепесток. Красный пусть подарит  платье, что захочет Ребенок: 
А жёлтый пусть доставит ей путёвку в Сочи. Ребенок:
Зелёный - и папа мой рыцарем станет.
 И звёздочку с неба для мамы достанет. Ребенок:.
Оранжевый дарит пусть маме тепло. Ребенок: .
А белый, чтоб ей на работе везло. Ребенок:.
А розовый листик – он нежный такой!
Хочу, чтоб всегда была мама со мной! Ребенок:.
Синий листок – чудо произойдет.
И лично для мамы Киркоров споёт! Ребенок:
Пусть мама листочки с цветка отрывает. Цветок наш желания все исполняет. Ребенок: .
Милые мамочки, добрые, нежные, Примите от нас вы цветы волшебные! Вы будьте прекрасны, как эти цветы,  И всех окружайте теплом доброты!
Песня «Мама-первое слово»


Сценарий мероприятия
«Наурыз пришел в мой край родной!»
для детей старших групп
1-ведущий: Наши друзья - казах, киргиз  Нынче правят Наурыз!  На тот праздник Мейрамы Были зваными и мы. Русские соседи были на обеде. На богатом дастархане Сытый жирный бесбармак Приготовленный из баранины Под хмельной кумыс-арак! Завершили той чайком С истопленным каймаком. И с собой гостинцев в руки - Иримшик да баурсаки Дали добрые казахи: - Пусть полакомятся внуки!
(П. Колесников. г. Костанай) 2-ведущий: Милые дети, сегодня мы с вами будем говорить о Новом годе. Какой Новый год весной, спросите вы. Но, именно в ночь с 21 на 22 марта - в день весеннего равноденствия казахи встречали Новый год. "Наурыз" в переводе с казахского - "новый день". Празднование Нового года у казахов отмечено своеобразными чертами. Так казахи называли Наурыз также "Улыс кyні" ("Первый день Нового года"), "Улыстын улы кyні" ("Великий день народа"). Отношение народа к Наурызу характеризуется тем, что мальчиков, родившихся в этот день называли Наурызбай или Наурызбек, а девочек - Наурызгуль или Наурыз. 1-ведущий: Существуют легенды о происхождении и названии Наурыза. Так по одной из них Наурыз - имя предка казахов, у него не было детей. Перед смертью Наурыз обратился к пророку со словами сожаления о том, что ему некому оставить свое имя. Чтобы сохранить имя старика пророк дал имя Наурыз-коже. Наурыз - день рождения и смерти предка казахов. 2-ведущий: Согласно другой версии, Наурыз - имя нищего. Перед смертью он обратился к старикам со словами, что ему некому оставить свое имя. Старики обещали ежегодно готовить Наурыз-коже в память о нем. 1-ведущий: До наступления праздника люди приводили в порядок свои дома, расплачивались с долгами, поссорившиеся - мирились. А в этот день в каждой семье накрывали дастархан - скатерть с различными явствами. Для угощения соседей готовилась похлебка - "Наурыз-коже" - из семи элементов: различных круп, мяса, соли и жира. А мы попросим наших девочек накрыть нам праздничный дастархан. Для этого, из предложенных карточек с названиями различных блюд, нужно выбрать названия казахских национальных блюд. ("Палау", "Драники", "Шубат", "Квас", "Борщ", "Самса", "Баурсаки", Чак-чак", "Курт", "Кумыс", "Наурыз-коже", "Иримшик", "Куырдак", "Манты"). В заключении трапезы старший из присутствующих (а мы попросим ващу учительницу) дает благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало ваши семьи. 2-ведущий: А в это время наши мальчики - будущие джигиты - тоже не остаются без дела - они собирают казахского воина в дорогу. Для этого им также из предложенных вариантов различных частей амуниции, нужно выбрать те, что возьмет с собой джигит. ("Алдаспан", "Плеть", "Найза", "Шокпар", "Колчуга", "Шлем", "Копье", "Латы", "Забрало"). 1-ведущий: В день Наурыза казахи одевали праздничную одежду. И мы попросим наших девочек нарисовать казахскую красавицу в национальной одежде. А мальчики пусть нарисуют юношу в национальной одежде. 2-ведущий: В этот день рассвет встречали все вместе. В полдень на условленном месте резали быка и варили из его мяса блюдо "бел кетерер" ("выпрямляющий стан"). После этого начиналась игра "Ай ыин-уйкыш" ("Друг другу навстречу"). А мы с вами сыграем в эту игру так: команда мальчиков становиться напротив команды девочек, посередине ставим шкатулку с призом. Теперь каждая команда по очереди называет героя казахских сказок или эпоса и делают шаг вперед. На раздумье дается 2-3 секунды. Побеждает тот, кто первым дайдет до шкатулки. 1-ведущий: Праздник "Наурыз-мейрамы" не обходился без спортивной борьбы. Вот и мы с вами проведем казахскую национальную игру "Вытолкни из круга" или "Схватка". Рисуем круг. Из команд приглашаются 2 участника. Они становятся друг напротив друга в круг. На одной ноге. Задача: вытолкнуть противника из круга, подталкивая его только плечом или грудью. 2-ведущий: В этот день совершали взаимные визиты, обменивались поздравлениями, подарками и пожеланиями благополучия и достатка в будущем году. Вы тоже приготовили подарки друг другу, пожалуйста, обменяйтесь ими. 1-ведущий: День заканчивался театрализованным представлением. (Дети представляют сказку "Алдар Косе и кость"). Вот и закончился наш праздник. Желаем вам добра и радости,счастья и здоровья, успехов и удачи в Новом году! Рекомендации по подготовке и проведению мероприятия: Заранее предложить детям прочитать казахские народные сказки; Познакомить детей с казахскими национальными блюдами, казахской национальной одеждой; Предложить детям подготовить инсценировку казахской народной сказки; Изготовить вместе с детьми подарки.


СЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА ДЛЯ ВЫПУСКНОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА
Длительность утренника - 50 минут.
Требуется 2 ведущих.
Необходимые для утренника костюмы: 1. костюмы пастушков, 2. народные костюмы, 3. картонные накидки-часы.
Реквизит для утренника на выпуск в школу: три картины, иллюстрирующие "Картинки с выставки" (музыка М. Мусоргского).
В зал заходят ведущие.
1-й ведущий:  Ах, сколько раз в просторном зале  Мы с вами праздники встречали!  Но этот ждали столько лет -  И вот настал торжественный момент!
2-й ведущий:  Мы наших милых малышей  Сегодня в школу провожаем,  Добра и счастья им желаем!  Дорогу школьникам скорей!
В зал входят парами дети, их представляют. "Танец пастушков" (музыка П.И. Чайковского).
1-й ведущий:  Пять лет мы ждали этот день,  Но наступил он как-то сразу.  И расцвела для вас сирень,  Как не цвела еще ни разу.
2-й ведущий:  Букеты, музыка, стихи  И светлый от улыбок зал -  Все это вам, выпускники,  Сегодня ваш последний бал.
1-й ребенок:  Ты нас принял малышами,  Детский сад, наш дом родной,  Мы теперь большими стали  И прощаемся с тобой.
2-й ребенок:  Здесь родными стали стены,  И кроватки, и игрушки,  Воспитатели и няни,  И мои друзья-подружки.
3-й ребенок:  Но пришла пора учиться,  Скоро прозвенит звонок  И весенней, звонкой песней  Позовет нас на урок.
4-й ребенок:  Здравствуй, школа! Первый класс!  Посмотри скорей на нас!  Тани, Саши и Наташки -  Вот какие первоклашки!
Танец "Полька" (музыка Т. Корганова) или танец "Летка-енка" (музыка Г. Подэльского).
5-й ребенок:  Ну, вот и все! Пришла пора проститься.  И школа ждет вчерашних дошколят.  Все впереди у нас, но только в детский сад  Нам никогда уже не возвратиться.
Песня "Прощай, наш детский сад" (музыка С. Соснина, слова И. Черницкой).
Ведущий: Ну что ж, давайте в этот час мы вспомним, как мы здесь жили, учились, играли, сочиняли сказки, гуляли, пели, танцевали. Давайте возьмем всего один день жизни в детском саду. А сколько их было!
Выходят двое детей.
1-й ребенок:  Мы сегодня вам расскажем,  Даже кое-что покажем:  Как мы в садике играли,  Что читали, рисовали.
2-й ребенок:  Знают все, что каждый час  По минутам расписан у нас.  Стрелки весело бегут -  Нам скучать не дают.
Танец "Часиков" (грамзапись песни "Ходики с кукушкой", музыка П. Синявского).
1-й ребенок (переводит стрелки на 8.30 утра):  Восемь тридцать - время наше:  Мы садимся кушать кашу.  Песня-инсценировка "Манная каша" (музыка Л. Абелян).
2-й ребенок: (переводит стрелки на 9.00 утра):  Девять часов утра -  Заниматься нам пора.  На занятие музыки мы вас приглашаем,  Здесь мы танцуем, поем и играем.
Хоровод "Весна-красна" (обработка русской народной мелодии, текст И. Якушиной).
3-й ребенок:  Мы очень любим рисовать,  Уменья нам не занимать.  В детском саду нас научили  Красоту понимать и ее создавать.
4-й ребенок:  Мы картины здесь писали,  А потом их оживляли  И в назначенный час  Приглашали на выставку вас.
Выносят три картины, иллюстрирующие "Картинки с выставки" (музыка М. Мусоргского). "Оживление" картин.
1-й ребенок:  Развитие речи - занятие важное:  Ведь буквы писать - уметь должен каждый.
2-й ребенок:  Мы не просто буквы знаем -  Из них слова мы составляем.  К мамам мы не пристаем:  Сказку сами мы прочтем.
3-й ребенок:  Имена свои писать мы умеем тоже.  Грамота нам всем нужна,  Всем она поможет.
Ведущий: Что ж, сейчас проверим. Составьте слова.
Первый конверт - слово "Дружба". Песня "С нами, друг!" (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой).
Второй конверт - слово "Россия".
1-й ребенок:  Вижу чудное приволье,  Вижу нивы и поля -  Это русское раздолье,  Это русская земля!  Вижу горы-исполины,  Вижу реки и моря -  Это русские картины,  Это Родина моя!  Слышу песни жаворонка,  Слышу трели соловья -  Это русская сторонка,  Это Родина моя!
2-й ребенок:  Небо синее в России,  Реки синие в России,  Васильки и незабудки  Не цветут нигде красивей!
Песня "Моя Россия" (музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой).
Третий конверт - слово "Мама".
1-й ребенок:  Сто путей, дорог вокруг  Обойди по свету,  Мама - самый лучший друг,  Лучше мамы нету!
Кубинская песня "Моя Мама" (музыка в обработке С. Соснина, русский текст В. Крючкова).
2-й ребенок:  А на математике мы считаем,  Цифры пишем и задачи решаем.
Ведущий: А теперь проверим, как вы умеете решать задачи.
1-я задача.  На базаре ежик накупил сапожек:  Сапожки по ножке - себе,  Поменьше немножко - жене,  С пряжками - сыну,  С застежками - дочке.  Все уложил в мешочке.  Сколько в семействе у ежика ножек  И сколько купил на них ежик сапожек?
2-я задача.  Вяжет бабушка лисица  Трем внучатам рукавицы: -  Подарю вам скоро, внуки,  Рукавичек по две штуки.  Берегите, не теряйте!  Сколько всех, пересчитайте!
3-я задача.  Шесть веселых медвежат  За малиной в лес спешат,  Но один малыш устал,  От товарищей отстал.  А теперь ответ найди:  Сколько мишек впереди?
4-я задача.  Пять ребят в футбол играли,  Одного домой позвали.  Он глядит в окно, считает:  Сколько их теперь играет?
5-я задача.  Подарил утятам ежик  Восемь кожаных сапожек.  Кто ответит из ребят,  Сколько было всех утят?
6-я задача.  Сколько концов у палки?  А у двух палок?  А у двух с половиной?
Ведущий: Молодцы! Видно, что с математикой все дружны. После такого трудного задания давайте немного поиграем.
Игра "1, 2, 3, 4, 5" (построение парами, тройками и т.д.) (музыка Е. Теличеевой).
1-й ребенок:  На часах поет кукушка,  Говорит: "Пора прощаться!"
2-й ребенок:  До свидания, игрушки,  Жалко с вами расставаться.
3-й ребенок:  До свиданья, куклы, мишки  И картинки в наших книжках!  Поиграют в вас ребята,  Как играли мы когда-то.
Песня "Прощание с игрушками" (слова и музыка Т. Бокач). Дети складывают игрушки. Фея Игралия их уводит. Все дети с цветами становятся полукругом.
1-й ребенок:  "Спасибо", - нежно говорим  Мы воспитателям своим.  Еще признаемся мы вам:  Похожи вы на наших мам.  Спасибо вам сто тысяч раз,  Всю жизнь мы будем помнить вас.
2-й ребенок:  Спасибо нашим милым няням  За их заботу и старанье!
3-й ребенок:  Спасибо тем, кто нас  Учил лепить и рисовать!
4-й ребенок:  Спасибо тем, кто нас  Учил и петь, и танцевать!
5-й ребенок:  Спасибо всем тем,  Кто на кухне работал,  Нам кашу варил и готовил компоты!
6-й ребенок:  Спасибо тем, кто нас лечил  И ставить градусник учил,  Смотрел, чтоб наши щечки  Алели, как цветочки!
7-й ребенок:  За то, что дом наш - детский сад -  Был год от года краше,  Сказать "спасибо" мы должны  Заведующей нашей.  Все дети.  За то, о чем мечтали здесь  Мы много лет подряд,  За то, что было, будет, есть,  Спасибо, детский сад!
Песня "До свиданья, детский сад!" (музыка Ю. Слонова, сл. В. Малкова). Дети дарят цветы сотрудникам детского сада и приглашают их на вальс.
В сценарии использованы материалы: из сборника С.Н. Захаровой "Праздники в детском саду", стихи Л. Дымовой, Ф. Савинова

Праздник - развлечение
Ко «Дню защиты детей»
«Бабка Ёжка в гостях у детей»
Цель: создать праздничное настроение у детей, закрепить знания полученные в учебном году по математике и по теме «транспорт».
Атрибуты: торба (сумка), бубен, на стене заранее развешаны цифры обозначающие контур корабля, мел.
Ход праздника:
(Дети на веранде, к ним забегает Бабка Ёжка)
Бабка Ёжка: Привет, крошки!
Ох, устали мои ножки,
Долго к вам я
собиралась
И красиво наряжалась
Отскоблила грязь
от тела
Платье лучшее надела
Вилкой волосы чесала
Спичкой зубы ковыряла
Ножниц в доме не нашлось
Ногти обгрызать пришлось
Наконец, на праздник пришла
И задания вам принесла!
- Меня вы узнали, друзья!
Да, Бабка Ёжка – это я!
(пожимает всем руки)
- А теперь, представьтесь вы!
Назовите своё самое озорное имя!
(дети называют свои озорные имена)
Б.Ё.: Ой, кто это рвётся наружу из торбы (в сумке слышится звук бубна)
- А-а-а, это мой весёлый бубен, он не может удержаться, если рядом много детей. Вы поиграете с ним?
Дети: Да!
Б.Ё.: тогда слушайте правила!
- Пока играет музыка, надо передавать бубен из рук в руки, друг другу. Музыка остановится, и тот у кого в руках окажется бубен, под весёлую музыку танцует с бубном в руках, вот так (показывает). Понятно?
Игра «Весёлый бубен»
(дети садятся на свои места)
Б.Ё.: Как же мне весело! А вам?
Дети: Да!
Б.Ё.: ну, это уже слишком! Я ведь всё-таки Бабка Ёжка, и мне не нравится, когда очень весело. Надо вам настроение испортить! Люблю я поворчать, это моё любимое занятие. Сейчас я буду на вас ворчать, а вы должны будете отвечать!
Игра – ворчалка «Это я, это я, это все мои друзья!»
Б.Ё.: отвечайте громко, дружно:
«это я, это я, это все мои
друзья»
отвечайте громко, но
есть условие одно:
кое-где вы промолчите,
а где нужно – там кричите!

· Кто из вас, скажите, дети, целый год мечтал о лете?

· Кто из вас сейчас узнаем, здесь от скуки умирает?

· Кто в лесу, на речке, в поле играться любит на просторе?

·Летом кто всех удивляет – в постели лёжа отдыхает?

· Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать?

· Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

· Кто из вас такой ловкач, лучше всех играет в мяч?

· Кто из вас, все скажут ах, загорает в сапогах?

· Кто их вас, узнать хочу, забияка и драчун?

· Кто из вас, из всех, ребятки, держит вещи все в порядке?

· Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
Б.Ё.: У-у-ух, как хорошо поворчали, мне даже легче стало!
(замечает цифры на стене)
Б.Ё.: Что это такое? Это какое-то заклинание?
Дети: это цифры
Б.Ё.: А если их соединить, вы можете отгадать, что получится?
Дети: Да
Б.Ё.: Кто самый смелый? Выходи!
(дети помогают соединить цифры по порядку, получается кораблик)
Б.Ё.: Ух ты, что это?
Дети: Корабль
Б.Ё.: Ко-ра-бль, его едят?
Дети: Нет, это водный транспорт.
Б.Ё.: Водный! А какой ещё есть транспорт?
Дети: Наземный, воздушный
Б.Ё.: Да, знаю, наземный – это мои куриные ножки, а воздушный – моя ступа.
Дети: Нет. Наземный – машины, поезда, велосипед. Воздушный – самолёт, вертолёт, воздушный шар, ракеты.
Б.Ё.: А зачем он нужен?
Дети: На нём можно путешествовать!
Б.Ё.: Я очень люблю путешествовать, как полечу на своей ступе, над лесами, над полями, над реками и морями. А вот по воде ни разу не путешествовала, у вас ребята, есть корабль?
Дети: Есть.
Б.Ё.: Прокатите меня, пожалуйста!
(идут и рассаживаются на корабле)
- Ой, море волнуется, волны поднимаются, а сколько морских фигур (звучат звуки моря)
Игра «Море волнуется»
Б.Ё.: Пора возвращаться, буря надвигается. Вижу Землю, лес, там мой друг живёт, Михайло Иваныч – медведушка косолапый. Очень он любит грибы, да ягоды.
Игра «У медведя во бору»
Б.Ё.: Как мне было весело с вами, ребята! Я решила, что больше не буду вредничать, буду веселится.
- Обещайте, что всегда будете дружными и весёлыми, тогда я к вам ещё прилечу.
- А чтобы вы меня не забыли, подарю вам подарочки, подставляйте ручки.
(дарит подарки и убегает)







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любые праздники в детском саду надолго остаются в памяти детей, поэтому нужно стараться подходить к организации этих мероприятий очень ответственно. Каждый свой шаг и каждое действие желательно хорошо спланировать и расчитать по времени, обязательно держа в уме, что могут быть какие-то внеплановые ситуации. Нужно обязательно иметь «свободу манёвра», небольшой запас по времени и быть готовым к тому, что что-то пойдёт не по плану. Ребёнок может капризничать, кто-то забудет слова, кто-то не захочет танцевать – конечно это, не очень положительно сказываются на общем настроении, но делать из этого трагедию совсем не стоит, эти вещи случаются регулярно и опытный педагог всегда найдет возможность успокоить капризных малышей и вернуть их в общий праздник.
Подготовка к выпускному в детском саду, празднику-развлечению или новогоднему утреннику имеет много общих моментов, которые могут упростить этот процесс. Сценарии различных по времени проведения и сути мероприятий в детском саду стоит собирать и анализировать на будущее. Есть много мелочей, которые кажутся простыми и очевидными, но которые могут серьёзно повлиять на утренник. Возьмём, к примеру, процесс переодевания детей в костюмы. Если заранее не выяснить чьи родители не смогут присутствовать на утреннике и помочь детям в переодевании, то можно оказаться в очень неприятной ситуации, когда большая часть детей путается в костюмах и теряет от них какие-то части, а вы (воспитатель и няня) не в состоянии быстро справиться с возникшим осложнением.
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.
· М., 1968.  2. Ибука М. После трёх уже поздно.
· М., 1992.  3. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.
· М., 1983.
4. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1989.
5. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1998.
6. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1980.
7. Семенова Т. С., Лукашевич Т. П. Формирование творческой инициативы у дошкольников в деятельности // Новые исследования в психологии. М., 1984. № 2
8. Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. М., 1990. № 6.
9. Березовчук Л. Музыка и мы. Самоучитель элементарной теории музыки. М., 1996.
10. Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. М., 1976.
11. Викторов В. Наталия Сац и Детский музыкальный театр. М., 1993.
12. Гаккель Л. Исполнителю, педагогу, слушателю. Л., 1988.
13. Гаккель Л. Я не боюсь, я музыкант. М., 1993.
14. Галеев Б. Содружество чувств и синтез искусств. М., 1982.
15. Ершова А. Искусство в жизни детей. М., 1994.
16. Кац Б. Временалюди музыка. Л., 1988.
17. Кленов А. Там, где музыка живет. М., 1994.
18. Кленов А. Симфония с сюрпризом (Юному любителю музыки).
· Л., 1975.
19. Книга о музыке / Сост. О. Очаковская. М., 1971.
20. Королева Е. Музыка в стихах и картинках. М., 1994.
21. Левашова Г. Музыка и музыканты. Л., 1969.
22. Музыкальный энциклопедический словарь / Под ред. Д. В. Кельдыша. М., 1991
23. Осовицкая 3., Казаринова А. В мире музыки. М; 1996.









СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Общие положения .

4

Современные методы и формы организации и планирования деятельности музыкального руководителя дошкольной организации в обучении детей старшего дошкольного возраста слушанию музыки и танцам .



6

Сценарии праздников для детей старшего дошкольного возраста ...

18

Заключение .

38

Список литературы

39










13PAGE \* MERGEFORMAT14115




уђ Заголовок 1©ђ Заголовок 315

Приложенные файлы

  • doc 38015175
    Размер файла: 228 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий