ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ. по учебной дисциплине ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ. Иркутск 2017 г. Паспорт фонда оценочных средств по учебной дисциплине Элементарная теория музыки. Фонд оценочных


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Министерство культуры и архивов Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Иркутский областной музыкальный колледж

имени Фридерика Шопена



УТВЕРЖДЁН

Приказом директора ГБПОУ

Иркутский областной музыкальный

колледж имени Фридерика Шопена

А.С. Дурбажевой
от 01.09.2017 г. № 48






ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ


по
учебной
дисциплине


ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ





















Иркутск 201
7

г.


Паспорт

фонда оценочных средств


по учебной дисциплине Элементарная
теория музыки


Фонд оценочных средств по учебной дисциплине Элементарная теория
музыки предназначен для проверки результатов освоения учебной
дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины Элементарная теория
музыки,

обучающийся должен обладать
преду
смотренными ФГОС по
специальности

53.02.03 Инструментальное исполнительство по видам Оркестровые
духовые и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра


следующими умениями, знаниями, практическим опытом,
формирующим общие и профессиональные компете
нции:


ОК, ПК

Дисципл
ина

Знать

Уметь

ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач,

оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и
принимать решения в нестандартных
ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач,
профессионально
го и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно
-
коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной
деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно
общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать
деятел
ьность подчиненных, организовывать
и контролировать их работу с принятием на
себя ответственности за результат
выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
плани
ровать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в профессиональной
деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать
ОП.03.
Элемента
рная
теория
музыки

понятия
звукоряда и
лада,
интервалов и
аккордов,
диатоники и
хроматики,
отклонения
и
модуляции,
тональной и
модальной
системы;

типы фактур;

типы
изложения
музыкального
материала

анализировать
нотный текст с
объяснением роли
выразительных
средств в контексте
музыкального
произведения,
анализировать
музыкальную ткань
с точки зрения
ладовой

системы,
особенностей
звукоряда
(использования
диатонических или
хроматических
ладов, отклонений
и модуляций);
гармонической
системы
(модальной и
функциональной
стороны гармонии);

фактурного
изложение
материала (типы
фактур);

типов изложения
музыкального
материала;

использовать
навыки владения
элементами
и исполнять музыкальные произведения,
самостоятельно осваивать сольный,
оркестровый и ансамбле
вый репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и
исполнительский анализ музыкального
произведения, применять базовые
теоретические знания в процессе поиска
интерпретаторских решений.

ПК 2.2. Использовать знания в области
психологии и педагогики, специальны
х и
музыкально
-
теоретических дисциплин в
преподавательской деятельности.

ПК 2.7. Планировать развитие
профессиональных умений обучающихся.

музыкального
языка на
клавиатуре и в
письменном виде


Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая
аттестация проводятся с целью определения степени соответствия уровня
освоения образовательных

результатов требованиям федеральных
государственных образовательных стандартов.

Текущий контроль успеваемости обучающихся


систематическая
проверка усвоения образовательных результатов, проводимая
преподавателем на текущих занятиях согласно расписанию у
чебных занятий
в соответствии с ППССЗ по специальности.


Промежуточная аттестация обучающихся


процедура, проводимая с
целью оценки качества освоения обучающимися содержания дисциплины.


Итоговый контроль освоения проводится в форме экза
мена, который
преследует цель оценить освоение образовательных результатов по
дисциплине.

Министерство культуры и архивов Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Иркутский областной музыкальный колледж

име
ни Фридерика Шопена


Дисциплина Элементарная теория музыки

Специальность

53.02.03 Инструментальное исполнительство по видам
Оркестровые духовые
и ударные инструменты, Инструменты народного оркестра


1 курс. 1 семестр.

Зачёт.

Дисциплина Элементарная теория
музыки формирует следующие
общие и профессиональные компетенции на репродуктивном уровне:

ОК 1
-
9;

ПК 1.1;
1.
4; 2.2
; 2.
7
.

Требования к зачёту

Обучающийся должен дать ответ на теоретический вопрос по выбору
педагога и выполнить практические задания.

Задания
к зачёту

Перечень теоретических вопросов:

1.

Музыкальный звук. Свойства и качества звука.

2.

Музыкальная система. Равномерно
-
темперированный строй. Знаки
альтерации.

3.

Энгармонизм звуков. Диатонический и хроматический тон и полутон.

4.

Длительности звуков и пауз. Зна
ки сокращения нотного письма.

5.

Ритм. Метр. Размер.

6.

Классификация метров.

7.

Группировка длительностей.

8.

Особые виды ритмического деления.

9.

Синкопа.

10.

Переменный размер. Полиметрия. Полиритмия.

11.

Темп. Динамические оттенки.

12.

Значение ритма, метра, темпа в музыке.

13.

Лад
и тональность. Гамма.

14.

Виды мажора и минора.

15.

Интервалы. Классификация интервалов.

16.

Энгармонизм интервалов.

17.

Интервалы в ладу.

18.

Понятие о диатонике.

19.

Семиступенные диатонические лады. Пентатоника.

20.

Понятие о других ладах.

Перечень практических заданий:

-

дать кратк
ое определение основных теоретических понятий;

-

показать умение ориентироваться на фортепианной клавиатуре;

-

продемонстрировать знание тональностей до трех ключевых знаков,
умение играть гаммы, устойчивые и неустойчивые ступени;

-

определить и построить от зву
ка и в тональности все диатонические
интервалы, в том числе и тритоны, характерные интервалы в гармоническом
миноре с разрешением, мажорное, минорное трезвучия, их обращения,
главные трезвучия с обращениями;

-

определить в нотном тексте пройденные элементы м
узыкального языка.


1 курс. 2 семестр. Экзамен.

Требования к экзамену

Обучающийся должен ответить на теоретический вопрос и выполнить
практические задания в соответствии с экзаменационным билетом.


Экзаменационные билеты

Экзаменационный билет

№1

1.

Септаккорд
ы в ладу. Распределение их по функциям.

2.


Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
T
,
D
6,
D
6
\
5,
T
,
VI
6,
II
2,
MVII
7, ум
VII
7,
D
6
\
5,
T
, ум
VII
7,
T
.

Экзаменационный билет

№2

1.

Интервалы вне лада (определение, классификация).

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыгра
ть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
t
6,
D
2,
t
6,
t
,
s
6
\
4,
II
2, ум
VII
7,
D
6
\
5,
t
,
ум
VII
7,
t

Экзаменационный билет

№3

1.

Интервалы в ладу (построение и разрешение), нат. и гарм. тритоны,
характерные интервалы, хроматические

интервалы.

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
T
,
T
2,
VI
7,
D
6,
D
6
\
5,
T
,
II
2,
II
4
\
3,
II
4
\
3г,
ум
VII
2,
D
7,
T
.

Экзаменационный билет

№4

1.

Трезвучия в ладу. Распределение по функциям. Гармонические
обороты: автентический, плагальный, полный, прерванный. Запрет на
DS
. Каденция.

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоря
ды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
t
,
t
6,
II
7,
D
4
\
3,
t
,
s
,
K
6
\
4,
D
7,
VI
,
II
4
\
3,
K
6
\
4,
D
2,
t
6.

Экзаменационный билет

№5

1.

Аккорды вне
лада (трезвучия, септаккорды, многозвучные аккорды и
их строение)

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавател
ем тональности:
T
6
\
4,
D
,
T
6
\
4,
S
6,
II
4
\
3,
D
7,
VI
,
II
6
\
5,
K
6
\
4,
D
2,
T
6.

Экзаменационный билет

№6

1.

Аккорды нетерцовой структуры (классификация и область
применения).

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных
ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
t
6,
D
2,
t
6,
s
, ум
VII
4
\
3, ум
VII
6
\
5,
D
4
\
3,
t
,
II
2,
t
.

Экзаменационный билет

№7

1.

Ключи их происхождение и виды, знаки сокращения нотного письма.

2.

По
строить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
T
,
S
6
\
4,
T
,
D
6
\
5→
II
,
D
4
\
3,
T
.

Экзаменационный билет
№8

1.

Тональные лады, особенности их строения, виды. Три гармонические
функции в тональных ладах и их смысл.

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую пос
ледовательность в указанной
преподавателем тональности:
t
,
II
2,
t
,
D
2→
s
6,
II
4
\
3,
D
7,
t
.

Экзаменационный билет

№9

1.

Модальные лады и их классификация.

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука

и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
T
,
D
4
\
3,
T
,
II
2,
II
2г,
D
6
\
5,
T
=
S
,
II
6
\
5г,
K
6
\
4,
D
7,
T
.

Экзаменационный билет

№10

1.

Хроматизм и альтерация. Правила построения альтерированной и
хроматической г
аммы.

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
t
, ум
VII
7, ум
VII
6
\
5,
D
4
\
3,
t
=
VI
,
II
4
\
3,
K
6
\
4
,
D
7,
t
.

Экзаменационный билет №11

1.

Виды тональных смен: сопоставление, отклонение, модуляция. Первая
степень родства тональностей.

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
t
6,
D
2,
t
6,
t
,
s
6
\
4,
II
2, ум
VII
7,
D
6
\
5,
t
,
ум
VII
7,
t

Экзаменационный билет № 12

1.

Основные виды и элементы нотного письма, история их
возникновения.

2.

Построить на фортепиано инте
рвалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
T
,
D
6,
D
6
\
5,
T
,
VI
6,
II
2,
MVII
7, ум
VII
7,
D
6
\
5,
T
, ум
VII
7,
T
.

Экзаменационный б
илет

№13

1.

Звук как физическое явление, его качества и свойства, обертоновый
ряд.

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанно
й
преподавателем тональности:
T
,
T
2,
VI
7,
D
6,
D
6
\
5,
T
,
II
2,
II
4
\
3,
II
4
\
3г,
ум
VII
2,
D
7,
T
.

Экзаменационный билет

№14

1.

Группировка в инструментальной (в размерах разных видов) и
вокальной музыке.

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
зв
укоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
t
,
t
6,
II
7,
D
4
\
3,
t
,
s
,
K
6
\
4,
D
7,
VI
,
II
4
\
3,
K
6
\
4,
D
2,
t
6.

Экзаменационный билет

№15

1.

Организация музыки во времен
и: метр, ритм, темп, размер.

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
T
6
\
4,
D
,
T
6
\
4,
S
6,
II
4
\
3,
D
7,
VI
,
II
6
\
5,
K
6
\
4,
D
2,
T
6.

Экзаменационный билет №16

1.

Лад и тональность (общие понятия, буквенные обозначения звуков и
тональностей, квинтовый круг, классификация тональностей, ладовая
переменность, транспозиция).

2.

Построить на фортепиано интервалы, а
ккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тональности:
t
6,
D
2,
t
6,
s
, ум
VII
4
\
3, ум
VII
6
\
5,
D
4
\
3,
t
,
II
2,
t
.

Экзаменационный билет №17

1.

Основные

элементы музыкального синтаксиса, мелизмы, секвенция.

2.

Построить на фортепиано интервалы, аккорды с их обращениями,
звукоряды тональных и модальных ладов от звука и в тональности.

3.

Сыграть гармоническую последовательность в указанной
преподавателем тонально
сти:
T
,
S
6
\
4,
T
,
D
6
\
5→
II
,
D
4
\
3,
T
.


Критерии оценки

Студент должен знать:

понятия звукоряда и лада, интервалов и аккордов, диатоники и хроматики,
отклонения и модуляции, тональной и модальной системы;

типы фактур;

типы изложения музыкального материала.

Студент должен уметь:

анализировать нотный текст с объяснением роли выразительных средств в
контексте музыкального произведения, анализировать музыкальную ткань с
точки зрения ладовой системы, особенностей звукоряда (использования
диатонических или хромати
ческих ладов, отклонений и модуляций);
гармонической системы (модальной и функциональной стороны гармонии);

фактурного изложение материала (типы фактур);

типов изложения музыкального материала;

использовать навыки владения элементами музыкального языка на
клавиатуре и в письменном виде.

Оценка «Отлично»

Безупречное знание теоретического материала. Совершенное владение
терминологией, точные формулировки основных понятий.

Абсолютное знание основных правил предмета. Умение четко, грамотно,
ясно изложить собств
енную мысль.

Выполнение практических заданий на построение с легкостью, приемлемой
скоростью без ошибок.

Безошибочные ответы на устные упражнения.

Безупречная, связная, в быстром темпе осмысленная игра на фортепиано,
цепочек аккордов, интервалов, гамм.

О
тличное умение ориентироваться и безошибочно анализировать
предложенный музыкальный материал.

Оценка «Хорошо»


Небольшие погрешности в знании теоретического материала. Крепкие
знания терминологии, осмысленное формулирование основных понятий
(допускаются не
большие отклонения от общепринятых определений).

Крепкие знания основных правил предмета. Грамотное изложение
собственных мыслей.

Небольшие погрешности в выполнении практических заданий (от 1 до 3
ошибок).

Небольшие погрешности в ответах на устные упражне
ния (от 1 до 3
-
х
ошибок).

Уверенная игра на фортепиано в среднем темпе цепочек, интервалов, ладов
народной музыки, гамм, аккордов с обращениями и разрешениями.

Умение понимать и анализировать предложенный музыкальный материал в
общих чертах.

Оценка «Удовле
творительно»
.

Неточное знание теоретического материала курса. Понимание основной
терминологии без конкретных формулировок. Ошибки в определении
основных понятий (от 3 до 5 ошибок)

Погрешности в знаниях основных правил предмета. Трудности в изложении
собст
венных мыслей.

Затруднения в выполнении практических заданий (от 3 до 5 ошибок).

Неуверенные ответы на устные упражнения по теории музыки (от 3 до 5
ошибок).

Игра на фортепиано в медленном темпе цепочек, аккордов с обращениями и
разрешениями, ладов народно
й музыки, гамм, интервалов.

Ошибки в вышеперечисленных заданиях от 4 до 6.

Затруднения в анализе предложенного музыкального материала.

Оценка «Неудовлетворительно»

Незнание терминологии;

Отсутствие ориентации в базовых теоретических понятиях дисциплины;

О
шибки (более пяти) в выполнении практических заданий по предмету;

Неспособность исполнения упражнений на фортепиано.








Приложенные файлы

  • pdf 40148160
    Размер файла: 468 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий