Повсюду возникали кружки любителей хокку. Но были и профессиональные сочинители. Это: Мацуо Басе (1644 – 1694).



ВСМАТРИВАЙТЕСЬ В МАЛОЕ И ВЫ УВИДИТЕ ВЕЛИКОЕ
(Японские трехстишия – хокку)
Интегрированный урок в 7 классе. 2 часа.
Цели урока:
Познакомить учеников с японскими трехстишиями – хокку.
Соотнести хокку с традициями и искусством Японии.
Подготовить учеников к творческой работе по интересам и способностям.

ХОД УРОКА

Вступление.
- Сегодня мы попробуем войти в мир, совершенно нам незнакомый, таинственный и, в какой-то мере, чуждый нам, жителям Европы. Но, прежде чем говорить об искусстве Японии, попробуем представить, в каких условиях формировалось, развивалось и живет сейчас искусство Японии.
- Расскажите, что вы знаете о Японии.
2. Прежде чем переходить к разговору о хокку, хочу вам напомнить, что все стороны искусства Японии тесно связаны между собой, и рассматривать их нужно только совместно.
--Хокку – жанр японской поэзии. Нерифмованных трехстиший из 17 слогов (5-7-5), отличающиеся простотой поэтического языка, свободой изложения.
-Каждое стихотворение – волшебная картинка. С чем ее можно сравнить? Можно, к примеру, нарисовать маслом на огромном холсте осенний пейзаж, тщательно прорисовывая все до мелочей. А можно картину наступающей осени передать по-другому: несколькими штрихами набросать дерево, согнувшееся под ветром и дождем. Вот так и японский поэт «рисует», намечая немногими словами то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении. Итак, прочитайте первое стихотворение, скажите, что вы себе представили. Ну а теперь я вам скажу, что в Японии существует гора Фудзияма, которую японцы считают священной. Многие верующие люди для исцеления от болезней , для избавления от бед дают обет от подножия на коленях достичь самой вершины.
- О ком же идет речь в тексте? А не кажется ли вам, что в нем скрыт совет: пусть ты мал и одинок в этом мире, но старанием и упорством можешь добиться многого.
3. Жанр хокку появился в Японии в 17 веке. Создателями его были не аристократы, а жители городов и селений: учителя, врачи, художники, даже реме6сленники и самураи. Повсюду возникали кружки любителей хокку. Но были и профессиональные сочинители. Это: Мацуо Басе (1644 – 1694). Еса Бусон ( 1716 – 1783), Кобаяси Исса (1769 – 1827), Масаока Сики (1867 – 1902). Знаменитый Басе признан классиком японской поэзии. Именно он определил основные правила хокку: это лирическое стихотворение, построенное на выразительной детали, чаще всего посвященное природе. Здесь очень редко встречаются метафоры, образные эпитеты, Автор стремиться к тому, чтобы одна деталь мысленно вызвала у читателя представление о всей картине. Прочитайте следующее стихотворение.
- Что вы представляете? Деталь тень стрекозы рождает представление о зеркальной глади воды, о ярком солнце, о жарком безветренном дне. Хокку сложено о летнем дне, но этих слов в нем нет. Такие детали брались не только при описании природы, но и тогда, когда речь шла о людях, их традициях.
- Читаем следующее хокку. Как вы понимаете его смысл? Когда-то предки современных жителей Японии верили, что любой элемент природы имеет душу и является божеством. Именно с тех пор у японского народа сохранились красивые традиции: сообща любоваться наиболее поэтическими явлениями природы: только что выпавшим снегом – зимой, цветением сакуры – весной, ярким багрянцем осенних листьев и полной луной – в октябре. Даже природный, необработанный камень может стать предметом любования.
Итак, весна, цветущая вишня, мимо нее проезжает знатный феодал, который, как и положено, путешествует не один, а в сопровождении пышного кортежа. Вот теперь мы можем представить, кА кавалькада останавливается, разодетый князь и дружинники в доспехах сходят с коней и все стоят и любуются розовым облаком цветущего деревца.
_ Послушайте стихи и постарайтесь догадаться, о каком времени года идет речь. Какие «сезонные» слова подсказывают вам это.
– О чем заставила вас задуматься японская поэзия, прозвучавшая на уроке?
Человек – часть природы, их отношения должны быть гармоничными.
Красота должна быть в жизни каждого человека. Ее нужно научиться видеть.
Ей надо уметь радоваться.
Беда людей в том, что они не научены законам красоты и гармонии.
– Хочется отметить, что почти все поэты делали иллюстрации к своим стихам. Или, наоборот, нарисует художник картину и напишет прямо на ней стихотворение.
– Вспомните стихи русских поэтов о природе. Отличаются ли они от хокку? Однако если мы вчитаемся в хокку повнимательнее, то увидим, что в них говорится не только о цветах, птицах, ветре, луне. В стихах главный герой – человек. Поэты стараются рассказывать, как человек живет на земле, о чем грустит, о чем размышляет, что его тревожит.
В японской языке существует выражение «цивилизация сосновой иглы». Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается великая природа. Надо только к ним внимательно приглядеться. Когда срываешь цветок, следует всегда помнить, что останется другим. Не нарушишь ли ты этим красоту и гармонию поляны?
Вы знаете, что в Японии уже много столетий существует особый вид искусства – икэбана. В традиционном японском жилище есть специальные углубления в стене – ниша, где на низкой подставке всегда стоит ваза с живыми цветами. Но для японцев икэбана – это не только составление букета, а часть духовной жизни народа, как бы модель мира. Каждая композиция – это символ живой природы, внесенной в дом. Не случайно любой букет должен состоять из растений разной высоты: высокие – это небо, средние – человек, низкие – земля. Слово икэбана переводится чаще всего как второе рождение цветка. Как и всякое искусство, икэбана имеет свои законы. Японские дети несколько лет их изучают в школе, а взрослые – в кружках. Так, каждому времени года соответствуют определенные цветы. Поэтому нельзя, например, составлять букет из тюльпанов (весенних цветов) и хризантем (зимних цветов). В день девочек (3марта) главным растением в букете становится ветка цветущего персика, а в день мальчиков (5 мая) – цветы и листья ириса. В новогоднем японском букете должны быть ветка сосны (символ долголетия и выносливости), бамбука )жизнерадостность, изобилие), цветущая ветка сливы (надежда, вечное обновление).
В далекие времена перед уходом самурая на войну нельзя было составлять букет из четырех веток или четырех цветов, так как слово «четыре» в японском языке звучит, как слово «смерть», а нечетное число – это символ удачи.
9. Вот мы и познакомились еще с одной страницей в истории мировой литературы. Но точку в разговоре о прекрасном ставить рано. То, что интересовало людей тысячу лет назад, интересно и нам. Ведь мы говорим о поэзии, а значит и о жизни, любви, природе и красоте, то есть о вечном.
10. Практическая работа.
Попробуйте на практике показать, что вы поняли из сегодняшнего урока.
Разбиваемся на группы по интересам.
- Поэты сочиняют хокку по предложенной японской картине.
- Художники рисуют иллюстрации к хокку.
- Флористы составляют икэбану, придумывают название в японском стиле.
- Литературоведы: 1) подбирают к хокку названия,
2). Разбираются, где хокку, написанные японскими поэтами, а где вашими сверстниками.

11. Вывод.
Поэзия хокку, любование природой, икэбана – все это объединено у японцев одним словом «форю» - изящные досуги. Эстетическим критерием красоты японского народа является все маленькое: икэбана, живописные миниатюры, нэцке, хокку. Главное, чтобы в малом, простом, незаметном увидеть красоту. Вдумайтесь в такие слова:
- Всматривайтесь в привычное – и вы увидите неожиданное;
- Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое;
- Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное;
- Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.
Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку. Выражение «он умеет жить» японцы понимают по- своему. В их представлении человек, умеющий жить, видит радости жизни там, где другие проходят мимо них.

Примеры работ, написанных учениками:
Над бамбуком в лучах
Заходящего солнца
На пару летают карп с мотыльком.


Ты на большой горе.
Тебе все ни почем.
Спустись, почувствуй – ты часть мира.
15

Приложенные файлы

  • doc 42039741
    Размер файла: 39 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий