Басни М.Гафури Биография писателя и краткая характеристика его творчества Мажит Гафури – основатель жанра басни в башкирской литературе 17.02.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.М.: Вентана-Граф, 2013 и  реализуется с помощью учебника Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013. 
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. В  пятом  классе продолжается  реализация  главной  цели: «Формирование  первоначальных  представлений о светской  этике,  об  отечественных традиционных  религиях,  их  роли  в  культуре, истории и современности  России». Результатом обучения за два года должно стать  пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. В  процессе  изучения  данного  курса  в  пятом  классе  у  учащихся углубляется осознание идеи,  что  общечеловеческие  ценности  (добро,  справедливость,  милосердие, честность  и др.)  являются  продуктом  развития  двух  социальных  сфер:  традиционной культуры каждого  народа  и  различных  религиозных  культур,  что духовность  человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо  от  того,  из  какой  социальной  сферы  (традиций,  обычаев,  веры)  они  были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.  В  пятом  классе  продолжается  реализация  авторской  идеи, что  основной  формой организации  обучения  является  совместная,  коллективная деятельность  школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.   Особое  значение  курса  «Основы  духовно-нравственной культуры  народов  России» заключается  в  раскрытии  общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их  возрастными  и  познавательными  возможностями:  у  детей  10-12  лет  наблюдается большой  интерес  к  социальному  миру, общественным  событиям,  они  открыты  для общения  на  различные  темы,  включая  религиозные.  Школьники  этого  возраста  уже располагают  сведениями  об  истории  нашего  государства,  ориентируются  в  понятии «культура».  У  них  развиты  предпосылки исторического  мышления,  на  достаточном уровне  представлено  логическое  мышление,  воображение,  что  позволяет  решать  более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют  информационными  умениями  и  способны  работать  с  информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем,  увеличивается  доля  мини-лекций  учителя,  его  объяснений,  рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:
– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной  жизни, истории России,  религиозных  учений)  особенностей  взаимодействия и взаимовлияния  разных  этнических  культур;  пятиклассники  продолжают  работать  с рубриками  учебника  «Обсудим вместе»,  «Жил на свете человек»,  «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
–  отражение  основного  содержания  текстов  учебника  в  иллюстративном  ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
–  последовательное  введение  новых  терминов  и  понятий,  культуроведческого  и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, известных людей, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - селу Воскресенское и Мелеузовской земле.


Общая характеристика учебного предмета
В  федеральном  государственном  образовательном  стандарте  основного  общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен  как  курс,  направленный  на  формирование  первоначальных  представлений  о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».  Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается  с  воспитанием  ценностных  отношений  к  изучаемым  явлениям:  внутренней установки  личности  поступать  согласно  общественным  нормам,  правилам  поведения  и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть  его  интегративный  характер:  изучение  направлено  на  образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1.  Формирование  понятия  «культура»,  ознакомление  с  ролью  и  значением российской культуры в мировом сообществе (раздел  «В мире культуры»).
2.  Характеристика  общечеловеческих  ценностей,  их  представленность  в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы    «Нравственные  ценности  российского  народа»,  «Как  сохранить  духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3.  Истоки  становления  общечеловеческих  ценностей,  раскрытие  вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Конечно,  предмет  «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»  и  в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно  связан  с  содержанием  других  предметных  областей,  прежде  всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном
соответствии  с  программой  обучения.  Вместе  с  тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.
 
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1.  Культуроведческий  принцип  определяет  возможность  широкого ознакомления  с  различными  сторонами  культуры  народов  России:    фольклором, декоративно-прикладным  искусством,  архитектурой,  особенностями  быта,  праздниками, обрядами  и  традициями.  Особое  место  в  курсе  занимает  знакомство  с  культурой, рожденной  религией.  Все  это  позволяет  обеспечить  благополучную  адаптацию
подрастающего  поколения  в  обществе  и  воспитать  важнейшие  нравственные  качества гражданина  многонационального  государства  –  толерантность,  доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.  
2.  Принцип  природосообразности.  В  младшем  подростковом  возрасте  у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,  взаимоотношениям  людей  и  т.  п.,  что  позволяет  приобщить  её  к  философской  стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт  младших  подростков:  особенности  восприятия  ими  философских  идей,  тягу  к эмоциональным впечатлениям, стремление к  самоанализу и  самостоятельности. Особую опасность  представляет  стремление  учителя  расширить  объем  предлагаемых  знаний, углубиться  в  изучение  специфических  идей  разных  религий,  что  может  привести  к формальному  заполнению  памяти  школьника  без  осознания  сущности  изучаемого явления.  Материал,  который  предоставляется  для  восприятия  пятиклассникам,  должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3.  Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор  о  ценностях,  представленных  как  в  традиционной  народной  культуре,  так  и  в религиозной  культуре. Более  того,  учитывая,  что  ведущей  деятельностью  подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами:  организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,  обучением в парах, группах.
4.  Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью  которой  являются  быт,  традиции,  этические  нормы  и  нравственные  правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном  крае,  городе,  деревне  может  стать  основой  формирования  системы  ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого  Отечества,  а  окружающая  его  культурная  среда  –  один  из  элементов
общероссийской культуры.
5.  Принцип  поступательности  обеспечивает  постепенность, последовательность  и  перспективность  обучения.  При  сохранении  общей  идеи  курса содержание  обучения  постепенно  углубляется  и  расширяется,  школьники  начинают решать  более  серьезные  проблемные  задачи.  Учитель  основной  школы  должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и  5  классами:  хорошо  знать  содержание  обучения  в  четвертом  классе,  использовать основные  методы  обучения,  которые  применяются  в  начальной  школе,  постепенно  и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.  
 
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет  «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»  не  решает задачи  подробного  знакомства  с  разными  религиями.  Главное  назначение  предмета  – развивать  общую  культуру  школьника,  формировать  гражданскую  идентичность, осознание  своей  принадлежности  к  народу,  национальности,  российской  общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.  Исходя из этого, главной особенностью этого курса является  представление  культурообразующего  содержания  духовно-нравственного  воспитания.  Именно  культурообразующее  «ядро»  отражает  все  грани общекультурного,  этического,  религиозного  содержания,  ориентированного  на потребности  как  религиозной,  так  и  нерелигиозной  части  общества.  Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в  становление  культуры  общества,  о  роли  различных  конфессий  в  воспитании  у подрастающего  поколения нравственных ценностей.  Индивидуальная  культура  человека связывается  не  только  с  принадлежностью  к  определенному  этносу  и  конфессии,  а  с пониманием  величия  накопленного  человечеством  культурного  наследия,  гордостью перед  умом,  честностью,  порядочностью  предшествующих  поколений,  с  принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными  целями  и  задачами  реализации  указанной  предметной  области средствами  учебника  «Духовно-нравственная  культура  народов  России»  в  5  классе остаются следующие:
 совершенствование  способности  к  восприятию  накопленной  разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному  самосовершенствованию,  проявляет  готовность  к  духовному саморазвитию;
 углубление  и  расширение  представлений  о  том,  что  общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные,  семейные  традиции,  общенациональные  и  межнациональные  отношения, религиозные верования;
 осознание  того,  что  духовно-нравственная  культура  современного  человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
 становление  внутренних  установок  личности,  ценностных  ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения  и  деятельности,  чувством  любви  к  своей  родине,  уважения  к  народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.
ознакомить обучающихся с историко - культурным наследием с. Воскресенское и Мелеузовского района Республики Башкортостан;



Место предмета в учебном плане
В соответствии с   ФГОС и школьным  учебным  планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе   один час в неделю, общее число часов 34.  

Планируемые результаты обучения
В  соответствии  с  федеральным  государственным  стандартом  основного  общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных  и  предметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы.
Личностные  цели  представлены  двумя  группами.  Первая  отражает  изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
 готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
 достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
 личностные  качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая  группа  целей  передает  социальную  позицию  школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
 формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой  роли  многонациональной  России  в  современном  мире;  воспитание  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
 понимание  роли  человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий  разного  типа  (познавательные,  коммуникативные,  рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
 владение  коммуникативной  деятельностью,  активное  и  адекватное использование  речевых  средств  для  решения  задач  общения  с  учетом особенностей  собеседников  и  ситуации  общения  (готовность  слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку  зрения,  оценивать  события,  изложенные  в  текстах  разных  видов  и жанров);
 овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и жанров,  в  том  числе  религиозного  характера;  способность  работать  с  информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
 овладение  методами  познания,  логическими  действиями  и  операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
 освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера;
 умение  строить  совместную  деятельность  в  соответствии  с  учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные  результаты  обучения  нацелены  на  решение,  прежде  всего, образовательных задач:  
 осознание  целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
 использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
 расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
 
Основное содержание предмета
Раздел 1. В мире культуры
Величие  российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов.  Деятели  науки  и  культуры  –  представителей  разных  национальностей  (К. Брюллов,  И.  Репин,  К.  Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г.  Уланова,  Д.  Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).  Человек  –  творец  и  носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги  землю  родимую,  как  мать  любимую».  Представления  о  патриотизме  в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в  истории  России  (Дмитрий  Донской,  Кузьма  Минин,  Иван Сусанин,  Надежда  Дурова  и  др.).  Деятели  разных  конфессий  –  патриоты  (Сергий Радонежский,  Рабби  Шнеур-Залман  и  др.).  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод  добрых  трудов  славен».  Буддизм,  ислам,  христианство  о труде  и трудолюбии. Люди  труда.  Примеры  самоотверженного  труда  людей  разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.  Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные  семейные  ценности.  О
юбви  и  милосердии  в  разных  религиях.  Семейные  ценности  в  православии,  буддизме, исламе,  иудаизме.  Взаимоотношения  членов семьи.  Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной и духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование  в  Древней  Руси.  Великие  князья Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.    Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский календарь. Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции  буддизма.  Распространение  буддизма  в  России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России.  
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.  
История и культура народов Башкортостана
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных народом, в широком плане - человечеством. Материальная (орнамент, украшения, декоративно-прикладное искусство, национальная кухня, музыкальные инструменты) и духовная (верования, традиции, обычаи, устное народное творчество, литература, искусство) культура. Многозначность термина «культура».
Национальный характер культуры (объяснить на примере отдельных видов культуры, например, народных песен, танцев народов Башкортостана).
Народы, населяющие Республику Башкортостан. Многонациональная культура народов Башкортостана. Понятие о коренном народе: «Коренной народ есть потомки аборигенов, населяющих данную территорию до того как она была завоевана или заселена иноземцами». Культура коренного народа, ее связь с культурой других народов, населяющих Башкортостан. Схожесть языков, обычаев, обрядов, песен башкирского и татарского народов. Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов Башкортостана.
Уфа - столица Башкортостана
Основание г.Уфы. Географическое положение. Исторические достопримечательности. Культурные центры. Песни и стихи об Уфе.
Башкортостан в древности
Первые люди на Урале.
Шульганташ - уникальный памятник природы и древней живописи (20-15 вв. до н.э.). История открытия наскальных изображений пещеры Шульганташ, их первобытный реализм. Роль культа животных и зверей в зарождении древней живописи.
Новые открытия пещерной живописи на Урале. Изображения человеческих фигур в Идрисовской пещере по реке Агидель и неопределенных фигур в Бурановской пещере.
Археологические памятники о первых обитателях Урала и Башкортостана. Культура древних обитателей края: посуда, украшения. Золото сарматов.
Стоянки и поселения пробашкир: городище-крепость Аркаим. История открытия, исследователи городища. Историческая топонимика местности (горы Аркаим, Ташлы, река Караган). Городища Таналык, Олаир, Уфа-2.
Древние башкиры. Территория их расселения. Урал как символ опоэтизированной родины башкир. Краткая характеристика родо-племенного состава башкир.
Исторические сведения о башкирах IX -X веков (Ибн-Хордадбек, Салам-Тарджеман, Ахмед Ибн Фадлан, Идриси, Гардизи). Верования древних башкир. Культ животных и птиц. Обожествление и одухотворение природы. Легенды «Озеро водяного», «Кукушка», «Журавлиная песнь» (по выбору).
Башкирский фольклор
Понятие о народном творчестве как части культуры. Отличие фольклора от профессиональной литературы (устностъ бытования, коллективность, вариантность). Основные жанры фольклора: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни. Собиратели и исследователи башкирских сказок (А.Г.Бессонов, М.Х.Мингажетдинов, А.М.Сулейманов).
Сказочный мир башкир. Виды народных сказок.
Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей. Основные герои этих сказок. Сказки «Лиса и волк», «Лиса и медведь», «Сарыбай», «Как собака нашла себе хозяина».
Волшебные сказки, роль вымысла в них, герои и события, сказках, реальное и фантастическое, добро и зло. Оптимизм волшебных сказок. Сказки «Волшебное кольцо», «Молодой охотник и мяскай», «Убыр эбей» (по выбору учителя).
Бытовые сказки, их тематика: мудрость и глупость, честность и обман, великодушие и корысть, трудолюбие и леность. Сказки: «Аминбек», «Охотник Юлдыбай», «Мудрый старик и глупый царь» (по выбору учителя).
Богатырские сказки «Урал батыр», «Акъял батыр», «Камыр батыр».
Шуточные сказки, кулямасы. Моральное превосходство умных людей, осуждение социальной несправедливости, зла, тупости. Сказки: «Как Ерэнсэ сэсэн невесту для сына искал», «Проделки Алдара», «Алдар и шайтан», «Старик и дэв», «Абзалил», «Два лентяя» (по выбору).
Отражение находчивости и остроумия в кулямасах. Кулямасы об Алдаре, Ерэнсэ сэсэне, Ходжа Насретдине. Кулямасы: «Как Ерэнсэ выручил охотника», «Хан и Алдар», «Как Хужа поделил находку».
Пословицы и поговорки, загадки. Легенды и предания.
Чтение (прослушивание), обсуждение, сравнение сказок русского, татарского, марийского, чувашского и других народов.
Классики башкирской литературы детям
М. Гафури - первый народный поэт Башкортостана. Биография писателя и краткая характеристика его творчества. М.Гафури как основатель жанра басни в башкирской литературе. Мораль басен «Кто съел овцу», «Два гуся и лягушка».
М. Карим. Биография писателя, краткая характеристика его творчества. Тема дружбы и экологии в повести «Таганок».
3. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. Рассказ «Мастер и подмастерье».
Ф. Исянгулов. Краткая биография и творчества. Рассказ «Мост Хамита». Беседа на тему «смысл жизни человека».
Музыка
Музыкальные инструменты башкирского народа: курай, кубыз, домбра. Курай - древнейший инструмент. Чтение и пересказ легенд-сказок «Сказка о курае», «Кураист». Образ курая в литературе и искусстве. Стихи о курае Ш. Бабича, Р. Гарипова, рассказ Кирея Мэргэна «Курай Баймака», пьеса 3. Биишевой «Волшебный курай», балет Р. Хасанова «Легенда о курае». Памятник кураю. Высказывания русских ученых, исследователей края (В.Даль, М. Авдеев, С. Рыбаков).
Краеведение – наука о родном крае. Источники изучения родного края. Воскресенский медеплавильный завод – главная достопримечательность села. Природа в окрестностях села Воскресенское – общая характеристика. Наиболее известные места. Растительный и животный мир. Названия улиц нашего села. Земская больница в селе Воскресенское. Э.И. Карлейс. История школы села Воскресенское. История церкви села Воскресенское. История церкви села Воскресенское. Наши земляки – Герои Советского Союза. А.М. Немчинов. А.Ф. Рябов. История появления в селе картинной галереи. Московская ДХШ в эвакуации в годы войны. Знаменитые художники – «воскресенцы». Историческое здание, в котором размещена галерея в настоящее время. Краеведческий отдел.


Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство  привязанности  и  любви  к  малой  родине, гордости  и  за  своё  Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
–  проявление  гуманного  отношения,  толерантности  к  людям,  правильного взаимодействия  в  совместной  деятельности,  независимо  от  возраста,  национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
–  стремление  к  развитию  интеллектуальных,  нравственных,  эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
–  сравнивать  нравственные  ценности  разных  народов,  представленные  в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые  сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
–  кратко  характеризовать  нравственные  ценности  человека  (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).  
Рефлексивные:  
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
–  анализировать  и  оценивать  совместную  деятельность  (парную,  групповую работу)  в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  правилами  коммуникации  и делового этикета.
Информационные:
–  анализировать  информацию,  представленную  в  разной  форме  (в  том  числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
 Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.
 Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
 Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
 Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
 Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания
известных личностей.
 Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.
 Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
 Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.
 Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
 Работать с историческими источниками и документами.


Учебно-методическое обеспечение


1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.
2. Библия для детей. ООО «Филологическое общество «СЛОВО», 2009.
3. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей в 2 томах. - С-Петербург: «Альфа», 1993.
4. Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. Родной Башкортостан. 5 класс. – Уфа : «Китап», 2005.
5. Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.
6. Андриянов Ю.А «Башкирские сказки и предания». – Уфа: «Китап», 1996.
7. Башкирское народное творчество. Легенды и предания. Том 2. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987.
8. Культура народов Башкортостана с древнейших времен до современности. – Уфа: Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 1999.
9.Земля Мелеузовская: былое, будни, будущее. Составитель З.Ф. Рафиков. - Уфа, «Китап». 2000 г.
А.З. Асфандияров. История сел и деревень Башкирской АССР. Книга первая. Уфа. 1990 г.
Г.Ф. Гудков, З.И. Гудкова. Из истории южноуральских горных заводов 18 - 19 веков. -Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985.
И.В. Можейко, Н. А. Сивова, Н. А. Соболева. Государственная символика России. История и современность. Москва. 2003 г.
Подвиг их – бессмертен. – Уфа: «Китап», 1998.
Книга Памяти. Книга 15. Уфа, 1998 г.
Книга Памяти. Том 8. Уфа, 2004 г.
. 16. Интернет-сайты
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – иконы Андрея Рублёва;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – православный образовательный портал «Слово».










Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР




Тема занятия
Содержание программного материала
По плану
Факти-
чески

1
Величие многонациональной российской культуры
Ученые, деятели литературы и искусства России   в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в   мировую культуру.   В   культуре России   представлен труд и усилия разных народов. Многонациональная культура   укрепляла дружбу и добрососедство народов
02.09


2
Человек – творец и носитель культуры
В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад  в нее. Вклад человека    в   культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности –  часть       культуры общества.
09.09


3
«Береги   землю родимую, как мать любимую»
Древние   предания, священные   книги, пословицы и поговорки разных народов России о  защите Родины. Примеры    героизма и патриотизма, представленные в эпических образах
16.09


4
Жизнь ратными подвигами полна
Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных   войн. Примеры   героизма. Участие     церкви   и церковнослужителей в организации   защиты Отечества
23.09


5
В труде – красота человека
Трудолюбие   как нравственное    качество человека,   основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре.
30.09


6
«Плод добрых трудов славен»
Буддизм,  ислам, христианство о труде и трудолюбии.
07.10


7
Люди труда
В любую историческую эпоху, у любого народа есть люди,     славные трудовые дела и подвиги которых внесли вклад в развитие культуры общества
14.10


8
Бережное отношение к природе
С давних времен люди с уважением относились к природе. Не зная   ее законов, они одушевляли предметы и явления    окружающего мира.  Почему современный     человек должен   относиться    к природе бережно   и рационально.
21.10


9
Семья – хранитель духовных ценностей
Семья   – первая «школа»,   где   ребенок получает  уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог  интереса  к культурным   традициям российского народа
28.10


10
Роль религии в развитии культуры
Роль религии в развитии культуры    человека    и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в  искусстве, литературе.
Религиозные праздники, культовые сооружения (оживление имеющихся представлений).
11.11


11
Культурное наследие христиан-ской Руси.
Принятие  христианства на Руси. Древняя Русь после  принятия христианства.   Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние   на   развитие культуры Руси.
18.11


12
Культура ислама
Возникновение  ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии   мировой культуры.   Искусство, литература,   и архитектура ислама.
25.11


13
Иудаизм и культура
Возникновение иудаизма.  Тора и Ветхий  Завет христианской   Библии (оживление имеющихся представлений). Синагога.     Священная история   иудеев  в сюжетах   мировой живописи
02.12


14
Культур-
ные традиции буддизма
Возникновение буддизма.   Буддизм в России.   Народы   РФ, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм  в российской столице.     Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских  храмов. Влияние  буддийских монастырей и монахов на  развитие культуры.
09.12


15
Забота
государства о сохранении духовных ценностей
Государство заботится о сохранении     духовной культуры и ее развитии. Взаимная    помощь   и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление        на территории  России памятников религиозной культуры
16.12


16
Хранить память предков
Без памяти  нет нравственности, совести. Беспамятный человек  – неблагодарный, безответственный. Уважение  к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как   духовно-нравственная ценность
23.12


17
Твой духовный мир
Что    составляет    твой духовный мир. Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона – этикет. Твоя    культура поведения
30.12


18
Башкирское устное народное творчество. Сказки о животных. Волшебные сказки
                               

Основные жанры фольклора башкир: сказки, легенды, предания, загадки, пословицы, эпос, песни. Виды народных сказок. Сказки о животных, их связь с древнейшими представлениями людей. Волшебные сказки, роль вымысла в них, герои и события, сказках, реальное и фантастическое, добро и зло.
13.01


19
Бытовые сказки. Богатырские сказки
«Аминбек». «Мудрый старик и глупый царь».
Мудрость и глупость, честность и обман, великодушие и корысть, трудолюбие и леность.
20.01


20
Легенды и предания
Отражение в легендах и преданиях древних поэтических воззрений на природу, исторические представления о житейской мудрости, психология. Нравственные идеалы и творческая фантазия башкир.
27.01


21
Башкирские народные песни
Классификация народных песен. Лироэпические и лирические песни. Исторические песни. Бытовые, шуточные песни, песни о любви к родной земле, песни о женской доле
03.02


22
Башкирские народные музыкальные инструменты
Курай, кубыз, домбра. Образ курая в литературе и искусстве.



23
М. Гафури – первый народный поэт Башкортостана. Басни М.Гафури
                                
Биография писателя и краткая характеристика его творчества Мажит Гафури – основатель жанра басни в башкирской литературе
17.02


24
Жизнь и творчество Мустая Карима. Повесть «Таганок».
Тема дружбы и экологии в повести «Таганок».
02.03


25
Жизнь и творчество З. Биишевой. Рассказ «Песнь о Мастере и подмастерье».
З. Биишева. Биография писателя, краткая характеристика ее творчества. 
09.03


26
Жизнь и творчество Фарита Исангулова. Рассказ «Мост Хамита».
Ф. Исянгулов. Краткая  биография и творчества. Беседа на тему «смысл жизни человека».
16.03


27
Что изучает краеведение
Краеведение – наука о родном крае. Источники изучения родного края. Творческое задание - подобрать пословицы и поговорки о родном крае.
23.03


28
Воскресенский медеплавильный завод – главная достопримечательность села
Экскурсия к историческому памятнику архитектуры. Продукция, выпускаемая на заводе в разное время. Работные люди завода. Завод в годы крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева. Исторические здания села, связанные с заводом. Остановка завода. Здание завода в советский период.
30.03


29
Красотою славится наша земля
Природа в окрестностях села Воскресенское – общая характеристика. Наиболее известные места. Растительный и животный мир. Воспитание бережного отношения к природе. Экскурсия на природу. Поисковое задание – узнать легенду или предание о селе, его окрестностях.
06.04


30
История страны в названиях улиц
Названия улиц нашего села. Изучение содержания альбомов «Улица, на которой я живу». Поиск дополнительной информации. Экскурсия на улицы Советская и Чкалова.
20.04


31
История школы села Воскресенское
Сведения из Воскресенской церковной летописи об основании школы. Первые учителя. Кого и чему учили. Изучение документов из домашних архивов. Путь длиною 150 лет от церковно-приходской до средней общеобразовательной школы. Известные учителя школы разных лет. Изучение фотолетописи школы.
27.04


32
Возрождение храма
История церкви села Воскресенское. Виды церкви, запечатленные на фото начала 20 века. Современное состояние.
04.05


33
Откуда пошел мой род
Что такое родословная. Сбор материала. Составление родословной своей семьи.
11.05


34
Вклад села в общую Победу. Наши земляки – Герои Советского Союза. А.М. Немчинов, А.Ф. Рябов
Знакомство с книгой «Памяти». Тыл – фронту. Посещение тружеников тыла, вдов ветеранов войны и составление рассказа о работе в тылу.
Изучение исследовательской работы «Горжусь своим предком» о А.М. Немчинове. Чтение рассказа из книги «Славные сыны Отечества» о подвиге А.М. Немчинова.
Чтение рассказа из книги «Славные сыны Отечества» о подвиге А.Ф. Рябова. Присутствие А.Ф. Рябова на открытии Аллеи Героев 9 мая 2000г. в г. Мелеуз.
18.05

































15

Приложенные файлы

  • doc 41953184
    Размер файла: 180 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий