Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

городского округа Заречный

«Средняя общеобразовательная школа. №6»






РАССМОТРЕНА

на заседании МО

протокол № ____

от ________________ 20__ г.

СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по УВР

__________(Черняева Е.В.
)

УТВЕРЖДЕНА

приказ № _____от _________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Мировая художественная культура»

среднего обще
го

образования

с 1
0 по 11

класс

на 2015
-
2017
учебный год









Составил(а)
Петрова Ольга Владимировна
,

учитель первой

квалификацион
ной категории

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:



основные виды и жанры искусства;



изученные направления и стили мировой художественной культуры;



шедевры мировой

художественной культуры;



особенности языка различных видов искусства.

Уметь:



узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.



устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;



пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;



выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).


Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:



выбора путей своего куль
турного развития;



организации личного и коллективного досуга;



выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;



самостоятельного художественного творчества.















СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДМЕТА

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
»



10 КЛАСС

Раздел 1.

Художественная культура древнейших цивилизаций).

Роль мифа в культуре (миф


основа ранних представлений о мире, религии
,
искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня


мать, Дорога и др.).
Первобытная магия
. Ритуал


основа синтеза слова,
музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные
комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента.
Архаические основы фольклора. Миф и совр
еменность (роль
мифа в массовой культуре).

Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки,
ворота Иштар, дорога Процессий


свидетельство продолжения и завершения традиций древних цив
илизаций Шумера и Аккада). Древний
Египет


культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре
(мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.

Опыт тв
орческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни
(мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).



Раздел 2.

Художественная культура античности
.

Идеалы красоты Древней

Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального
действия. Панафинейские праздники


динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и
эстетической программы комплекса
. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм):
Пергамский алтарь. Славы и величия Рима


основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна,
конная статуя (Марк Аврелий), базили
ка, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон)


основные архитектурные и изобразительные
формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и
древнеримского комп
онента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и
типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и антично
сти.






Раздел 3

Художественная культура
средневековья
.

София Константинопольская


воплощение идеала божественного мироздания в
восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургичес
ком
действе). Древ
нерусский крестово
-
купольный храм (архитектурная,
космическая, топографическая и временная
символика).
Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро
-
суздальская (церковь Покрова на
Нерли), новгородская (церков
ь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас


Андронниковского монастыря к храму
Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церк
ви
Спаса Преображения на Ильин
е в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева («Троица»). Ансамбль московского
Кремля


символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приѐмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной

жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного,
синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа син
теза
каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета
(витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия,
Испания, Англия и др.).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий ср
едневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов
средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».


Раздел 4

Средне
вековая культура Востока
.
Модель Вселенной Древней Индии


сту
па в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как
синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индийцев.
Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. К
омплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм
Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и
археологическим находкам).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд
)


синтез монументальной архитектурной формы и
изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно


нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле
храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен


буддизм) и

мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в
Киото).

Опыт творческой деятельности. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».


Раздел 5


Художественная культура Возрождения.

Возрождение в Италии. Флоренция


воплощение ренессанс
ной идеи создания
«идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно


гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны
Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм


религиозно


философская основа
Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса


комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира


энцикл
опедия
человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему
актуальности идей Возрождени
я и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.




11 КЛАСС

Раздел 1

Художественная культура
XVII



XVIII

вв.
Стили и направления в искусстве Нового времени
-

проблема многообразия и
взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность,
патетика и экстаз как проявление трагического и пессимисти
ческого мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого
Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.
-
Б. Растрелли)
-

национальные варианты барокко. Пафос
грандиозности в живописи П.
-
П. Рубенса. Творчество Рембр
андта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи
.
Расцвет гомофонно
-
гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.
-
С. Бах).

Классицизм
-

гармоничный мир дворцов и парков Версал
я. Образ идеального города в классицистических и ампирных
ансамблях
Парижа

и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена,
Ж.
-
Л. Давида
, К.П. Брюллова,
А.А.

Иванова
. Формирование классических жанров и принципов симф
онизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.
-
А.
Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («
Лесной царь» Ф. Шуберта
), и опере («Летучий голландец» Р
.

Вагнера).
Романтизм в живописи:
религиозная и литературная тема у прерафаэлитов
, революционный пафос Ф. Гойи и
Э. Делакруа
, образ
романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальна
я тематика в живописи реализма: специфика французской (
Г. Курбе
, О. Домье) и русской (
художники
-

передвижники,

И. Е.
Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка

рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей,
национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве,
соотношении искусства и реальной жизни («реализм без гр
аниц»).


Раздел 2

Художественная культура XIX в
.
Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме
(К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическ
ая форма» П.
Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живоп
иси
(цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина).

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсу
ждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в
отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли
,
специфике, и направлениях.


Раздел 3

Художественная культу
ра
XX

в.

Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых
геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм

подсознательного в сюрреализме (С. Да
ли). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.
-
Э. Ле
Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.
-
Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С.
Станиславского и В. И. Неми
ровича
-
Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от
традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств
-

особенная черта
культуры XX века: кинематограф

(«Броненосец Потѐмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф.

Феллини), виды и жанры телевидения,
дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос
-

Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок
-
музыка (Битлз
-

«Жѐлтая
подводная лодка, Пинк Флойд
-

«Стена»);

электро
-
акустическая музыка (лазерное шоу Ж.
-
М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в
отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецен
зий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли,
специфике, и направлениях.














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ




Тема

Количество
часов

1
0

класс

35 часов

1.

Художественная культура древнейших цивилизаций (6 час
ов)

1.


Первые художники Земли


2.


Архитектура страны фараонов


3.


Изобразительное искусство и музыка Египта


4.


Художественная культура Древней Передней Азии


5.


Искусство доколумбовой Америки


2.
Раздел 2. Художественная культура античности (3 часа)

6.


Золотой

век Афин


7.


Архитектура Древнего Рима


8.


Театральное и музыкальное искусство Античности


Раздел 3. Художеств
енная культура средневековья (10

часов)

9.


Мир византийской культуры


10.


Архитектурный облик Древней Руси


11.


Особенности новгородской и владимиро
-
су
здальской архитектуры


12.


Архитектура Московского княжества


13.


Изобразительное искусство и музыка Древней Руси


14.


Изобразительное искусство и музыка Древней Руси


15.


Архитектура западноевропейского Средневековья


16.


Архитектура западноевропейского Средневеков
ья


17.


Архитектура западноевропейского Средневековья


18.


Изобразительное искусство Средних веков


19.


Театральное искусство и музыка Средних веков


Раздел 4. Средневековая культура Востока (6 часов)

20.


Индия


«страна чудес»


21.


Индия


«страна чудес»


22.


Худож
ественная культура Китая


23.


Художественная культура Китая


24.


Искусство Страны восходящего солнца (Япония)


25.


Художественная культура ислама


Раздел 5. Художе
ственная культура Возрождения (10

часов)

26.


Флоренция


колыбель итальянского Возрождения


27.


Золото
й век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи


28.


Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело


29.


Золотой век Возрождения. Рафаэль


«первый среди равных»


30.


Возрождение в Венеции


31.


Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких

мастеров


32.


Музыка и театр эпохи Возрождения


33.


Обобщение и повторение изученного за курс 10 класса


11 класс 35 часов

Раздел 1. Художественная культура Х
VII



Х
VIII

вв. (13 часов)


34.


Стилевое многообразие искусства
XVII



XVIII

вв.


35.


Архитектура бар
окко


36.


Изобразительное искусство барокко


37.


Классицизм в архитектуре Западной Европы


38.


Шедевры классицизма в архитектуре России


39.


Изобразительное искусство классицизма и рококо


40.


Реалистическая живопись Голландии


41.


Русский портрет
XVIII

в.


42.


Музыкаль
ная культура барокко


43.


Композиторы Венской классической школы


44.


Театральное искусство XVII


XVIII вв.


Раздел 2: Художественная культура Х
I
Х в. (10 часов)

45.


Романтизм


46.


Изобразительное искусство романтизма


47.


Реализм


художественный стиль эпохи


48.


Из
образительное искусство реализма


49.


«Живописцы счастья» (художники импрессионизма)


50.


Многообразие стилей зарубежной музыки


51.


Русская музыкальная культура


52.


Пути развития западноевропейского театра


53.


Русский драматический театр


Раздел 3: Художественна
я культура ХХ в. (12 часов)

54.


Искусство символизма


55.


Триумф модернизма


56.


Архитектура: от модерна до конструктивизма


57.


Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.


58.


Мастера русского авангарда


59.


Зарубежная музыка
XX

в.


60.


Зарубежная му
зыка
XX

в.


61.


Русская музыка
XX
столетия


62.


Зарубежный театр
XX
в.


63.


Русский театр
XX
в.


64.


Становление и расцвет мирового кинематографа


65.


Повторение и обобщение изученного в 10
-
11 классах




























Приложенные файлы

  • pdf 40427903
    Размер файла: 248 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий