Пронин Александр Алексеевич, канд. филол. наук, доцент. Кафедра телерадиожурналистики Журналистика, очная форма, 4 курс. 7 семестр 2015-2016 уч. г. ДРАМАТУРГИЯ ЭКРАНА И СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1


Пронин Александр Алексеевич,


канд. филол. наук, доцент



Кафедра
телерадиожурналисти
ки


Журналистика, очная форма, 4 курс


7 семестр

2015
-
201
6

уч. г.


ДРАМАТУРГИЯ ЭКРАНА И СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА


Спецкурс


Создание телевизионного с
ценария


область профессиональной
деятельности, в которой смыкаются все специфические знания и навыки
тележурналиста. Понимание особенностей телесценария, владение методами и
приемами его создания необходимы для работы над телепередачами любого
жанра и
формы.

Репортер, ведущий информационной программы или развлекательного ток
-
шоу, выпускающий или главный редактор


в каждой из телевизионных
специальностей журналисту потребуется владение основами сценарного
ремесла. Журналистам, избравшим о
бластью своей профессиональной
деятельности телевидение, основами сценарного мастерства владеть
необходимо. Это подтверждается личным опытом автора, прошедшего путь от
репортера до сценариста более чем 20 документальных телефильмов.

Освоение основ сценар
ного мастерства тележурналиста строится на
принципах синтеза теории, аналитики и практики
-

от общего к частному, от
теоретических вопросов к анализу работ мастеров и собственным творческим
задачам. Познакомившись с общими закономерностями экранного языка
кино и
телевидения, историей сценарного дела, студенты органично переходят к
исследованию конкретного эфирного материала, а затем и к освоению технологии
создания сценария разных типов телепередач: от «разговорных» к
«изобразительным» (и смешанным формам).


Формируется не только представление о тенденциях развития сценарного
дела на современном телевидении, но и первичные навыки сценарной работы в
различных телевизионных жанрах. Параллельно с установочными лекциями и
семинарскими занятиями дискуссионного ти
па студенты работают над
творческими заданиями.

На занятиях по спецкурсу обучающиеся проводят анализ репортажа и
выпуска новостей, телефильма, ток
-
шоу, изучают их сюжетное построение,
драматургию, жанровую и авторскую стилистику. Кроме того, студенты уч
атся
анализировать кадр, эпизод, стиль и качество работы оператора, монтажера,
режиссера, художника. И, разумеется, подготавливают и оформляют собственный
замысел в виде сценарной заявки, синопсиса, пишут сценарные планы,
развернутые сценарии в различных т
елевизионных жанрах.


Авторские работы по теме спецкурса


1.

Пронин А. А. Основы сценарного мастерства. СПб., 2008.

2.

Пронин А. А. Как написать хороший сценарий. СПб., 2009.

3.

Пронин А. А. Сценарий документального телефильма. СПб., 2010.




2


Темы лекционных занят
ий


Тема
1.

Что такое драма? История и основные понятия.

Тема
2.

Кино и телевидение в контексте культуры.

Тема
3.

Художественное и документальное в экранной культуре.

Т
емы

4, 5.

Экранное зрелище как культурная доминанта ХХ и ХХ
I

вв. Экран
и з
ритель.

Тема
6.

Документальный экран как часть медиакультуры.

Тема
7.
Структура и смысл экранного документа.

Тема
8.

Современный документальный телефильм: драматургия факта.

Т
емы

9, 10.

Сценарий портретного очерка/зарисовки; сценарий
биограф
ического очерка.

Тема
11.

Сценарий путевого и научно
-
популярного очерка.

Тема
12.

Сценарий проблемного очерка (метод журналистского
расследования).

Т
емы

13, 14.

Сценарий специального репортажа (метод «журналист меняет
профессию»).

Тема
15.

Сценарий «разговорных» передач: дискуссия, «шоу отношений».


Примерный перечень контрольных вопросов к зачету


1.

История драмы: основные этапы.

2.

Жанры драматургии.

3.

Действие и конфликт в драматургии. Основные виды конфликта.

4.

Композиционно
-
сюжетная организация драматического произведения.

5.

Характер и тип в драматургии.

6.

Фильм как явление. Специфика языка и драматургии экрана.

7.

История отечественной экранной публицистики.

8.

Виды экранного документа. Способы подачи информации.

9.

Публици
стический сценарий: жанрово
-
форматная специфика.

10.

Сценарий как особый тип текста.

11.

Тема, идея, герой в экранной публицистике.

12.

Действие и конфликт в сценарии документального телефильма.

13.

Композиционно
-
сюжетное решение сценария документального
телефильма.

14.

Др
аматургические особенности дискуссионных телепередач.

15.


Сценарий как этап творческого процесса.

16.

Автор публицистического сценария: творческие и производственные
аспекты деятельности.

17.

Этические аспекты работы тележурналиста
-
сценариста.

18.

Виды и формы телеви
зионных сценариев.

19.

Редактирование телевизионных сценариев.


Критерии оценки (зачет)


Зачет проводится посредством ответа студента на теоретический вопрос в
рамках изучаемой дисциплины. В билете на зачете предлагается один вопрос. В
случае недостаточны
х знаний обучающегося, преподаватель задает
дополнительные вопросы с целью выяснить степень владения теоретическими
знаниями.

Поскольку дисциплина связана не только с теорией, но и практикой
тележурналистики, студент должен предоставить к зачету самостоят
ельные
3


творческие работы, показывающие уровень его профессиональных навыков в
создании телесценария. Предоставление таких материалов не освобождает
студента от необходимости ответа на теоретические вопросы, но показывает его
мотивацию и умение работать в р
амках жанрово
-
форматных требований
современной телевизионной журналистики.

Оценка «Зачет» ставится студенту в том случае, если он показал
достаточные и компетентные знания по дисциплине, на требуемом уровне
выполнил самостоятельные творческие работы.

Оце
нка «Незачет» ставится, если студент не ответил на теоретический
вопрос в билете и не смог продемонстрировать знания по дисциплине, отвечая на
дополнительные вопросы.


Список основной литературы


1.

Митта А. Кино между адом и раем. М., 2009.

2.

Петров Г. Н. Тел
евизионная драматургия. СПб., 1999.

3.

Познин В. Ф. Основы монтажа изображения. СПб., 2004.

4.

Пронин А. А. Основы сценарного мастерства. СПб., 2008.

5.

Пронин А. А. Как написать хороший сценарий. СПб., 2009.

6.

Пронин А. А. Сценарий документального телефильма. СПб.,

2010.


Список дополнительной литературы


1.

Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.

2.

Вайсфельд И. Мастерство кинодраматурга. М., 1961.

3.

Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На
телевизионных подмостках. М., 2003.

4.

Вертов Д. Статьи. Д
невники. Замыслы. М., 1966.

5.

Гаймакова Б. Основы редактирования телепередач. М., 2001.

6.

Гаймакова Б. Д, Макарова С. К. Мастерство эфирного выступления. М.,
2004.

7.

Голдовская М. Человек крупным планом. М., 1981.

8.

Кемарская И. Н. Телевизионный редактор. М., 20
07.

9.

Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. М., 1994.

10.

Ромм М. Лекции по кинорежиссуре. М., 1978.

11.

Сенкевич М. П. Культура телевизионной и радиоречи. М., 1996.

12.

Уолтер Р.Сценарное мастерство: кино
-

и теледраматургия как искусство,
ремесло и бизнес (реферат кн
иги). М., 1993.

13.

Эйзенштейн С. Монтаж 38. За кадром // С. М.Эйзенштейн. Избр. произв.: в 6
т. Т. 2, М.,1964.

14.

Экранные искусства и литература. Т. 1
-
4. М., 1991.


Перечень иных информационных источников


www
.
screenwr
iter
.
ru

www
.
vertov
.
ru

http
://
ezhe.ru
/
vgik



Приложенные файлы

  • pdf 41974233
    Размер файла: 140 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий