Картина представляет собой черный квадрат на бе-лом квадратном фоне. Малевич представлял супрематизм как чистое познание. В фило-софском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается как нечто».


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




99


УДК

1; 7
.038

DOI
10.23683/
2227
-
8656
.2017.3.
8




ФИЛОСОФИЯ
СУПРЕМАТИЗМА
АВАНГАРДИСТА

КАЗЕМИРА МАЛЕВИЧА

THE AVANT
-
GARDE ARTIST

KAZIMIR MALEVICH‱S
PHILOSOPHY OF
SUPREMATISM

Овшинов Алексей Николаевич

Доктор социологических наук, профессор,

Калмыцкий государственный

университет
им. Б.Б. Городовикова,

г
.
Элиста
,

e
-
mail: [email protected]


Aleksey N. Ovshinov

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

B.B. Gorodovikov Kalmyk

State University,

Elista,

e
-
mail: [email protected]


Важнейшей теоретической и творческ
ой
концепцией взаимодействия русского и
с-
кусства ХХ в
.
, особенно на начальном эт
а-
пе, является философия супрематизма ж
и-
вописца Каземира Малевича, сыгравшая в
реальном процессе взаимодействия стил
е-
образования искусств такую же большую
роль, как и концепция К
андинского и др
у-
гих выдающихся художников и новаторов.
В статье предпринята попытка филосо
ф-
ского осмысления творческого пути автора
знаменитого «Черного квадрата», стрем
я-
щегося выйти из
«живописной смеси в с
а-
мостоятельную единицу»


в конструкцию
как «инди
видуум коллективной системы и
индивидуальной независимости».


The philosophy of Suprematist artist Kazimir
and creative concept of interaction of Russian
initial pha
se. It played as big role as the co
n-
cept of Kandinsky and other distinguished
artists and innovators in the real interaction
process of art style formation. In the article
the author makes an attempt to understand
philosophically the creative way of the au
thor
of the famous «Black square», seeking out of
«pictorial mix into an independent unit» in
the design as «the individual in collective sy
s-
tem and individual independence»
.


Ключевые слова:

супрематизм, «Черный
квадрат», антология, интуиция, поступок,
нечто, время, пространство, бездна, буддизм
Махаяны, бессознательность, пустота, п
у-
стотность, бытие, философский энергетизм,
Keywords:

suprematism, «Black square», a
n-
chasm, Mahayana Buddhism, unconsciou
s-
ness, emptiness, hollowne
ss, existence, phil
o-
sophical energetizm, spirit, inspiration, mind,
ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




100


дух, вдохновение, ум, мудрость, беспре
д-
метность, ирра
циональный, вечный покой,
кубизм, футуризм, экспрессионизм, ко
н-
структивизм, сюрреализм, абстракционизм
.

cubism, futurism, expressionism, constructi
v-
ism, surrealism, abstractionism
.


Философский супрематизм К.

Малевича представляет
собой
уч
е-
ни
е, растущее из благодатной почвы искусства. Супрематизм


иску
с-
ственно выстроенная синтетическая система, в которой происходит
динамическое движение цвета через долгий путь своей культуры, суть
которого образно выражена в вышеприведенном высказывании жив
о-
п
исца Малевича.

Супрематизм как система приводится в движение философской
мыслью. В одной своей стадии имеет чисто философское через
цвет
познавательное движение, а в другой


выступает как
форма
, которая
может быть прикладной и способна образовать новый су
прематич
е-
ский стиль.

Объясняя суть своей супрематической концепции, Малевич а
к-
тивно использует категорию классической философии
«
бесконе
ч-
ность
» (это то, «
конец чего не может мыслиться, границы чего нельзя
усмотреть
»
). В этом значении бесконечным
и

являются
пространство
и время, ибо любая граница, по мнению Малевича, которую мы для
них устанавливаем или отменяем, есть только граница знания, позн
а-
ни
е

наших чувств и рассудка.

Пространство Малевич определяет как вместилище без измер
е-
ния, в котором разум ставит с
вое творчество. Пусть же и
«
я поставлю
свою творческую форму
»
. Далее


это уже абсолютная бесконечная
тотальность (трансфинитность). По представлению К. Малевича, это
«
белая свободная бездна
»
, находящаяся за пределами конечного.

В данном случае философски
е рассуждения художника Малев
и-
ча выходят на основной принцип буддизма Махаяны, доктрину
п
у-
стотности
,

или
пустоты
, происходящей из учения «Праджняпар
а-
мита» сутры «Сердце совершенства мудрости» [3, 5, 6]. Пустотность в
буддийском контексте указывает на отсут
ствие необусловленного

с
у-
ществования чего
-
либо


его пустоту
. Пустотность не есть некая су
б-
станция или состояние


она сама пустота. В буддийской традиции
термин
«пустота»

означает не отсутствие некоего объекта, но отриц
а-
ние определенного способа его сущес
твования. У представителя кла
с-
сической философии М
.

Хайдеггера
«
бытие


некий предмет, но н
и-
какое не сущее
»

[18, с. 473]. Следует отметить, что появление супр
е-
матизма, зародившегося в начале ХХ в
.
, совпало по времени с усил
е-
нием в России интереса к буддийс
кой философии [14, 15].

ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




101


Супрематизм стал ответственным за онтологический горизонт
бытия; трансцендирование живописного опыта привело к выработке
новой метафизики, когда априорные формы сознания предшествуют
опыту и являются его условиями. В философии супр
ематизма четко
просматриваются идеи концепции
философского энергетизма
, когда
Малевич сводит все существующее и происходящее в художественном
творчестве, искусстве к энергии только двух противоположных цв
е-
тов: черного и белого.

Философской основой супрема
тизма в искусстве является учение
А. Бергсона и Б. Кроче об
интуиции
, т.е. способности постижения сути
предмета, полученно
й

благодаря исключительно интуиции. У Бергс
о-
на интуиция


одновременно и общее, и внутреннее видение результ
а-
тов анализа, но не доанал
итическое положение вещей. Следующее в
ы-
сказывание французского ученого особенно импонировало художнику

Малевичу: «…
Философия должна реконструировать вселенную с п
о-
мощью интуиции тем, что она в возрастающей степени приобретает с
нею непосредственный жизненн
ый контакт, а равно и благодаря тому,
что она разрушает те формы и схемы, которые придают вселенной х
а-
рактер чисто человеческой среды» [16, с.

185]. Познавательной силе
интуиции и фантазии К
.

Малевич придает особое значение. Сподви
ж-
ники художника считают М
алевича интуитивистом и одновременно
рационалистом.

Преодоление предметности рассматривалось Малевичем ка
к н
е-
обходимый неизбежный путь. Беспредметность

для художника
-
новатора означала не только установку, но и процесс, сущностью к
о-
торого был переход от кон
ечного (предметного) мира к иррационал
ь-
ному (недоступному разуму), непостижимому Ничто, означающему
отсутствие каких бы то ни было качеств бытия

либо бытия вообще.
Как отмечал

немецкий философ
-
экзистенциалист М
.

Хайдеггер
,

«н
и-
что

высвечивает


человеку его

собственное бытие: ведь это именно
он, человек,

ничтожит


внутри
-
мира
-
сущее; образующееся ничто есть
его собственное ничто!» [7, с.

289].

Беспредметность чаще всего находится в синонимических отн
о-
шениях с супрематизмом. Слитность, единство


предикаты су
прем
а-
тической беспредметности. Сопряжение онтологического горизонта
бытия и сугубо злободневной актуальности


одна из органичных ос
о-
бенностей учения Малевича о беспредметности.

Гносеологическая функция супрематизма заключалась в том,
чтобы правильно ориен
тировать познание действительности; познание
в данном случае


логические операции по обнаружению беспредме
т-
ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




102


ности (освобождению ничто) в науке, религии, искусстве. Малевич в
собственной жизни осуществил прорыв к трансценденции, вышел к
беспредметности, в о
нтологическое измерение бытия.

К иррационализму Малевич шел рационально
-
логическим путем.
Супрематизм строил он на опытной почве искусства. Малевич верил
не только в явленную ему и через него истину беспредметности, но и
стремился ее доказать. Парадоксальн
ость крылась в том, что учение об
«освобождении ничто» ему представлялось результатом
«доказавшего
доказательства»
. Противоречивость креативной личности Малевича
укоренилась в амбивалентной сущности его философствования.

Заглавие сочинения А
.

Шопенгауэра «
Мир как воля и предста
в-
ление» [19] вызвало у Малевича сильные чувства. Эта фраза воплотила
для него квинтэссенцию заблуждений человечества, и в своих книгах
Малевич пытался развенчать этот
«недомысел».

Основную идею своей
беспредметности

Малевич декларируе
т
как данность. Этим объясняется и название его книги «Супрематизм.
Мир как беспредметность, или Вечный покой» [10]
. По Малевичу, в
о-
ля не смысл
, ибо неустанно расправляется с собственными порожд
е-
ниями, а человек,
«представляя мир, желает понять его исти
н-
но
сть»
, и это так

же, по Малевичу, есть «недомысел», поскольку надо
познавать не истинность, а
«единство, целостность»
, и лишь пост
е-
пенно проходят ряды
апофатических

определений, очерчивающие
статус «освобожденного ничто». Освобождение ничто от всех пре
д-
метн
ых загромождений


цель, к которой постоянно стремился худо
ж-
ник
-
философ Малевич. Поэтому была им сконструирована теоретич
е-
ская художественная система «супрематизм» (беспредметность).

«Черный квадрат»


в высшей степени противоречивое худож
е-
ственное явление
, поэтому вызывает двойное чувство: это не конец
или начало, а
конец/начало
. Так, в метафизике Малевич ощущал себя, с
одной стороны,
«последним философом»
, обнаружившим абсолютную
ложность всего до него существовавшего, с другой же


«первофил
о-
софом»
, посм
отрев на мир непредвзятым взглядом. «Черный квадрат»
впервые был выставлен перед общественностью на футуристической
выставке «0,10» и стал, по мнению художников
-
сподвижников Мал
е-
вича,
«чистым актом творения»
.

Обладание мистическим опытом, по определению М
алевича,
сыграло генеративную роль в возникновении его супрематической ф
и-
лософии:
«мировая подлинность»

была явлена лично ему, и ее всеоб
ъ-
емлющая наглядность наделяла его правом на выражение постигнутой
истины
«являть явления явлений»
, и стало для Малевича

нравственным
ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




103


императивом: довести познанную им истину до сознания заблужда
ю-
щегося общежития, как он обобщенно называл человеческую цивил
и-
зацию.

Известный философ, историк культуры М.М. Бахтин отмечал,
что художник совершил не только ответственный поступок
, но и что
этот поступок требовал значительного мужества, ибо свидетельствовал
об отказе от подражания природе. Содержание феномена
«
поступок
»

Бахтин раскрывает в своей известной книге «К философии поступка»
(1921). Индивидуально

ответственный поступок Мал
евича
-
живописца,
по оценке Бахтина, это один из поступков, из которых слагается вся
жизнь как «сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть
рассмотрена как некоторый сложный поступок» [11, с.

33]. С такой
оценкой творческого поступка трудно не со
гласиться.

Творческий путь художника К
.

Малевича чрезвычайно трудный,
неоднозначный и во многом противоречивый по своему содержанию.
П
о утверждению самого Малевича, распыление живописных форм

как
один из художественных его приемов началось с увлечения
импр
есс
и-
онизмом
(направление в искусстве последней трети
XIX



начала
ХХ

в.). В импрессионизме Малевича привлекло стремление освоб
о-
диться от условностей
классицизма
, тенденции к стиранию четких
границ между жанрами.

Внутренняя смысловая нагрузка импрессионизма



«впечатл
е-
ние»



не могла не отразиться на творчестве Малевича. У него появл
я-
ется ощущение самоценности, субъективной художественной манеры,
тяга к тональному единству. Творческое обращение к импрессиони
з-
му, изучение его принципов стал
и

важным событием в

деятельности
художника К
.

Малевича.

Все динамические, экспрессивные процессы в творческой де
я-
тельности Малевича стремительно приближали его к открытию в
изобразительном искусстве нового стилистического направления


с
у-
прематизма, эстетическим выражением к
оторого стала картина «Че
р-
ный квадрат» как апофеоз его творчества.

В супрематизме лежит основа конструкции плоскостей, свобо
д-
ных от взаимоотношений как цвета, так и формы; цветовые композ
и-
ции стали неприемлемы. Конструируются плоскости,
«или одна пло
с-
кость

во времени и пространстве»
. Образующая квадрат плоскость
означает начало супрематизма.

Многие теософические доктрины он сопровождал своими схем
а-
тическими рисунками дикого камня и куба с затемненной стороной.
Комментаторы работ Малевича утверждали, что худ
ожник их
виде
л

и
ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




104


просто повторял в своем рисунке, пытаясь тем самым объяснить осн
о-
вы теософской доктрины


учения о мистическом богопознании, бож
е-
стве, исходящие из субъективного мистического опыта, и стремился
изложить этот опыт в виде определенной систем
ы. Безусловно, подо
б-
ные рассуждения носят явный мистический характер.

При рисунке «Формула супрематизма» (1913) есть личная по
д-
пись Малевича:
«Первой формой будет куб».

Одна сторона куба кра
с-
ная, другая


черная, что соответствовало и двум квадратам


«Кра
с-
ному» и «Черному». Критики предположили, что черный цвет одной
из сторон куба символизирует переход из одного состояния в другое.
Только после завершения этого процесса, утверждал Малевич, появя
т-
ся те стороны, которые будут обращены в светлые тона (у Мале
вича


в красный и белый).

Обращение Малевича к модернистскому направлению, против
о-
поставившему себя традиционализму, означало разрыв с традициями
реализма. Художник увлекся
кубизмом



модернистским течением в
изобразительном искусстве. Это геометризирован
ная разновидность
примитивизма, упрощающая реальность, создавая полную реальность,
т.е. видение мира через формы геометрически правильных фигур.

Малевич проявлял особый интерес также к авангардистскому т
е-
чению в европейском искусстве ХХ в
.



футуризму
. Фу
туризм пр
и-
влек внимание Малевича своим четко выраженным стихийно
-
эмоциональным предощущением социокультурного разлома, нараст
а-
ющей массовости культуры. Особенно художнику импонировало то,
что футуристы старались передать ускоряющийся темп жизни сре
д-
ствами
ритмического повторения отдельных фигур и их частей.

В работах Малевича этого периода можно также увидеть хара
к-
терные черты стилистики экспрессионизма: не изображение совреме
н-
ной действительности, а
выражение

ее сути; отчужденность сущнос
т-
ных сил личности
: человек


существо эмоциональное,
«природное»
,
чужое индустриальному и рациональному; отказ от гармонической я
с-
ности форм, тяготение к абстрактному обобщению, яростная экспре
с-
сия


все, что присуще синтетическому кубизму
(«вторая стадия к
у-
бизма»
, по Мале
вичу).

Противоречивый и многострадальный творче
ский путь живопи
с-
ца Малевича к квадратам

и связанному с ними супрематизму характ
е-
ризуется не только внутренней эволюцией форм от кубизма к бе
с-
предметному искусству, а также принципиальной заменой одних
направл
ений, форм и стилей в художественном творчестве художника
ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




105


другими, что позволило ему провести кардинальную смену и общей
картины мира.

Художественные искания Малевича начались с примитивных
изображений крестьян, что не имело никакого отношения к направл
е-
н
ию в изобразительном искусстве конца
XIX



XX

в., особенностью
которого был
и

сознательное программное упрощение художественных
средств и обращение к формам так называемого примитива.

Последующий этап его жизненного пути как живописца


«нат
у-
ралистический».

Например, портрет матери, исполненный в манере
передвижнического реализма
. Малевич использовал художественный
стиль, который стремился к преодолению условности искусства.
Именно в этот период Мале
вич осваивает творческий метод критич
е-
ского реализма
, метод

изображения окружающей действительности с
позиций демократических идеалов. Влияние передвижнического стиля
четко просматривается в картине «Портрет члена семьи художника»
(1906).

Далее в творческой биографии К
.

Малевича начинается импре
с-
сионистский период



довольно продолжительный и плодотворный в
творческих исканиях художника в отличие от его увлечения стилевым
направлением
«модернизм»
.

Это был действительно творческий путь, характеризующийся р
а-
дикальными внутренними изменениями, сменой одной художестве
н-
ной системы другой: крестьянский импрессионизм, кубизм, футуризм,
кубофутуризм, экспрессионизм, реализм, супрематизм, т.е. резкие п
е-
реходы от активного освоения художественного направления, ра
с-
сматривающего, в частности, крестьянина в качестве главного но
сит
е-
ля нравственности и опоры нормальной жизни (крестьянский ре
а-
лизм)
,

до художественного направления, провозглашавшего не изо
б-
ражение соврем
енной действительности, а лишь выражение

ее сути к
новому, цветовому реализму беспредметного творчества.

В художест
венной философии супрематизма представлено мн
о-
жество разных направлений классической философии, что привело
Малевича в результате творческого переосмысления к идее о беспре
д-
метном (супрематизме), представляющей новое, открытое им общ
е-
признанное направление

в изобразительном искусстве. Теософическая
доктрина, на которую опирается концепция супрематизма Малевича,
должна была, по мнению художника, способствовать кардинальной
смене общей картины мироздания. В этом Малевич пытался убедить
посредством символическ
их образов в искусстве. Одним из таких си
м-
ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




106


волов супрематизма, своеобразным пространственным модулем его
творчества стал «Черный квадрат».

Малевич изобретает некие цветоформы, из которых затем скл
а-
дывает фигуры людей и распиленные бревна. Таким способом соз
д
а-
ется им идеальная кубистическая картина. В его работах четко пр
о-
сматривается главный художественный прием
кубизма



принцип
и-
ально нового направления в фигуративном искусстве: приверженцы
кубизма не изображают действительность, а создают
иную реальн
ость
,
передают не общие предметы, а его конструкцию, архитектонику. Тем
самым кубисты упрощают п
редмет и человека, сводят их к внутренней

геометрической форме.

Творчество Малевича приходится на начало ХХ в
.
, которое отл
и-
чается особенной сверхбыстрой сменой худож
ественных направлений.
Еще недавно он разделял творческие взгляды кубистов, а уже в 1913

1914 гг. числился в рядах футуристов.

Знаменитую картину Малевича «Черный супрематический ква
д-
рат на белом фоне» (1913) считают манифестом супрематизма. «Че
р-
ный квадра
т»


первое и наиболее радикальное выражение созданного
Малевичем супрематизма. «Черный супрематический квадрат»


пе
р-
вое программное произведение геометрического абстракционизма.

Пространство в картине Малевича


модель и анализ космич
е-
ского пространства
. С геометрической точки зрения это не совсем пр
а-
вильный квадрат. Картина представляет собой черный квадрат на б
е-
лом квадратном фоне. «Черный квадрат» полностью отвечает воззр
е-
нию Малевича о том, что живописная форма существует автономно и
обладает собстве
нной силой выражения.

Полотно обладает магической, необъяснимой силой. При полном
погружении в субст
анцию черного квадрата сознание в конечном сч
е-
те

доходит до предела сознания черного как Абсолюта, духовного пе
р-
воначала всего сущего (многообразия проявле
ния бытия), «которое
мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и
противопоставляется всякому обусловленному бытию» [16, с.

9]. Здесь
идеи художника сильно пересекаются с буддийской философией [1].

«Черный супрематический квадрат на б
елом фоне»


манифест
нового художественного направления, что ознаменовало логическое
завершение определенного пути модерна как стилевого направления в
изобразительном искусстве. Это было программное произведение
ге
о-
метрического абстракционизма
. Картина пр
едставляла геометрич
е-
скую абстракцию, беспредметность, по мнению очевидцев, якобы з
а-
ряженную магической энергией автора.

ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




107


Малевич представлял супрематизм как чистое познание. В фил
о-
софском смысле познание всегда есть акт, в котором «нечто познается
как нечт
о». Основная идея беспредметности означает данность, а вп
о-
следствии


это «освобожденное ничто», т.е. отсутствие каких бы то
ни было качеств бытия либо бытия вообще. Целью творческой мысли
и изысканий художника К. Малевича было освобождение ничто.

Онтологи
ческую категорию классической философии «ничто»
живописец Малевич использует в своей философии супрематизма как
методологическое основание и переводит ее
в

лексику художественн
о-
го изобразительного искусства как освобождение от всех предметных
нагромождений
, означающее в общем движение к беспредметному
миру, к миру супрематизма. Предикатами супрематичности автор да
н-
ной концепции определил
«
слитность, единство и без
весие»
, выст
у-
пающие как инструмент трансценденции (априорные формы сознания
предшествуют опыту
и являются его условием) освобождения ничто.

Одной из органических особенностей учения Малевича о бе
с-
предметности является сопряжение онтологического горизонта бытия
и сугубо злободневной актуальности. В своей творческой жизни М
а-
левич осуществил прорыв к т
рансценденции, вышел в беспредме
т-
ность


онтологическое измерение бытия, т.е. в реальность, объекти
в-
но существующую. В творческой деятельности художник Малевич
стремился побудить человеческое общежитие к такому прорыву, тем
самым предоставив ему мировую по
длинность, освобожденное ничто.

Построение иерархического, многоступенчатого мироздания я
в-
ляется целью, определяющей идеей и смыслом творческой деятельн
о-
сти Малевича. Структура мироздания, по замыслу художника, должна
представлять триаду: возбуждение, мысл
ь и эмпирика.

Возбуждение



это первая ступень, субстанциональное явление,
т.е. первооснова, сущность всех вещей и явлений; монистическое
начало (мировоззренческая позиция, исходящая из какой
-
либо одной
субстанции); всеобъемлющий динамический покой, целост
ность кот
о-
рого едина и неделима. Это ничто, в котором присутствует всё.

Вторая ступень в структуре мироустройства


мысль

как перви
ч-
ная

клеточка познания: мысль

хотя и оперирует наряду с представл
е-
ниями, общими понятиями, но отражает предметы, их свойства
и о
т-
ношения на уровне явлений (как проявлений сущности), иначе говоря,
мысль охватывает ситуацию и вещи в их единичности и конкретности.
Мысль (сознание) энергетически соприродна возбуждению, но она
также инструмент опредмечивания (воплощается в человеческ
ой де
я-
тельности созданных человеком структур, форм).

ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




108


Третья ступень в философской системе мироздания Малевича


практическая действительность
, которая делится на два потока (ру
с-
ла). В одном функционируют явления и предметы, обусловленные
практической необх
одимостью; в другом, по мысли Малевича, «п
о-
стройка нового миросложения немеханического периода (последняя
беспредметная)»


доминирует дух, и уже здесь человек должен пр
и-
способить себя к нему.

В своем художественном творчестве Малевич опирается на с
о-
зданны
е им супрематические мифологемы. Малевич предпринимает
усилия по разрешению проблемы соотнесения монистического начала
мироздания (Вселенной) с дуализмом человеческой природы. Он дел
а-
ет следующее умозаключение: существующее противостояние духа и
тела являе
тся спонтанным (самопроизвольным) следствием динамики
субстанциональной первоосновы (возбуждения).

Для обоснования концепции
«беспредметность»

художник М
а-
левич активно использует некоторые категории из буддийского ко
н-
текста (школа Махаяны):
«
ничто
»
,
«
пусто
та
»
,
«
бесконечность
»
,
«
ум
»
,
«отсутствие я
» и др. Так, категория «ничто» супрематической фил
о-
софии смыкается с буддийской категорией
«
ничто нирваны
»

[3

5]
.

При конгениальности, т.е. совпадении по духу, образу мыслей,
самобытности живописи, Малевич, остро ощ
ущающий свою
сли
т-
ность со временем
, был неразрывно связан с символистской конце
п-
цией пересоздания мира кра
сотой, с философской традицией месси
а-
низма
, буддийскими концепциями: «пустотность», «пустота», «бесс
о-
знательность», «бесконечность», с соловьевской ко
нцепцией всееди
н-
ства и бердяевскими идеями о творчестве, мистике, ее противоречии и
достижении, основах богочеловеческой духовности.


В духовном развитии Малевич испытал много внешних влияний,
которые и определили направление и характер его мышления. Все э
ти
многообразные влияния живописец органически реализовал в своей
супрематической концепции, создав тем самым систематическое п
о-
строение, не лишенное ряда трудностей и внутренних противоречий.

Можно отметить влияние русского религиозного философа
В.С.

Соло
вьева, который создал учение о
всеединстве
, ставшее знач
и-
мой темой в русской религиозной философии Х
IX

ХХ вв. Исходное
значение этого понятия у В. Соловьева


единство человечества в Боге,
Богочеловечестве
. «Воля Божия,


по Соловьеву,


для всех открыта:
да
будет все едино. И эта воля, от века осуществленная на небесах, на зе
м-
ле должна осуществляться через согласное действие воли человеческой,
ибо Бог хочет свободного всеединства» [см.: 8]. Малевич был достато
ч-
ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




109


но хорошо знаком и с идеями другого русского р
елигиозного философа
Н.А. Бердяева, в своеобразной религиозной философии которого кл
ю-
чевая роль принадлежит идеям
«свобода»

и
«творчество»
.

Малевич, как и другие художники
-
сюрреалисты, активно испол
ь-
зовал в своем творчестве одну из основополагающих идей З
.

Фрейда о
том, что в основе поступков человека лежат неосознанные подсозн
а-
тельные процессы, происходящие в глубинах его психики, так как
именно подсознание по этому учению определяет не только исключ
и-
тельность каждой личности, но и служит своеобразным дви
гателем
творческой деятельности.

Как отмечает Д. Сарабьянов
,

«Малевич в своей программной
картине как бы подытоживал весь плодотворный период символич
е-
ского мышления в европейской культуре, переходя от символа к фо
р-
муле, знаку, приобретающему самобытие» [1
4, с.

104]. Логический
вывод Сарабьянова о внутреннем, сущностном синтезе художестве
н-
ного, философского и религиозного миросозерцания в супрематич
е-
ской философской системе русского живописца К
.

Малевича удив
и-
тельным образом совпадает с известным обобщающе
го характера су
ж-
дением А. Блока: «Россия


молодая страна, и культура ее


синтет
и-
ческая культура…»

[2].

Итак, аналитический анализ художественной философии Мал
е-
вича еще раз подчеркивает универсализм супрематизма, конгениал
ь-
ную самобытность автора живописи
. Зародившись как живописное
направление примата цветной проблематики, пройдя через черный и
красный символические периоды к белому, а затем к объемному, с
у-
прематизм вырос в
«целую систему

миростроения»

[9, 10], онтологию,
в которой можно усмотреть смыслов
ые параллели не только с онтол
о-
гией буддийской традиции

[3], но и с онтологией, в частности, извес
т-
ного немецкого философа
-
экзистенциалиста М
.

Хайдеггера [17].

Выше мы уже отмечали, что методологической (философской)
основой супрематической концепции живоп
исца К
.

Малевича были
учения А. Бердяева, Б. Кроче и др. Однако особо подчеркнем, что и их
учения, в свою очередь, испытали серьезное влияние идей философа
-
идеалиста,
«теоретика вселенского пессимизма»

А
.

Шопенгауэра, что,
несомненно, не могло не найти бла
годатн
ой

почв
ы

в философии бе
с-
предметности (супрематизме) Малевича. Следует вспомнить, что кл
ю-
чевым для художника К. Малевича стало только само заглавие соч
и-
нения немецкого философа «Мир как воля и представление» (1900).
Заглавие данной книги стало для рус
ского супрематиста выражением
квинтэссенции заблуждений человечества, и развенчанию этого
«н
е-
ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




110


домысла»

он посвятил не одну страницу своей книги. Малевич пыта
л-
ся образно при помощи многообразных стилевых художественных
средств в своих супрематических картина
х противопоставит
ь миру
агрессии (воли) и ложных сочинений ума (представлений
)
супрем
а-
тизм



мир как беспредметность
,

или вечный
покой
.

О
бщепризнанно, что

К
.

Малевич


один из великих живописцев
-
реформаторов изобразительного искусства ХХ в
.
, однако он явля
ется
крайне противоречивой творческой личностью. Но, несмотря на это,
его идеи стали достоянием художественной культуры нашего времени.
Работы К
.

Малевича дают яркое представление об экспрессивной
творческой инициативе и энергетической заряженности живопис
ца н
о-
вого типа мышления. Для него характерн
ы

активное творческое осво
е-
ние всех наиболее значительных концепций классической философии,
основных направлений в изобразительном искусстве конца
XIX



нач
а-
ла ХХ в., а также целеустремленное стремление к созданию

собстве
н-
ной оригинальной концепции и претворение её в жизнь. Идеи Малев
и-
ча в русском изобразительном искусстве стали достоянием мировой
художественной культуры. Влияние творчества живописца К
.

Малев
и-
ча не исчерпало себя и в наши дни
.



Литература


Referen
ces

1.


Абсолютное и относительное в бу
д-
дизме. М.

: Ганга; Сватан, 2012. 192 с.

2.


Блок А.

«Без божества, без вдохнов
е-
нья» (Цех акмеистов) // Антология акмеи
з-
ма: Стихи. Манифесты. Статьи. Заметки.
Мемуары. М., 1997. С. 242

249.

3.


Геше Джампа Тинлей
. Воззрения ч
е-
тырех буддийских философских школ. Н
о-
восибирск

:
Дже Цонкапа
, 2013. 502 с.

4.


Далай
-
лама XIV
. Мир тибетского
буддизма. Обзор его философии и практ
и-
ки. СПб.

: Нартанг, 1996. 226 с.

5.


Далай
-
лама XIV
. Совершенная му
д-
рость. Комментарий к девятой главе «Бо
д-
хичарь
я
-
аватары» Шантидевы. М.

: Сохр
а-
ним Тибет, 2016. 232 с.

6.


Далай
-
лама XIV Тензин Гьяцо
. Сутра
сердца: Учения о праджняпарамите. Эл
и-
ста

: Океан мудрости, 2008. 144 с.

7.


Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К.
Западная
философия ХХ века

:

учеб
.

пособие. М.

:
Проспект, 1998.
432 с.

1.


Absolyutnoe

i

otnositel
'
noe

v

buddi
z-
me
.
M
.

:
Ganga
;
Svatan
,
2012. 192 p.

2.


Blok A
.

«Bez bozhestva, bez vdokhn
o-
ven'ya» (Tsekh akmeistov) // Antologiya a
k-
Memuary. M., 1997. P. 242
-
249.

3.


Geshe Dzhampa Tinley
. Vozzreniya
Novosibirsk

:
Dzhe Tsonkapa
, 2013.
502 p.

4.


Dalay
-
lama XIV
d-
dizma. Obzor ego filosofii i praktiki. SPb.

:
Nartang, 1996. 226 p.

5.


Dalay
-
lama XIV
. Sovershennaya
mudrost'. Kommentariy k devyatoy glave
«Bodkhichar'ya
-
avatary» Shantidevy. M.

:
, 2016. 232 p.

6.


Dala
y
-
lama XIV Tenzin G'yatso
. Sutra
serdtsa: Ucheniya o pradzhnyaparamite.
Elista

: Okean mudrosti, 2008. 144 p.

7.


Zotov A.F., Mel'vil' Yu.K. Zapadnaya
filosofiya KhKh veka

:

ucheb
.

posobie. M.

:
Prospekt, 1998. 432 p.

ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОСС
ИИ

HUMANITIES OF THE SOUTH
OF RUSSIA

201
7

Том
6


№ 3

201
7

Vol.

6

Issue

№ 3




111


8.


Кувакин В.А.

Философия Вл. Сол
о-
вьева

:

из
цикла

«
Страницы истории отеч
е-
ственной философской мысли
»
. М.

: Зн
а-
ние, 1988. 64 с.

9.


Малевич К.

Супрематизм. 34 рисунка
// Малевич К. Собр. соч.

:

в 5 т. М.

: Гилея,
1995. Т.

1. С.

185

207.

10.

Малевич К.

Супре
матизм. Мир как
беспредметность, или Вечный покой // М
а-
левич К. Собр. соч.

:

в 5 т. М., 2000. Т. 3.
389 с.

11.

Махлин В.Л.

Михаил Бахтин: ф
и-
лософия поступка. М.

: Знание, 1990. 64 с.

12.

Новейший культурологический сл
о-
варь: термины, биографические справки, и
л-
люстр
ации. Ростов н/Д.

: Феникс, 2010. 411 с.

13.

Сарабьянов Д., Шатских А.

К
а-
земир Малевич. Живопись. Теория. М.

:
Искусство, 1993. 414 с.

14.

Уланов М.С.

Буддизм в истории
русской философии XIX


первой половины
XX

в. Элиста

: Изд
-
во КалмГУ, 2003. 178 с.

15.

Уланов М.С.

Буддизм в русской
культуре конца XIX


первой половины XX
века. Элиста

: Изд
-
во КалмГУ, 2006. 115 с.

16.

Философский энциклопедический
словарь. М.

: ИНФРА
-
М, 2011. 570 с.

17.

Хайдеггер М
. Время и бытие. Статьи
и выступления. М.

: Республика, 1993. 447 с.

18.

Хрестомат
ия по философии

: учеб
.

пособие / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин.
2
-
е изд. М.

: Гардарики, 1997. 576 с.

19.

Шопенгауэр А
. Мир как воля и
представление. М.

: Эксмо, 2015. 160 с.

8.


Kuvakin V.A.

Filosofiya Vl.
Solov'eva

:
iz tsikla «Stranitsy istorii otec
h-
estvennoy filosofskoy mysli». M.

: Znanie,
1988. 64 p.

9.


Malevich K
. Suprematizm. 34 risunka //
Malevich K. Sobr. soch.

:

v 5 t. M.

: Gileya,
1995. T.

1. P.

185
-
207.

10.

Malevich K.

Suprematizm. Mir kak
chnyy pokoy // Mal
e-
vich K. Sobr. soch.

:

v 5 t. M., 2000. T. 3.
389

p.

11.

Makhlin V.L.

Mikhail Bakhtin: filos
o-
fiya postupka. M.

: Znanie, 1990. 64 p.

12.

Noveyshiy kul'turologicheskiy slovar':
terminy, biograficheskie spravki, illyustratsii.
Rostov

n/D.

: Feniks,

2010. 411 p.

13.

Sarab'yanov D., Shatskikh A.
Kazemir Malevich. Zhivopis'. Teoriya. M.

:
Iskusstvo, 1993. 414 p.

14.

Ulanov M.S.

Buddizm v istorii rus
s-
koy filosofii XIX
-

pervoy poloviny XX vv.
Elista

: Izd
-
vo KalmGU, 2003. 178 p.

15.

Ulanov M.S
. Buddizm v russkoy
ku
l'ture kontsa XIX
-

pervoy poloviny XX
veka. Elista

:

Izd
-
vo KalmGU, 2006. 115 p.

16.

Filosofskiy entsiklopedicheskiy
slovar'. M.

: INFRA
-
M, 2011. 570 p.

17.

Khaydegger M.
Vremya i bytie. Stat'i
i vystupleniya. M.

: Respublika, 1993. 447 p.

18.

Khrestomatiya po filoso
fii

: ucheb
.

posobie / sost. P.V. Alekseev, A.V. Panin. 2
-
e
izd. M.

: Gardariki, 1997. 576 p.

19.

Shopengauer A.

Mir kak volya i pre
d-
stavlenie. M.

: Eksmo, 2015. 160 p.




Поступила

в

редакцию


4 апреля 2017

г.


Приложенные файлы

  • pdf 41976575
    Размер файла: 1 022 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий