бль. 24.Динамическийансам-. бль. Звукоизвлечение. Отработка динамических оттенков при игре на ложках с танцевальными движениями.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Музыкальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее
поколение, взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным инструментам отводится особая роль. Они вызывают у ребёнка большой интерес, вовлекая их в сферу музыки, помогая развивать творческие способности.
Значение исполнительской деятельности трудно переоценить в личностном развитии детей. Игра на музыкальных инструментах расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний о музыкальном искусстве, влияет на развитие моторики детей. В процессе обучения игре на музыкальных инструментах воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка, что в дальнейшем способствует успешной социализации детей.
Актуальность программы в том, что содержание ее построено на возрождении лучших традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки.
Новизной программы является не только обучение игре на ложках, других народных музыкальных инструментах, но и приобщение детей к творческой деятельности, познавательные беседы об истории русского народного быта, народных приметах, русских народных костюмах, промыслах, русском фольклоре, русских народных праздниках, изучение народных песен, частушек.
Цель программы:
Приобщить детей к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, обогатить их духовно-нравственными ценностями, развить творческие способности детей, обучить их игре на ложках и других русских народных инструментах.
Задачи: Образовательные:
- Обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование
необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных
инструментах;
- Расширять знания в области инструментального искусства;
- Познакомить с лучшими образцами инструментального искусства;
- Познакомить с традициями русского быта.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и глубокий интерес к инструментальному жанру;
- Воспитывать музыкальную культуру;
- Воспитывать личностные качества: ответственность, организованность, аккуратность,
самостоятельность, активность и др.;
- Совершенствовать нравственно - эстетические и духовные ценности личности.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать музыкальные способности детей;
- Формировать исполнительские навыки эмоциональной и выразительной игры на инструментах;
- Приобщать обучающихся к музыкальному творчеству;
- Расширять представления об окружающем мире благодаря музыкальному искусству;
- Формировать навыки сценического поведения при участии в концертной деятельности;
- Расширять музыкальный кругозор детей благодаря знакомству с разнообразным репертуаром.
- Развивать музыкальный слух, чувство ритма как важных факторыхов в едином ансамблевом
исполнении;
- Развивать внимание, память, мышление, моторику, фантазию.
Принципы педагогического процесса:
- Принцип доступности;
- Принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством игры на инструментах,
от простого к сложному;
- Принцип соразмерности нагрузки уровню и сохранению здоровья ребенка;
- Принцип творческого развития;
- Принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- Принцип индивидуального подхода;
- Принцип практической направленности;
- Принцип успешности.
Основные технологии:
- Личностно-ориентированные;
- Объяснительно-иллюстративные;
- Индивидуализации обучения;
- Деятельностный подход;
- Информационно-коммуникативные;
- Здоровьесберегающие;
- Игровые.
Основной формой работы в кружке «Озорные ложки» является групповое занятие по расписанию. Занятия проводятся ансамблем - 1 раз в неделю. Всего – 36 часов в год. Продолжительность занятия 1 час.
Расширяя кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной культуре используются следующие формы занятий: теоретические и практические, групповые и индивидуальные.
- Теоретические занятия (беседы: сведения о музыкальной грамоте, анализ музыкальных произведений, рассматривание подлинных русских народных инструментов; знакомство с русским народным костюмом; знакомство с промыслами, русскими народными праздниками, русским фольклором; просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет, рассматривание иллюстраций; слушание народных музыкальных произведений в исполнении творческих коллективов).
- Практические занятия (отработка учебно-тренировочных навыков в упражнениях, освоение техники и приёмов игры на инструментах; отработка танцевальных движений с инструментами; постановка ритмично – танцевальных композиций с ложками; выполнение игровых миниатюр, импровизаций, инсценировок; репетиции; концертные выступления.Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Одним из ведущих приёмов обучения детей является демонстрация педагогом игры на музыкальных инструментах.
Содержание программы
(1-й год обучения)
Занятие 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. ОТ и ТБ инструкция №5 по правилам поведения в кабинете. Содержание работы кружка. Цели и задачи.
Разнообразие детских музыкальных инструментов.
Занятие 2. Разновидности бубнов и погремушек.
Теоретическая часть. Строение и устройство инструментов.
Практическая часть. Свободные игры, пляски с инструментами. Игра с попевкой.
Занятие 3. Разнотембровые и динамичные бубны и погремушки.
Теоретическая часть. Знакомство с понятиями: «Тембр. Динамика».
Практическая часть. Определение на слух по тембру и динамике различных бубнов и погремушек.
Игра на инструментах под русские народные мелодии.
Занятие 4. Приёмы игры на погремушке и бубне.
Практическая часть. Знакомство с техникой и приемами игры на погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу).
Знакомство с техникой и приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу.
Игра с попевкой, с песней. Свободные игры.
Занятие 5. Разновидности барабанов, колокольчиков и треугольников.
Теоретическая часть. Строение и устройство и барабана: корпус, два донца, палочки, ремешок.
Показ различных барабанов: большого, малого, железного.
Строение и устройство колокольчика: юбочка, язычок, ушко.
Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские.
Строение и устройство треугольника. Показ треугольника.
Практическая часть. Игра с попевкой, с песней.
Занятие 6. Разнотембровые и динамичные барабаны и колокольчики.
Теоретическая часть. Повторение понятий: «Тембр. Динамика».
Практическая часть. Определение на слух по тембру и динамике различных барабанов и колокольчиков.
Разновидности барабанов и колокольчиков: звонкие, глухие, звенящие, грубые, мелодичные, нежные, громкие, тихие – в зависимости от вида и приёма игры на них. Свободные пляски и игры с инструментами
Занятие 7. Приёмы игры на барабане, колокольчиках и треугольнике.
Практическая часть. Знакомство с техникой и приемами игры на колокольчиках: встряхивание, трель, удар палочкой, пальцем. Знакомство с техникой и приемами игры на треугольнике: трель, удар палочкой.
Знакомство с техникой и приемами игры на барабане: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь, удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу. Игра с попевкой, с песней. Свободные игры.
Занятие 8. Металлофон, его строение. Тембр, регистр, динамика.
Теоретическая часть. Строение и устройство металлофона: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек.
Практическая часть. Определение на слух тембра, регистра (звуки разной высоты), динамических оттенков. Игры на развитие чувства ритма, памяти, тембрового слуха, регистровых изменений.
Свободные игры. Игра с попевкой.
Занятие 9-10. Приёмы игры на металлофоне.
Практическая часть. Знакомство с техникой и приемами игры на металлофоне: удары по пластинкам, «ручеёк». Выполнение упражнений. Игры на развитие чувства ритма, памяти, тембрового слуха, регистровых изменений. Игра по нотам.
Занятие 11. Музыкальные игрушки. Народные промыслы: «Дымковская сказочная страна».
Теоретическая часть. Беседа и показ музыкальных игрушек: неваляшек, органчиков, музыкальных волчков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. Знакомство с народными промыслами. История создания дымковских игрушек. Свободные игры на инструментах.
Занятие 12. Творческие задания. Приёмы игры на музыкальных инструментах.
Практическая часть. Повторение всех приемов игры на бубне, погремушке, колокольчике, треугольнике, барабане, металлофоне. Игра с попевкой. Игра по нотам.
Занятие 13. Духовые инструменты. Свирель, ее строение.
Теоретическая часть. История создания духовых инструментов, их разновидности.
Знакомство с музыкальным инструментом – свирель. Строение и устройство свирели:
Практическая часть. Расположение пальцев на свирели. Звукоизвлечение. Дыхание.
Занятие 14-15. Приёмы игры на свирели.
Практическая часть. Знакомство с техникой и приемами игры на свирели. Выполнение упражнений по показу. Звукоизвлечение. Дыхание. Расположение пальцев на свирели. Игра по нотам.
Занятие 16. Народные промыслы: «Чудо филимоновских игрушек».
Теоретическая часть. Беседа и показ музыкальных игрушек. Знакомство с народными промыслами.
История создания филимоновских игрушек». Изготовление экспериментальных инструментов-самоделок.
Занятие 17-18. Игра по нотам на металлофоне и свирели.
Практическая часть. Знакомство с нотным станом, нотами, скрипичным ключом. Рисование скрипичного ключа и нот. Игра по нотам. Импровизация. Подыгрывание себе знакомых песенок.
Занятие 19. Деревянные ложки, их строение.
Теоретическая часть. Беседа о строении ложки: палочка ручка, пяточка. Как извлекается звук. История создания ложек.
Показ различных ложек: расписные, деревянные, металлические, большие, маленькие, пластмассовые.
Практическая часть. Танец с ложками. Игра с попевкой.
Занятие 20. Особенности звучания ложек. Тембр. Динамика. Ритм.
Практическая часть. Определение на слух звучания ложек: большие и маленькие, деревянные, металлические и пластмассовые. Тембровые и динамические особенности. Игра с попевкой. Показ приемов игры на ложках.
Занятие 21-23. Приёмы игры на ложках, их разнообразие.
Практическая часть. Знакомство с техникой и приемами игры на ложках: удар, тремоло, скольжение. Сильная и слабая доля. Акцент. Игра на ложках стоя и сидя.
Отработка танцевальных движений с инструментами.
Занятие 24-25. Ритмический и темповой ансамбль в игре на ложках.Практическая часть. Отработка ритмического и темпового ансамбля.
Сильная и слабая доля. Акцент.
Занятие 26-28. Игра на ложках с танцевальными движениями.
Практическая часть. Составление танцевальной композиции. Выполнение танцевальных движений под музыку. Импровизация на инструментах.
Занятие 29. Динамический ансамбль. Звукоизвлечение.
Практическая часть. Отработка динамических оттенков при игре на ложках с танцевальными движениями. Сила звукоизвлечения. Сильная и слабая доля. Акцент. Характер исполнения.
Занятие 30-31. Координация танцевальных движений с ложками.
Практическая часть. Отработка правильного исполнения танцевальных движений, ориентация в последовательности танцевальных движений. Игра под фонограмму.
Занятие 32. Ритмический, темповой и динамический ансамбль.
Практическая часть. Работа над согласованным исполнением ансамбля. Соблюдение динамических нюансов. Игра под фонограмму.
Занятие 33. Ансамблевое исполнение с танцевальными движениями.
Практическая часть. Работа над согласованным исполнением ансамбля. Соблюдение динамических нюансов. Самостоятельное вступление и окончание произведения.
Занятие 34. Творческие задания с музыкальными инструментами.
Практическая часть. Определение по слуху ритма, тембра, регистра, динамики, музыкальных инструментов. Составление ритмических рисунков, подыгрывание себе знакомых песенок, импровизация, инсценирование песни, сказок, подбор песен на инструменте по слуху (металлофон).
Занятие 35. Сценическая культура поведения.
Практическая часть. Беседа о поведении на сцене во время выступления. Работа над согласованным выразительным исполнением ансамбля. Соблюдение динамических нюансов. Самостоятельное вступление и окончание произведения.
Концертнoе выступление.
Занятие 36. Эмоционально – выразительное концертное исполнение ансамбля.
Практическая часть. Ритмичное и выразительное исполнение ансамбля, самостоятельное вступление и окончание произведения, выполнение динамических оттенков.
Содержание программы
(2-й год обучения)
Занятие 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. ОТ и ТБ инструкция №5 по правилам поведения в кабинете. Содержание работы кружка. Цели и задачи.
Разнообразие музыкальных инструментов.
Занятие 2. Музыкальные инструменты и их разнообразие.Звукоизвлечение.
Теоретическая часть. Повторение: Беседа об устройстве инструментов.
Практическая часть. Техника и приёмы игры на инструментах. Расположение рук при игре на разных инструментах. Совместная игра на разнообразных муз. инструментах – ансамбль. Основные ритмические понятия: сильная и слабая доля, акцент.
Игра с попевкой. Музыкально-ритмические игры на развитие чувства ритма, памяти, тембра и слуха.
Занятие 3. Приёмы игры на детских музыкальных инструментах.
Теоретическая часть. Основные ритмические понятия: сильная и слабая доля, акцент. Ансамбль.
Практическая часть.Техника и приёмы игры на инструментах. Работа над звукоизвлечением. Игра с попевкой.
Быт и традиции русского народа.
Занятие 4. Быт русского народа.
Теоретическая часть. Беседа об истории наших предков.
История русского быта: промыслы, костюмы. Показ видео фильма, иллюстраций. Загадки о русских народных инструментах. Народные приметы.
Занятие 5. Народный фольклор.
Теоретическая часть. Беседа о значении и истории появления праздников на Руси.
Практическая часть. Слушание и разучивание народных песен, закличек и частушек. Подыгрывание своему пению на инструментах.
Музыкальная грамота.
Занятие 6-7. Музыкальная грамота. Игра по нотам на металофоне и свирели.Звукоизвлечение.
Теоретическая часть. Повторение нот, их расположение на нотоносце.
Практическая часть. Повторение: техника и приёмы игры на инструментах. Игра по нотам на металлофоне и свирели.
Занятие 8-9. Творческие задания на металлофоне и пианино.
Практическая часть. Импровизация, сочинение музыкальных миниатюр. Подыгрывание своему пению знакомых песен на пианино.
Занятие 10. Средства музыкальной выразительности.
Теоретическая часть. Беседа о средствах выразительности музыки (характер, темп, динамика, регистр, тембр, мелодия).Практическая часть. Определение муз. средств выразительности в музыке.
Занятие 11. Музыкальная грамота. Разнообразие звуков: высокие-низкие, громкие-тихие.
Теоретическая часть. Беседа о длительностях и динамике звуков.
Практическая часть. Игра на разных музыкальных инструментах. Игра «Разнообразие звуков»
Занятие 12. Творческие задания. Разнообразие инструментального ритма.Практическая часть. Составление ритмических рисунков. Исполнение несложных ритмических миниатюр на музыкал. инструментах. Творческие задания.Отработка танцевальных движений с инструментами.
Занятие 13. Совершенствование игры на ложках.
Практическая часть. Повторение изученных приемов игры на ложках. Повторение знакомых пьес.
Знакомство с новыми приемами игры. Распределение приемов игры на ложках в разных частях произведения. Повторение танцевальных движений.
Занятие 14-15. Ритмический и динамический ансамбль.
Практическая часть. Работа над ритмическим и динамическим ансамблем, одновременным вступлением и окончанием мелодии.
Занятие 16. Творческие задания. Сочинение танцевальных упражнений с ложками.
Практическая часть. Музыкально-ритмические игры под музыку. Сочинение новых танцева-льных движений с ложками.
Занятие 17-19. Координация танцевальных движений с ложками.
Практическая часть. Отработка правильного исполнения танцевальных движений, ориентация в последовательности танцевальных движений. Игра под фонограмму.
Занятие 20-21. Ритмический ансамбль с ложками под музыку.
Практическая часть. Отработка ритмичного исполнения на ложках. Одновременное вступление и окончание произведения. Игра под фонограмму.
Занятие 22-23. Динамические оттенки в игре на ложках.
Практическая часть. Работа над приемом игры glissando. Отработка ритмического и динами-ческого ансамбля.
Занятие 24. Творческие задания. Импровизация на музыкальных инструментах.
Практическая часть. Слушание произведения, определение характера, динамики, темпа, мелодии, регистра. Подбор нужных инструментов и импровизирование в произведении.
Занятие 25-26. Работа над характером и образом танцевальной композиции.
Практическая часть. Игра на ложках с танцевальной композицией. Единство характера музыки и исполнения на ложках.
Занятие 27-28. Ритмический и темповой ансамбль в танцевальных движениях.
Практическая часть. Отработка ансамблевого выразительного исполнения с танцевальными движениями. Работа над звукоизвлечением в игре на ложках. Совместное вступление и окончание
произведения.
Занятие 29. Ударно – шумовые инструменты, их разнообразие.
Практическая часть. Беседа об истории ударно-шумовых инструментов, показ инструментов.
Презентация.
Занятие 30-31. Ритмический, темповой и динамический ансамбль.
Практическая часть. Работа над согласованным исполнением танцевально-ритмических движений ансамбля. Соблюдение динамических нюансов.Игра под фонограмму.
Занятие 32. Динамический ансамбль. Звукоизвлечение.
Практическая часть. Отработка динамических оттенков при игре на ложках с танцевальными движениями. Сила звукоизвлечения. Сильная и слабая доля. Акцент. Характер исполнения.
Занятие 33-34. Эмоционально-выразительное самостоятельное исполнение на ложках.
Практическая часть. Отработка одновременного вступления и окончания игры. Ритмического, темпового и динамического ансамбля. Работа над характером и образом исполнения в русских народных костюмах.
Занятие 35. Сценическая культура поведения.Теоретическая часть. Беседа о поведении на сцене во время выступления.
Практическая часть. Работа над согласованным выразительным исполнением ансамбля в русских народных костюмах. Соблюдение динамических нюансов. Самостоятельное вступление и окончание произведения.
Концертнoе выступление.
Занятие 36. Эмоционально – выразительное концертное исполнение ансамбля.
Практическая часть. Ритмичное и выразительное исполнение ансамбля, самостоятельное вступление и окончание произведения, выполнение динамических оттенков.
Содержание программы
(3-й год обучения)
Занятие 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. ОТ и ТБ инструкция №5 по правилам поведения в кабинете. Содержание работы кружка. Цели и задачи.
Разнообразие музыкальных инструментов.
Музыкально – ритмические упражнения и игры на музыкальных инструментах.
Занятие 2. Музыкальные инструменты и их разнообразие. Музыкально – ритмические упражнения и игры.
Теоретическая часть. Повторение: Беседа о музыкальных инструментах. Строение и разновидности инструментов.
Практическая часть. Техника и приёмы игры на инструментах. Расположение рук при игре на разных инструментах. Совместная игра на разнообразных муз. инструментах – ансамбль. Основные ритмические понятия: сильная и слабая доля, акцент. Игра с попевкой. Игры и упражнения на развитие чувства ритма, памяти, тембра и слуха.
Занятие 3. Музыкально – ритмические упражнения и игры на музыкальных инструментах. Звукоизвлечение.
Практическая часть. Техника игры на инструментах: бубен, маракасы, треугольник, металлофон, колокольчики, трещотки, рубель, ложки. Расположение рук при игре на разных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах с попевкой. Работа над звукоизвлечением.
Музыкально – ритмические навыки.
Занятие 4. Приёмы и техника игры на музыкальных инструментах.
Практическая часть. Расположение рук при игре на разных инструментах. Игра на музыкальных инструментах с попевкой. Совместная игра на разнообразных муз. инструментах – ансамбль. Основные ритмические понятия: сильная и слабая доля, акцент.
Занятие 5. Музыкальная грамота: средства музыкальной выразительности.
Теоретическая часть. Беседа о средствах выразительности музыки (характер, темп, динамика, мелодия, регистр, тембр). Практическая часть. Определение их в музыке. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Определи средства музыкальной выразительности».
Занятие 6. Импровизация. Игровая миниатюра с подбором разнообразных музыкальных инструментов.
Теоретическая часть. Беседа об импровизации.
Практическая часть. Составление игрового сюжета с подбором инструментов. Подборка музыкальных инструментов по тембру их звучания.
Занятие 7. Приёмы и правила игры на ложках.
Практическая часть. Расположение рук при игре на ложках. Сильная и слабая доля. Акцент. Совместная игра на ложках – ансамбль.
Занятие 8. Творческие коллективы лошкарей.
Практическая часть. Просмотр видео сюжетов. Анализ игры и исполнения творческих коллективов ложкарей.
Музыкальная грамота.
Занятие 9-10. Музыкальная грамота. Игра на металлофоне и свирели. Звукоизвлечение.
Теоретическая часть. Повторение нот, их расположение на нотоносце.
Практическая часть. Повторение: техника и приёмы игры на инструментах. Игра по нотам на металлофоне и свирели. Строение металлофона, правила и приёмы игры, звукоизвлечение.
Подбор по слуху знакомой мелодии песни.
Занятие 11. Ударно - шумовой оркестр, его состав.
Теоретическая часть. Беседа об ударно – шумовых инструментах, их роль в русском народном оркестре. Показ иллюстраций, слайдов.
Занятие 12. Ударно - шумовой оркестр. Разнообразие ритма и тембра.
Практическая часть. Творческие задания на сочинение ритмических композиций на разных ударных инструментах. Импровизация.
Отработка танцевальных движений с инструментами.
Занятие 13-14. Приёмы игры на ложках, их разнообразие.
Практическая часть. Повторение изученных приемов игры на ложках. Знакомство с новыми приемами игры. Сильная и слабая доля. Акцент. Отработка игры на ложках стоя и сидя.
Занятие 15-16. Игра на 3-ех ложках. Музыкально-ритмические упражнения и игры.
Практическая часть. Правила игры на 3-ех ложках: приемы и техника. Расположение рук и пальцев при игре на 3-ех ложках.
Занятие 17-19. Игра на ложках с танцевальными движениями.
Практическая часть. Поэтапное разучивание танцевальных движений при игре на ложках. Составление танцевальной композиции. Сильная и слабая доля. Акцент. Игра под фонограмму.
Занятие 20-21. Координация танцевальных движений с ложками.
Практическая часть. Отработка правильного исполнения танцевальных движений, ориентация в последовательности танцевальных движений. Игра под фонограмму.
Занятие 22-23. Ритмический и темповой ансамбль в игре на ложках.Практическая часть. Отработка ритмического и темпового ансамбля. Работа над одновременным вступлением и окончанием произведения.
Занятие 24. Динамический ансамбль. Звукоизвлечение.
Практическая часть. Отработка динамических оттенков при игре на ложках с танцевальными движениями. Сила звукоизвлечения. Сильная и слабая доля. Акцент. Характер исполнения.
Занятие 25. Эмоционально-выразительное самостоятельное исполнение на ложках.
Практическая часть. Отработка одновременного вступления и окончания игры. Ритмического, темпового и динамического ансамбля. Работа над характером и образом исполнения в русских народных костюмах.
Занятие 26. Концертное выступление ансамбля.
Практическая часть. Отработка игры на ложках с танцевальными движениями. Работа над одновременным вступлением и окончанием игры.
Теоретическая часть. Беседа о поведении на сцене.
Занятие 27. Русские народные праздники.
Теоретическая часть. Беседа о народных праздниках. Значение и роль их в жизни человека.
Занятие 28. Ритмический, темповой и динамический ансамбль.
Практическая часть. Работа над согласованным исполнением ансамбля. Соблюдение динамических нюансов.
Занятие 29-30. Танцевально-ритмический ансамбль в игре на ложках.
Практическая часть. Отработка ритмической игры на ложках с танцевальными движениями. Работа над совместным вступлением и окончанием произведения.
Занятие 31. Эмоционально – выразительное самостоятельное исполнение.
Практическая часть. Работа над характером, образом и единой манерой исполнения в русских народных костюмах, работа над выразительностью и самостоятельностью.
Занятие 32. Сценическая культура поведения.
Теоретическая часть. Беседа о поведении на сцене во время выступления.
Практическая часть. Работа над согласованным выразительным исполнением ансамбля в русских народных костюмах. Соблюдение динамических нюансов. Самостоятельное вступление и окончание произведения.
Занятие 33-34. Ритмический, темповой, динамический и танцевальный ансамбль.
Практическая часть. Согласованность танцевального исполнения ансамбля. Отработка ритмического, темпового и динамического ансамбля. Работа над своевременным вступлением окончанием звучания.
Занятие 35. Эмоционально – выразительное самостоятельное исполнение ансамбля.
Практическая часть. Ритмичная и выразительная игра ансамбля в характере, самостоятельность вступления и окончания исполнения. Сценическая культура поведения.
Концертнoе выступление.
Занятие 36. Концертное выступление ансамбля.
Теоретическая часть. Беседа о поведении на сцене во время выступления.
Практическая часть. Исполнение ансамбля на инструментах в русских народных костюмах, в характере, с динамическими оттенками.
Ожидаемый результат:
- играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм;
- применять в ансамбле практические навыки игры на двух и трёх ложках, и других
музыкальных инструментах;
- слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;
- петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте;
- ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
- понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.
Результаты работы дети показывают на концертах, общешкольных мероприятиях, праздниках, родительских собраниях, принимают участие в фестивалях художественной самодеятельности.
Требования к знаниям и умениям
К концу 1 года обучения
Дети должны знать:
- названия инструментов;
- характер звучания инструментов;
- правила пользования инструментами и их хранение;
- приёмы игры на инструментах;
- расположение высоких и низких звуков;
- названия нот и их расположение на инструменте;
- знать народные промыслы, их историю создания.
Дети должны уметь:
- владеть простейшими приёмами игры на разных инструментах, например, мягким движением кисти при игре молоточком на металлофоне;
- правильно расходовать дыхание, играя на духовых детских инструментах (дудочка);
- находить удобную аппликатуру, играя на металлофоне;
- приглушать звучание треугольников;
- правильно держать руки при игре на бубне, держа молоточек, встряхивая маракасы;
- играть в ансамбле в одном ритме и темпе;
-своевременно вступать и заканчивать игру;
- пользоваться элементарными динамическими оттенками;
- играть индивидуально простейшие песенки, попевки;
- подбирать по слуху знакомые песенки;
- импровизировать ритмические и мелодические попевки;
- играть на инструменте с использованием танцевальных движений.
К концу 2 года обучения
Дети должны знать:
- приёмы игры на разных инструментах;
- знать названия приёмов игры на ложках;
- названия нот и их расположение на инструментах (металлофоне, свирели);
- историю народного быта, русские народные костюмы, народные песни, частушки;
Дети должны уметь:
- правильно извлекать звук;
- владеть приёмами и техникой игры на разных инструментах, а в частности обучаться приёмам - игры на трёх ложках;
- играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, ритмично исполнять композицию;
- своевременно вступать и заканчивать игру;
- подбирать по слуху знакомые песенки, импровизировать;
-исполнять танцевально – ритмические композиции, инсценировки;
- сочинять игровые миниатюры.
К концу 3 года обучения
Дети должны знать:
- историю русского народного быта, русские народные костюмы, народные песни, частушки, приметы, русские народные праздники;
владеть необходимым комплексом музыкально - теоретических знаний, а также совершенствовать навыки игры на ложках в соответствии с программными требованиями.
Обучающиеся должны владеть следующими навыками:
- звукоизвлечения; разнообразными техническими приёмами игры на ложках, динамическими оттенками;
- самостоятельной игры в ансамбле (начинать и заканчивать произведение);
-творческой деятельности (подбора по слуху, создания новых танцевально-ритмичных - композиций на ложках, сочинения усложнённых мелодий на металлофоне, импровизации).
Формы подведения итогов
Контроль усвоения материала проходит в течение всего периода обучения. Оценка результатов проводится на основе анализа успешного создания ритмических импровизаций, танцевальных композиций, несложных игровых миниатюр, инсценировок, участия детей в праздничных концертах, проводимых в школе («День знаний», «8 марта», праздник « За честь школы» и т.д.)
и выездных выступлениях на фестивалях художественной самодеятельности.
Итоговое занятие проводится в виде отчётного концерта в конце года.
Учебно-тематический план
( 1 год обучения )№ Тема занятия Количество часов
Теория Индивид. Практика Всего
1 Вводное занятие. ОТ и ТБ инструкция №5 по правилам поведения в кабинете. Содержание кружка. Цели и задачи. 1 1
I. Разнообразие детских музыкальных инструментов. 2 Разновидности бубнов и погремушек. 0,5 0,5 1
3 Разнотембровые и динамичные бубны и погремушки. 0, 5 0,5 1
4 Приёмы игры на погремушке и бубне. 0,5 0,5 1
5 Разновидности барабанов, колокольчиков и
треугольников. 0,5 0,5 1
6 Разнотембровые и динамичные барабаны и колокольчики. 0,5 0,5 1
7 Приёмы игры на барабане, колокольчиках и треуголь-
нике. 0,5 0,5 1
8 Металлофон, его строение. Тембр, регистр, динамика. 0,5 0,5 1
9-10 Приёмы игры на металлофоне. 1 1 2
11 Музыкальные игрушки. Народные промыслы: «Дымковская сказочная страна». 0,5 0,5 1
12 Творческие задания. Приёмы игры на музыкадьных инструментах. 0,5 0,5 1
13 Духовые инструменты. Свирель, ее строение. 0,5 0,5 1
14-15 Приёмы игры на свирели. 0,5 0,5 1
16 Народные промыслы: «Чудо филимоновских игрушек». 0,5 0,5 1
17-18 Игра по нотам на металлофоне и свирели. 1 1 2
19 Деревянные ложки, их строение. 0,5 0,5 1
20 Особенности звучания ложек.Тембр. Динамика. Ритм. 0,5 0,5 1
21-23 Приёмы игры на ложках, их разнообразие 1 2 3
Отработка танцевальных движений
с инструментами 24-25 Ритмический и темповой ансамбль в игре на ложках.1 1 2
26-28 Игра на ложках с танцевальными движениями 1 2 3
29 Динамический ансамбль. Звукоизвлечение. 0,5 0,5 1
30-31 Координация танцевальных движений с ложками. 1 1 2
32 Ритмический, темповой и динамический ансамбль. 0,5 0,5 1
33 Ансамблевое исполнение с танцевальными движениями. 0,5 0,5 1
34
Творческие задания с музыкальными инструментами. 0,5 0,5 1
35 Сценическая культура поведения. 0,5 0,5 1
Концертное выступление 36 Эмоционально – выразительное концертное
исполнение ансамбля. 1 1
ВСЕГО 6 10,5 19,5 36
Учебно-тематический план
( 2 год обучения )№
Тема занятия Количество часов
Теория Индивид. Практика Всего
1 Вводное занятие. ОТ и ТБ инструкция №5 по правилам поведения в кабинете. Содержание кружка. Цели и задачи. 1 1
Разнообразие музыкальных инструментов. 2 Музыкальные инструменты и их разнообразие. Звукоизвлечение. 0,5 0,5 1
3 Приёмы игры на детских музыкальных инструментах. 0, 5 0,5 1
Быт и традиции русского народа. 4 Быт русского народа. 0,5 0,5 1
5 Народный фольклор. 0,5 0,5 1
Музыкальная грамота. 6-7 Музыкальная грамота. Игра по нотам на металофо-
не и свирели. Звукоизвлечение. 0,5 0,5 1 2
8-9 Творческие задания на металлофоне и пианино 1 1 2
10 Средства музыкальной выразительности. 0,5 0,5 1
11 Музыкальная грамота. Разнообразие звуков: высокие-
низкие, громкие-тихие. 0,5 0,5 1
12 Творческие задания. Разнообразие инструментального ритма. 0,5 0,5 1
Отработка танцевальных движений с инструментами. 13 Совершенствование игры на ложках. 0,5 0,5 1
14-15 Ритмический и динамический ансамбль. 1 1 2
16 Творческие задания. Сочинение танцевальных упражнений с ложками. 0,5 0,5 1
17-19 Координация танцевальных движений с ложками. 1 2 3
20-21 Ритмический ансамбль с ложками под музыку. 1 1 2
22-23 Динамические оттенки в игре на ложках. 1 1 2
24 Творческие задания. Импровизация на музыкальных инструментах. 0,5 0,5 1
25-26 Работа над характером и образом танцевальной композиции. 1 1 2
27-28 Ритмический и темповой ансамбль в танцевальных движениях. 1 1 2
29 Ударно – шумовые инструменты, их разнообразие. 1 1
30-31 Ритмический, темповой и динамический ансамбль. 1 1 2
32 Динамический ансамбль. Звукоизвлечение. 0,5 0,5 1
33-34 Ансамблевое исполнение с танцевальными движениями. 1 1 2
35 Сценическая культура поведения. 0,5 0,5 1
Концертное выступление. 36 Эмоционально – выразительное концертное
исполнение ансамбля.
1 1
ВСЕГО 4,5 13,5 18 36
Учебно-тематический план
( 3 год обучения )№
Тема занятия Количество часов
Теория Индивид. Практика Всего
1 Вводное занятие. ОТ и ТБ инструкция №5 по правилам поведения в кабинете. Содержание кружка. Цели и задачи. 1 1
Музыкально – ритмические упражнения
и игры на музыкальных инструментах. 2 Музыкальные инструменты и их разнообразие. Звукоизвлечение. 0,5 0,5 1
3 Музыкально – ритмические упражнения и игры на музыкальных инструментах. Звукоизвлечение. 0, 5 0,5 1
Музыкально-ритмические навыки. 4 Приёмы и техника игры на музыкальных инстру-ментах. 0,5 0,5 1
5 Музыкальная грамота: средства музыкальной выразительности. 0,5 0,5 1
6 Импровизация. Игровая миниатюра с подбором разнообразных музыкальных инструментов. 0,5 0,5 1
7 Приёмы и правила игры на ложках. Беседа об импровизации. Составление игрового сюжета с подбором инструментов. Подборка музыкальных инструментов по тембру их звучания. 0,5 0,5 1
8 Творческие коллективы лошкарей. 1 1
Музыкальная грамота. 9-10 Музыкальная грамота. Игра на металлофоне и свирели.
Звукоизвлечение.
0,5 0,5 1 2
11 Ударно - шумовой оркестр, его состав. 1 1
12 Ударно - шумовой оркестр. Разнообразие ритма и
тембра. 0,5 0,5 1
Отработка танцевальных движений с инструментами. 13-14 Приёмы игры на ложках, их разнообразие.
1 1 2
15-16 Игра на 3-ех ложках. Музыкально-ритмические упражнения и игры. 1 1 2
17-19 Игра на ложках с танцевальными движения-ми. 1 2 3
20-21 Координация танцевальных движений с ложками. 1 1 2
22-23 Ритмический и темповой ансамбль в игре на ложках.1 1 2
22-23 Динамические оттенки в игре на ложках. 1 1 2
24 Динамический ансамбль. Звукоизвлечение. 1 1
25 Эмоционально-выразительное самостоятельное исполнение на ложках. 1 1
26 Концертное выступление ансамбля. 1 1
27 Русские народные праздники. 1 1
28 Ритмический, темповой и динамический ансамбль. 1 1
29-30 Танцевально-ритмический ансамбль в игре на ложках. 1 1 2
31 Эмоционально – выразительное самостоятельное исполнение. 1 1 2
32 Сценическая культура поведения. 0,5 0,5 1
33-34 Ритмический, темповой, динамический и танцевальный ансамбль. 1 1 2
35 Эмоционально – выразительное самостоятельное исполнение ансамбля. 0,5 0,5 1
Концертное выступление 36 Эмоционально – выразительное концертное
исполнение ансамбля. 1 1
ВСЕГО 5,5 13
17,5 36
Методическое обеспечение
Перечень оборудования
Для реализации программы кружка необходимо иметь:
специализированный кабинет; технические средства: фортепиано (синтезатор), музыкальный центр, учебно-методический материал, музыкальный материал (ноты), детские музыкальные инструменты (треугольник, маракасы, бубен, трещотки, колокольчики, ложки, металлофон, свирель), СD диски, костюмы и их элементы.
Календарно – тематическое планирование
1 –й год обучения
ДатаТемазанятияСодержаниеМузыкальный репертуар1.Вводное занятие. ОТ и ТБ инструкция № 5 по правилам поведения в кабинете. Содержание кружка. Цели и задачи.
Организационные моменты. Инструктаж по правилам поведения в кабинете. Ознакомление детей с содержанием работы кружка.
Ритмические игры с хлопками, притопами. 2.Разновидности бубнов и погремушек.
Строение и устройство бубнов: корпус, донце, ямка, металлические пластинки, бубенчики.
Показ различных видов бубнов: малые, средние, большие концертные, с бубенчика-ми и без бубенчиков.
Строение и устройство погремушки: ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин.
Показ различных видов погремушек:
с ножкой и без ножки, различной формы, металлические, деревянные, пластмассовые и др.
Свободные игры, пляски с погремушками и бубном.
Игра с попевкой. Попевка:
«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем».
Песенка «Погремушка»Ю.Антонова.
Игры: «Повтори», «Кто скорее?», «Угадай- ка».
Подвижные игры «Догонялки».
3.Разнотембровые и дина-мичные бубны погремушки.
Знакомство с понятиями: «Тембр. Динами-ка».
Определение на слух по тембру и динамикеразличных бубнов и погремушек.
Разнотембровые погремушки: гремящие, звенящие, шуршащие и др., сила звука в зависимости от материала.
Громкость звука инструмента зависит от его размера, количества бубенчиков (горошин)
и силы удара.
Игра на бубнах и погремушках с использованием р.н.м.
Игра«Угадай- ка».
Песенка «Погремушка»Ю.Антонова.
«Ах вы, сени», р.н.м.
«Как у наших у ворот», р.н.м.
4.Приёмы игры на
погремушке и бубне.
Знакомство стехникой и приемами игры на погремушке: встряхивание, удар погремушкой по ладошке, удар ножкой погремушки по полу (столу).
Знакомство с техникой и приемами игры на бубне: удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу.
Игра с попевкой, с песней.
Свободные игры. «Мишка с куклой».
«Ах вы, сени», р.н.м.
«Как у наших у ворот», р.н.м.
Игры: «Сохрани погремушку», «Повтори».
Песенка «Погремушка»Ю.Антонова.
Игра «Бубен» Фрида,
Е. Тиличеева«Тихо-громко в бубен бей»
Попевка:
«Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем».
5.Разновидности барбанов, колокольчиков и треугольников.
Строение и устройство и барабана: корпус, два донца, палочки, ремешок.
Показ различных барабанов: большого, малого, железного.
Строение и устройство колокольчика: юбочка, язычок, ушко.
Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские.
Строение и устройство треугольника. Показ треугольника.
Игра с попевкой, с песней.
Свободнаяигра на колокольчиках и барабане.
Игры: «Повтори», ««Труба и барабан», «Гулять-отдыхать», «Угадай- ка».
Песня «Барабан».
Парлов«Маленький марш»
Попевка:
«Колокольчик зазвенит,
всех вокруг развеселит».
«Треугольник мелодич-
ный, звонкий, милый,
симпатичный».
6.Разнотембровые и динамичные барабаны и колокольчики.
Повторение понятий: «Тембр. Динамика».
Определение на слух по тембру и динамикеразличных барабанов и колокольчиков.
Разновидностибарабанов и колокольчиков: звонкие, глухие,звенящие, грубые, мелодичные, нежные, громкие, тихие –
в зависимости от вида и приёма игры на них. Е. Тиличеева«Тихо-громко в барабан бей»
Игры:«Тихие и громкие звоночки», «Угадай-ка».
Свободные пляски и игры
с инструментами.
Попевка:
«Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят,
а нежный колокольчик громко петь не хочет».
«Пойду ль я», р.н.м.
«Ах вы, сени», р.н.м.
7.Приёмы игрына бара-
бане, колокольчиках и
треугольнике.
Знакомство с техникой и приемами игры на колокольчиках: встряхивание, трель, удар палочкой, пальцем.
Знакомство с техникой и приемами игры на треугольнике: трель, удар палочкой.
Игра с попевкой, с песней.
Знакомство с техникой и приемами игры на барабане: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь, удар ладошкой, удар кулачком (косточками) по донцу.
Игра с попевкой.
Свободные игры.
Игры: «Повтори», «Угадай-ка».
Т. Топатенко «Ёлка» («трель»)
Попевка:
«Колокольчик зазвенит,
всех вокруг развеселит».
«Треугольник мелодич-
ный, звонкий, милый, симпатичный».
М. Красев «Барабанщики» ( шаг с притопом )
«Марш» Парлова.
Попевка:
«Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит».
8.Металлофон, его строение. Тембр, регистр, динамика.
Строение и устройство металлофона: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек.
Определение на слух тембра, регистра (звуки разной высоты), динамических оттенков.
Игры на развитиечувства ритма, памяти, тембрового слуха, регистровых изменений.
Свободные игры. Игра с попевкой.
Упражнение с молоточ-ками: «Дождик», «Часики», «Ручейки», «Дятел»,
«Цыплятки».
Игры: «Повтори», «Угадай-ка».
Попевка:
«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем».
9-10. Приёмы игры на металлофоне.
Знакомство с техникой и приемами игры на металлофоне: удары по пластинкам, «ручеёк».
Выполнение упражнений.
Игры на развитиечувства ритма, памяти, тембрового слуха, регистровых изменений.
Игра по нотам. Игра «Повтори».
Упражнения с молоточ-ками: «Дождик», «Часики», «Ручейки», «Дятел», «Цып-лятки».
Упражнения по звукам с разной манерой игры.
Поступенная игра на металлофоне.
«Во саду ли в огороде» р.н.м.
11.Музыкальные игрушки. Народные промыслы: «Дымковская сказочная страна».
Беседа и показ музыкальных игрушек: неваляшек, органчиков, музыкальных волчков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек.
Знакомство с народными промыслами. История создания дымковских игрушек.
Свободные игры на инструментах.
Игры: «Повтори», «Угадай-ка».
12.Творческие задания.
Приёмы игры на музы-кадьных инструментах.
Повторение всех приемов игры на бубне,погремушке, колокольчике, треугольнике, барабане, металлофоне.
Игра с попевкой.
Игра по нотам.
Попевка:
«Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят,
а нежный колокольчик громко петь не хочет».
Попевка.
«Это наш металлофон, мы на нем играть начнем»
13. Духовые инструменты. Свирель, ее строение.
История созданиядуховых инструментов, их разновидности.
Знакомство с музыкальным инструментом – свирель.
Строение и устройство свирели:
Расположение пальцев на свирели.
Звукоизвлечение. Дыхание.
Игра «Повтори».
Упражнения для пальцев.
14-15.Приёмы игры на свирели.
Знакомство с техникой и приемами игры на
свирели.
Выполнение упражнений по показу.
Звукоизвлечение. Дыхание.
Расположение пальцев на свирели.
Игра по нотам. Игра «Повтори».
Упражнения для пальцев.
«Во саду ли в огороде» р.н.м.
16.Народные промыслы: «Чудо филимоновских игрушек».
Беседа и показ музыкальных игрушек.
Знакомство с народными промыслами.
История создания филимоновских игрушек».
Изготовление экспериментальных инструментов-самоделок.
Свободные игры. Игры: «Повтори», «Угадай-ка».
17-18.Игра по нотам на металлофоне и свирели. Знакомство с нотным станом, нотами, скрипичным ключом.
Рисование скрипичного ключа и нот.
Игра по нотам.
Импровизация. Подыгрывание себе знакомых песенок.
Индивидуальная работа.
«Во саду ли в огороде» р.н.м.
«Ах вы, сени», р.н.м.
19.Деревянные ложки, их строение.
Беседа о строении ложки: палочка ручка, пяточка. Как извлекается звук.
История создания ложек.
Показ различных ложек: расписные, деревянные, металлические, большие, маленькие, пластмассовые.
Танец с ложками. Игра с попевкой. Песня «Ложкари».
«Лошадка»Потоловской. (танец - прямой галоп)
Показ приемов игры на ложках
Попевка:
«Вятские, смоленские – ложки деревенские».
20.Особенности звучания ложек.
Тембр. Динамика. Ритм.
Определение на слух звучания ложек: большие и маленькие, деревянные, металлические и пластмассовые.
Тембровые и динамические особенности.
Игра с попевкой.
Показ приемов игры на ложках:
Игры: «Повтори», «Угадай-ка».
Попевка:
«Вятские, смоленские – ложки деревенские».
«Ладушки» р.н.м.
Е.Тиличеева «Цок, цок лошадка», « Цирковые лошадки».
21-23.Приёмы игры на ложках, их разнообразие.
Знакомство с техникой и приемами игры на ложках: удар, тремоло, скольжение.
Сильная и слабая доля. Акцент.
Игра на ложках стоя и сидя.
Индивидуальная работа. Попевка:
«Вятские, смоленские – ложки деревенские».
«Ладушки» р.н.м.
Е.Тиличеева «Цок, цок лошадка», « Цирковые лошадки».
24-25.Ритмический и темповой ансамбль в игре на ложках.Отработка ритмического и темпового ансамбля.
Сильная и слабая доля. Акцент.
Индивидуальная работа. Ах вы, сени», р.н.м.
26-28.Игра на ложках с танцевальными движе-ниями.
Составление танцевальной компози-ции.
Выполнение танцевальных движений под музыку.
Импровизация на инструментах.
Индивидуальная работа.
«Ах вы, сени», р.н.м.
29.Динамический ансам-
бль. Звукоизвлечение.
Отработка динамических оттенков при игре на ложках с танцевальными движениями. Сила звукоизвлечения. Сильная и слабая доля. Акцент. Характер исполнения.
Индивидуальная работа.
«Ах вы, сени», р.н.м.
30-31.Координация танцевальных движений с ложками.
Отработка правильного исполнения танцевальных движений, ориентация в последовательности танцевальных движений.
Игра под фонограмму.
Индивидуальная работа.
«Ах вы, сени», р.н.м.
32.Ритмический, темповой и динамический ансамбль.
Работа над согласованным исполне-нием ансамбля. Соблюдение динами-ческих нюансов.
Игра под фонограмму.
«Ах вы, сени», р.н.м.
33.Ансамблевое исполнение с танцевальными движениями.
Работа над согласованным исполне-нием ансамбля. Соблюдение динами-ческих нюансов. Самостоятельное вступление и окончание произведения.
«Ах вы, сени», р.н.м.
34.Творческие задания с музыкальными инструментами.
Определение по слуху ритма, тембра, регистра, динамики, музыкальных инструментов.
Составление ритмических рисунков, подыгрывание себе знакомых песенок, импровизация, инсценирование песни, сказок, подбор песен на инструменте по слуху (металлофон). «Ах вы, сени», р.н.м.
35.Сценическая культура поведения. Беседа о поведении на сцене во время выступления.
Работа над согласованным вырази-тельным исполнением ансамбля. Соблюдение динамических нюансов. Самостоятельное вступление и окончание произведения. «Ах вы, сени», р.н.м.
36.Эмоционально – выра-
зительное концертное
исполнение ансамбля. Ритмичное и выразительное исполнение ансамбля, самостоятельное вступление и окончание произведения, выполнение динамических оттенков.
«Ах вы, сени», р.н.м.
Календарно – тематическое планирование
2 –й год обучения
ДатаТемазанятияСодержаниеМузыкальныйрепертуар1.Вводное занятие. ОТ и ТБ
Инструкция №5 по правилам поведения в кабинете. Цели и задачи кружка. Организационные моменты. Инструктаж по правилам поведения в кабинете. Ознакомление детей с содержанием работы кружка.
Музыкально-ритмические игры.
2.Музыкальные инструменты и их разнообразие.
Звукоизвлечение.
Повторение: Беседа об устройстве инструментов. Техника и приёмы игры на инструментах. Расположение рук при игре на разных инструментах.
Совместная игра на разнообразных муз. инструментах – ансамбль. Основные ритмические понятия: сильная и слабая доля, акцент.
Игра с попевкой.
Музыкально-ритмические игры на развитие чувства ритма, памяти, тембра и слуха
«Из-под дуба» р.н.м.
«Яблочко» р.н.м.
Попевка«Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем - всех на танец приглашаем».
3.Приёмы игры на детских музыкальных инструментах.
Основные ритмические понятия: сильная и слабая доля, акцент. Ансамбль.
Техника и приёмы игры на инстру-ментах. Работа над звукоизвлече-нием.
Игра с попевкой. Попевка«Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем - всех на танец пригла-шаем».
«Яблочко» р.н.м.
4.Быт русского народа.
Беседа об истории наших предков.
История русского быта: промыслы, костюмы. Показ видео фильма, иллюстраций. Загадки о русских народных инструментах. Народные приметы.
«Из-под дуба» р.н.м.
«Яблочко» р.н.м.
«Ах, вы, сени!»
5.Народный фольклор.
Беседа о значении и истории появле-ния праздников на Руси.
Слушание и разучивание народных песен, закличек и частушек. Подыгрывание своему пению на инструментах.
«Частушки» р.н.м.
«Пойду ль я» р.н.м.
«Ах, вы, сени!» р.н.м.
6-7.Музыкальная грамота.
Игра понотам на металофо-
не и свирели.
Звукоизвлечение.
Повторение нот, их расположение на нотоносце.
Повторение: техника и приёмы игры на инструментах. Игра по нотам на металлофоне и свирели.
Индивидуальная работа.
«Пастушья песня» Ф.Н.П.
8-9.Творческие задания на металлофоне и пианино.
Импровизация, сочинение музыкаль-ных миниатюр. Подыгрывание своему пению знакомых песен на пианино.
Индивидуальная работа.
«Кадриль» Р.Н.П.
«Из-под дуба» р.н.м.
«Яблочко» р.н.м.
10.Средства музыкальной
выразительности. Беседа о средствах выразительности музыки (характер, темп, динамика, регистр, тембр, мелодия).Определе-ниемуз.средств выразительности в музыке. «Кадриль» Р.Н.П.
Произведения М.И.Глинки, Э.Грига, П.И.Чайковского.
11.Музыкальная грамота.
Разнообразие звуков: высо-кие-низкие, громкие-тихие.
Беседа о длительностях и динамике звуков.Игра на разных музыкальных инструментах.
Игра «Разнообразие звуков»
«Ах, вы, сени!» р.н.м.
«Кадриль» Р.Н.П.
«Из-под дуба» р.н.м.
«Яблочко» р.н.м.
12.Творческие задания. Разнообразие инструмен-тальногоритма.
Составление ритмических рисунков. Исполнение несложных ритмических миниатюр на музыкал. инструментах. Творческие задания.
13.Совершенствование игры на ложках.
Повторение изученных приемов игры на ложках. Повторение знако-мых пьес.
Знакомство с новыми приемами игры. Распределение приемов игры на ложках в разных частях произведения.
Повторениетанцевальных движений.
«Ах вы, сени!» р.н.м.
«Калинка» р.н.м.
14-15.Ритмический и
динамический ансамбль.
Работа над ритмическим и динамическим ансамблем, одновременным вступлением и окончанием мелодии. «Ах вы, сени!» р.н.м.
«Калинка» р.н.м.
16.Творческие задания. Сочинение танцевальных упражнений с ложками. Музыкально-ритмические игры под музыку. Сочинение новых танцева-льных движений с ложками.
«Ах вы, сени!» р.н.м.
«Калинка» р.н.м.
17-19.Координация танцевальных движений с ложками.
Отработка правильного исполнения танцевальных движений, ориентация в последовательности танцевальных движений.
Игра под фонограмму.
Индивидуальная работа.
«Ах вы, сени!» р.н.м.
«Калинка» р.н.м.
20-21.Ритмический ансамбль с ложками под музыку.
Отработка ритмичного исполнения на ложках. Одновременное вступление и окончание произведения.
Игра под фонограмму.
Индивидуальная работа.
«Ах вы, сени!» р.н.м.
«Калинка» р.н.м.
22-23.Динамические оттенки в игре на ложках. Работа над приемом игры glissando. Отработка ритмического и динами-ческого ансамбля.
Индивидуальная работа.
«Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
24.Творческие задания. Импровизация на музыкальных инструментах.
Слушание произведения, определение характера, динамики, темпа, мелодии, регистра. Подбор нужных инструментов и импровизирование в произведении. «Яблочко» р.н.м.
«Утушка луговая».
«Валенки» р.н.м.
25-26. Работа над характером и образом танцевальной композиции.
Игра на ложках с танцевальной ком-позицией. Единство характера музыки и исполнения на ложках.
«Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
27-28.Ритмический и тем-
повой ансамбль в танцеваль-
ныхдвижениях. Отработка ансамблевого вырази-тельного исполнения с танцеваль-ными движениями. Работа над звукоизвлечением в игре на ложках.
Совместное вступление и окончание
произведения.
Индивидуальная работа.
«Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
29.Ударно – шумовые инструменты, их разнообразие. Беседа об истории ударно-шумовых инструментов, показ инструментов.
Презентация.
30-31.Ритмический, темпо-вой и динамический ансамбль.
Работа над согласованным испол-нением танцевально-ритмических движений ансамбля. Соблюдение динамических нюансов.
Игра под фонограмму.
«Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
32.Динамический ансамбль. Звукоизвлечение.
Отработка динамических оттенков при игре на ложках с танцевальными движениями. Сила звукоизвлечения. Сильная и слабая доля. Акцент. Характер исполнения.
«Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
33-34.Эмоционально-выра-зительное самостоятельное исполнение на ложках. Отработка одновременного вступ-ления и окончания игры. Ритмического, темпового и динами-ческого ансамбля. Работа над харак-тером и образом исполнения в рус-ских народных костюмах.
«Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
35.Сценическая культура поведения. Беседа о поведении на сцене во время выступления.
Работа над согласованным вырази-тельным исполнением ансамбля в русских народных костюмах. Соблюдение динамических нюансов. Самостоятельное вступление и окончание произведения.
«Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
36.Эмоционально – выра-
Зительное концертное
исполнение ансамбля. Ритмичное и выразительное исполне-ние ансамбля, самостоятельное вступление и окончание произведе-ния, выполнение динамических оттенков. «Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
Календарно – тематическое планирование
3 –й год обучения
ДатаТемазанятияСодержаниеМузыкальныйрепертуар1.Вводное занятие. ОТ и ТБ инструкция № 5 по правилам поведения в кабинете. Цели и задачи кружка.
Организационные моменты. Инструктаж по правилам поведения в кабинете. Ознакомление детей с содержанием работы кружка. Музыкально – ритмические игры. 2.Музыкальные инструменты и их разнообразие. Музыкально – ритмические упражнения и игры.
Повторение: Беседа о музыкальных инстру-ментах. Строение и разновидности инстру-ментов.
Техника и приёмы игры на инструментах. Расположение рук при игре на разных инструментах.
Совместная игра на разнообразных муз. инструментах – ансамбль. Основные ритми-ческие понятия: сильная и слабая доля, акцент.
Игра с попевкой. Игры и упражнения на развитие чувства ритма, памяти, тембра и слуха.
Попевка«Бубен и металлофон с колокольчиком возьмем, польку весело сыграем - всех на танец приглашаем»
«Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
3.Музыкально – ритмические упражнения и игры на музыкальных инструментах. Звукоизвлечение.
Техника игры на инструментах: бубен, мара-касы, треугольник, металлофон, колокольчики, трещотки, рубель, ложки. Расположение рук при игре на разных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах с попев-кой.
Работа над звукоизвлечением.
«Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
Попевка«Вот как дружно в бубен бьём - никогда не устаём»
«Если колокольчик взять – будет нежно он звучать»
4.Приёмы и техника игры на музыкальных инструментах.
Расположение рук при игре на разных инструментах. Игра на музыкальных инструментах с попевкой. Совместная игра на разнообразных муз. инструментах – ансамбль. Основные ритмические понятия: сильная и слабая доля, акцент.
«Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
Попевка«Вот как дружно в бубен бьём - никогда не устаём»
5.Музыкальная грамота: средства музыкальной выразительности. Беседа о средствах выразительности музыки (характер, темп, динамика, мелодия, регистр, тембр). Определение их в музыке. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Определи средства музыкальной выразительности».
Э.Григ «В пещере горного короля», «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт»,
«Плясовая» р.н.м.
6.Импровизация. Игровая миниатюра с подбором разнообразных музыкальных инструментов. Беседа об импровизации. Составление игро-вого сюжета с подбором инструментов. Подборка музыкальных инструментов по тембру их звучания.
«Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
7.Приёмы и правила игры на ложках. Расположение рук при игре на ложках. Сильная и слабая доля. Акцент.Совместная игра на ложках – ансамбль. «Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
8.Творческие коллективы лошкарей.
Просмотр видео сюжетов. Анализ игры и исполнения творческих коллективов ложкарей. 9-10. Музыкальная
грамота.Игра на метал-
лофоне и свирели.
Звукоизвлечение.
Повторение нот, их расположение на ното-носце.
Повторение: техника и приёмы игры на инструментах. Игра по нотам на металлофоне и свирели. Строение металлофона, правила и приёмы игры, звукоизвлечение.
Подбор по слуху знакомой мелодии песни. Индивидуальная работа.
«Во саду ли в огоро-де» Р.н.м.
11. Ударно - шумовой оркестр, его состав.
Беседа об ударно – шумовых инструментах, их роль в русском народном оркестре. Показ иллюстраций, слайдов. 12.Ударно - шумовой
оркестр. Разнообразие
ритма и тембра.
Творческие задания на сочинение ритмических композиций на разных ударных инструментах.
Импровизация. «Плясовая» р.н.м.
«Валенки» р.н.м.
13-14.Приёмы игры на ложках, их разнообразие.
Повторение изученных приемов игры на ложках. Знакомство с новыми приемами игры.Сильная и слабая доля. Акцент.
Отработка игры на ложках стоя и сидя.
Индивидуальная работа.
Русская народная плясовая «Калинка»
15-16.Игра на 3-ех ложках.
Музыкально-ритмические упражнения и игры. Правила игры на 3-ех ложках: приемы и техника. Расположение рук и пальцев при игре на 3-ех ложках.
Индивидуальная работа. 17-19.Игра на ложках с танцевальными движения-ми.
Поэтапное разучивание танцевальных движений при игре на ложках. Составление танцевальной композиции. Сильная и слабая доля. Акцент.
Игра под фонограмму.
Индивидуальная работа. Русская народная плясовая «Калинка»
20-21.Координация танце-вальных движений с ложками. Отработка правильного исполнения танцевальных движений, ориентация в последовательности танцевальных движений.
Игра под фонограмму.
Индивидуальная работа. Русская народная плясовая «Калинка»
22-23. Ритмический и тем-повой ансамбль в игре на ложках.
Отработка ритмического и темпового ансамбля.
Работа над одновременным вступлением и окончанием произведения.
Индивидуальная работа. Русская народная плясовая «Калинка»
24.Динамическийансам-
бль. Звукоизвлечение.
Отработка динамических оттенков при игре на ложках с танцевальными движениями. Силазвукоизвлечения. Сильная и слабая доля. Акцент. Характер исполнения.
Русская народная плясовая «Калинка»
25.Эмоционально-вырази-тельное самостоятельное исполнение на ложках. Отработка одновременного вступления и окончания игры. Ритмического, темпового и динамического ансамбля. Работа над характером и образом исполнения в русских народных костюмах. Русская народная плясовая «Калинка»
26.Концертноевыступле-ниеансамбля. Отработка игры на ложках с танцевальными движениями. Работа над одновременным вступлением и окончанием игры. Беседа о поведении на сцене. Русская народная плясовая «Калинка»
27.Русские народные праз-дники.
Беседа о народных праздниках. Значение и роль их в жизни человека.
28.Ритмический, темповой и динамический ансамбль.
Работа над согласованным исполнением ансамбля. Соблюдение динамических нюансов.
Русская народная плясовая «Калинка»
29-30.Танцевально-ритми-ческий ансамбль в игре на ложках. Отработка ритмической игры на ложках с танцевальными движениями. Работа над совместным вступлением и окончанием произведения.
Русская народная плясовая «Калинка»
31.Эмоционально – выра-зительное самостоятельное исполнение. Работа над характером, образом и единой манерой исполнения в русских народных костюмах, работа над выразительностью и самостоятельностью.
Русская народная плясовая «Калинка»
32.Сценическая культура поведения. Беседа о поведении на сцене во время выступления.
Работа над согласованным выразительным исполнением ансамбля в русских народных костюмах. Соблюдение динамических нюансов. Самостоятельное вступление и окончание произведения.
Русская народная плясовая «Калинка»
33-34.Ритмический, темпо-вой, динамический и танцевальный ансамбль.
Согласованность танцевального исполнения ансамбля. Отработка ритмического, темпового и динамического ансамбля. Работа над свое-временным вступлением окончанием звучания.
Русская народная плясовая «Калинка»
35.Эмоционально – выра-зительноесамостоятель-ное исполнение ансамбля. Ритмичная и выразительная игра ансамбля в характере, самостоятельность вступления и окончания исполнения. Сценическая культура поведения.
Русская народная плясовая «Калинка»
36.Концертное выступле-ние ансамбля. Беседа о поведении на сцене во время выступ-ления.
Исполнение ансамбля на инструментах в русских народных костюмах, в характере, с динамическими оттенками.
Русская народная плясовая «Калинка»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.
Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2000 г.
Мельников К.И. «Русский детский фольклор», 1987 г.
Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
Рытов Д.А.«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.
РякинаТ.И.«Народные праздники», 2002 г.
Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инструменты», 2002 г.
Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста), 2000 г.

Приложенные файлы

  • docx 38015180
    Размер файла: 129 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий