No. 590. a) Excerpt from the resolution of the Presidium of the Mordovian regional executive committee on reorganization of the Mordovian musical and drama studio in national troupe and creation of national theater.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
INTEGRAT ON OF EDUCAT 30-е гг. ХХ в. являются яркими и динамичными в истории развития обра зовательной и художественной культуры Мордовии. В 1928 г. была подготовлена основательная платформа мероприятий для создания автономии мордовского края. В 1930-е гг. Мордовия обретает свою первую экономико-политическую самостоятельность и преобразуется из автономного округа Средне-Волжского края в Мордовскую автономную область. На этом фоне культурное строитель ство, по сравнению с предреволюцион ным периодом, становится заметным явлением. Многие ученые (Е. И. Бакаев, М. В. Дорожкин, С. П. Кабаева и др.) на зывают его «первым этапом культурной революции», связанным с важнейши ми аспектами развития народного обра зования, науки, литературы, искусства и культурной просветительной работы в Мордовии [2, № 143, с. 221–223]. Тем не менее, кроме одного докумен та, который положен в основу определе ния этапов рождения театрального дела в Мордовии, архивные источники исполь зованы не полно. В данной статье введены в научный обиход документы Централь ного государственного архива (ЦГА РМ) и Партийного архива министерства об разования (ПАМО), которые открывают довольно целостно с 1928 по 1933 год ситуацию реальных фактов, целей, задач и положений в начальном этапе станов ления театрального искусства Мордовии. В первые десятилетия ХХ в. на первое место выдвигается проблема образования неграмотного населения. Образование, культура, производство и даже анализ со держания общепринятого лозунга «в здо ровом теле – здоровый дух» с несомненно стью показывают приоритет человеческих идеалов послереволюционного времени в малых городах, областях и республиках. Мордовия не стала исключением. В письме сектора искусств Нар компроса РСФСР (13 ноября 1930 г.), рекомендованном в отдел народного образования Мордовского облисполко ма, представлена полемика о задачах и возможностях становления професси онального этапа театрального искусства в Мордовии: реализации мер по созданию первого городского театра, а также о фор мировании кадрового художественного руководства и исполнительского соста ва. В частности, заместитель заведую щего сектором искусств Н. Б. Этингоф и инспектор (инициалы не найдены. – Н. А. Д. ) Симолин указывали на отсут ствие в Мордовии постоянно действу ющих профессиональных учреждений культуры. «К настоящему моменту мы имеем только: 1. В Саранске... театр практикум (так в тексте. – Н. А. Д. ) из 10 человек, в большинстве неподготов ленных и даже полуграмотных. 2. Там же – руководителя–мордвина, имеюще го 8 лет руководительной практики» [2, № 143, с. 221]. Это важное свидетельство разрыва в управлении российской систе мой театрального образования и ее связей с национальными центрами в это время. Тем не менее, именно наличие «шко лы», предшествующее этапу профессио нальной подготовки квалифицированных артистических кадров, обеспечивает орга ническую целостность сценической тра диции и историческую преемственность художественных поколений в искусстве. Напомним, в Саранске до революции (учитывая опыт становления и разви тия оперного искусства в с. Судосеве) известны традиция семейных династий (Брониковских, Кубанцевых, Токаревых, Петерсонов, Сыромятниковых), особенно отличившихся в зрелищном и театральном искусствах; с каждым годом набираемая широту деятельность народного люби тельского театра (ведущая свои истоки от уличных и ярмарочных увеселитель ных мероприятий); «Общество любите лей изящных искусств» (председатель Л. Н. Кузовков, 1904 г.), видевшее своими первоочередными задачами материаль ную поддержку театральных вечеров и развитие серьезного (классического) репертуара народного театра в Саранске. Из старейшин Совета Общества происхо дили первые театральные деятели и пред ставители ранней театральной критики: М. С. Баталина, О. Ф. Брониковская, Н. И. Кубанцев, П. А. Протопопов, Н. И. Соколов, И. А. Сыромятников, В. Л. Шпейри и др. [6, лл. 15, 17]. Для Мордовии было характерно свободное творчество многочисленных заезжих пе редвижных трупп, но в виду отсутствия популярности и развития в Саранске част ных театральных монополий (в отличие от Пензы), они не составляли конкуренцию последним. В изучении архива документов ЦГА РМ по вопросам становления профессио- нальной системы театральных учрежде ний и подготовки артистических кадров в области музыкального, оперного и дра матического искусства в г. Саранске были обнаружены проблемы хронологического, типологического и текстуального характе ра. Остановимся на них подробнее. «На Ваше <Сектора искусств Нарком проса РСФСР> письмо от 13 ноября 1930 г. за № 8167 облОНО сообщает: 1) Техни кум (теапрактикум) (выделено мной. – Н. А. Д. ). В других архивных источниках используются сокращения театрпрак тикум и театр-практикум) организован в г. Саранске при УЗП (Управлении зре лищными предприятиями) из 25 человек, целью которого <является задача> под готовить национально-Мордовские (так в тексте. – Н. А. Д. ) передвижные театры, как основной в городе Саранске, так и в деревне... 2) Помимо национального театра, нами создан русский Государ ственный инструкторский передвиж ной крестьянский театр ... (выделено мной. – Н. А. Д. ), который (кроме пря мого художественного обслуживания и организации просветительной работы в районных центрах Мордовской области и в деревнях) организовывает и инструк тирует драмкружки, мобилизует художе ственные силы в нацменских и русских Сектор искусств Наркомпроса РСФСР (1930 г.) дает отрицательную справку о состоянии мер по организа ции постоянного профессионального театрального дела в Мордовии (действует только «театрпрактикум»). На основа нии чего ОНО Мордовской области был вынесен ряд предложений о проведе нии положительной политики в области культурно-просветительного вопроса. В частности, к моменту окончания обуче ния мордовского класса в Москве «ОНО Мордовской А. О. подготовит необходи мую почву для создания национального стационарного театра, закончит постройку соответственного здания и будет обладать кадрами не только актерскими, но и дра матургическими» [2, № 143, с. 222–223]. ОблОНО 21 декабря 1930 г.принимает важное решение: приступить к начально му этапу становления профессиональной театральной работы через механизмы под готовки квалифицированных кадров для передвижных театров Мордовии в рамках действующего техникума («теапрактикум»); создания русского государственного пере движного крестьянского театра, призванного реализовать художественное обслуживание, а также просветительную, инструкторскую и мобилизующую деятельность. В газетной хронике от 25 ноября 1930 г. заведующим УЗП Горбуновым (инициалы не найдены. – Н. А. Д. ) отме чалось: «Мордовское УЗП решило через каждые четыре дня устраивать в гортеатре кино-сеансы, концерты и спектакли си лами мордовского музыкально-драмати ческого практикума…» [11, л. 40 (об.)]. По официальным источникам (ЦГА РМ) выясняется, что первую строчку хронологического отсчета в деле подго товки первых профессиональных местных кадров открывает музыкально-драмати ческая студия (июль 1930 г.). Это под тверждает Г. Е. Вдовин (отец мордовского композитора Г. Г. Вдовина) – очевидец и участник рождения музыкально-дра матической студии в Саранске. В первом отборе участвовало триста человек, но из них было принято всего восемнад цать кандидатов. Среди них оказался и старший Вдовин с хорошими внешними и голосовыми данными [5]. В газете «Красная Мордовия» 1 дека бря 1930 г. сообщалось о дополнительном приеме в музыкально-драматическую студию. «Принимаются исключительно мордва или русские, владеющие мордов ским языком» (подготовлено заведующим УЗП Горбуновым) [1]. Были выявлены сразу и трудности существования студии. В 1931 г. в этой же газете: «… в ОБЛОНО поставлен вопрос об организации областной базы по руко водству самодеятельным искусством… На сегодняшний день мы не имеем ни одной бригады. Недопустимой является также и работа УЗП. Создана “студия”, проектируемая в будущем в Мордовский профессиональный театр с учебным пла ном на три года. За прошедший год учебы по зрелищным дисциплинам студийцы ничего не получили…» [12, л. 122 (об.)]. Итак, документально, начиная с 1930 г. ведут свое летоисчисление нынешние современники – Государственный музы кальный театр им. И. М. Яушева и Го сударственный русский драматический театр Республики Мордовия. Однако ни чего об одновременных или параллельных практических работах в 1930 г. в лице двух официальных учреждений искусства: музыкально-драматическая студия и тех никум («теапрактикум») – не говорится. Возможно, это было одно и то же учебное заведение под названием«музыкально-дра матический практикум». Однако «школа» в значении самостоятельного учебного театрального подразделения, либо «техни кум» по статистическим отчетам газетных хроник в 1930–1931 гг., отсутствует. Почему же существуют подобные хронологические и текстологические раз ночтения? Причин может быть множество. Основной версией можно считать попытку выдать исполнительными лицами облОНО «желаемое за действительное». Если считать единственно достовер ной версией официальное существование техникума под названием «теапрактикум» уже в 1930 г., то объективно насторажи вают некоторые детали, допущенные при составлении короткого отчета во времен ных оборотах письма. « С нового хозяй ственного года (с января 1931 г.) намеча ется открыть при техникуме отделения подготовки инструкторов (курсив мой – Н. А. Д. ) по массовой художественной самодеятельности в городе и деревне, но в этой части встречаются затруднения в финансовой стороне и подборе педаго гов...» [2, № 145, с. 224–225]. Допустим, что это, действительно, вопрос времени. Здесь главное – постановка задачи на приобретение качественно иного типа профессиональной работы – отделения подготовки инструкторов. «... Техникум выезжает (курсив мой. – Н. А. Д. ) на практическую работу с под готовленным репертуаром 3 раза в год...» [2, № 145, с. 224–225]. Значит, техникум реально функционировал (при чем, хро нологически одновременно с музыкаль но-драматической студией) и сомнений по начавшемуся процессу осуществления им культурно-исторической миссии как од ного из театральных заведений искусства в Мордовии не должно возникать. Однако противоречие все же имеется. Предполагаемая гипотеза о единствен ной дате открытия и существования тех никума в 1930 г. сразу же разбивается о следующее упоминание о нем (хотя и без уточнения рода деятельности в качестве «теапрактикума»), которое находим в дру гом архивном материале от 6 июня 1931 г. В постановлении секретариата Мор довского Обкома ВКП /б/ о мерах по улучшению работы музыкально-драмати ческой студии говорится: «Реорганизовать <музыкально-драматическую> студию в музыкально-драматический техникум в 1933 году (курсив мой. – Н. А. Д. ) по причине необходимости “форсирован ной” (так в тексте. – Н. А. Д. ) подготовки музыкально-драматических кадров для Мордовского театра» [3, л. 222]. 1933 г. – это наиболее поздняя дата, встречаемая в архивных документах от носительно профессиональной работы музыкально-драматического техникума, но и она не является окончательной. В 1932 г. в Саранск специально «на формирование нового учебного заведения – музыкального драматического техникума и по совместительству в педтехникум» [9, л. 98 (об.)] был приглашен Захар Авдеевич Зайчиков. Хронологически четко с этой датой совпадают и прикладные материалы из газетных источников. Одно из первых упоминаний – 26 сентября 1932 г. «Саранский мордов ский музыкально-драматический техни кум объявляет, что последнее испытание на вокальное и драматическое отделения состоится 27 сентября в помещении бы- вшей мордовской музыкально-драмати ческой студии, во дворе театра… Начало занятий с 1-го октября. В техникум при нимаются мордва или лица, владеющие мордовским языком, в возрасте для обоих полов от 16 до 25 лет…» [13, л. 40 (об.)]. Второе – 5 ноября 1932 г. «В Мордов ский музыкально-драматический техни кум открылась материальная возможность допринять не позднее 10 ноября несколько студентов из мордвы или владеющих мор довским языком» [14, л. 6 (об.)]. Оба об ращения составлены от лица «дирекции». Соответственно, теперь имеется че тыре даты и несколько одноименных названий учреждений (по принципу тек стуального, хронологического и типоло гического порядка): – музыкально-драматическая студия; – техникум («теапрактикум»); – музыкально-драматический практикум. – техникум, при нем отделения подго товки инструкторов. 1932 – музыкально-драматический техникум; – «+» упоминание о педагогическом техникуме. – музыкально-драматический техни кум (намечен по плану реорганизации музыкально-драматической студии); – музыкально-драмматическое учили ще [9, л. 85]. Разные корректурные списки, существу ющие на страницах архивных документов, свидетельствуют, во-первых, об одном и том же исходном историческом этапе формиро вания и названии типа учебного заведения, но разными способами; во-вторых, абсолют но разных типах учебных заведений. Однако это всего лишь допущения по документам печатным и письменным, в которых вариан ты сокращений не дают точного толкования о типологии развития и реальном названии Подготовительный набор кадров в музыкально-драматическую студию начался в 1930 г. (именно эту дату можно считать основанием данного учебного театрального заведения). «1/IX –<19>30 года (как видно месяц сентябрь тоже не соответствует июлю, упомянутому в источнике [2, с. 370] т. Органов органи зовал муз-драмстудию...» [8, л. 45]. Однако иногда летоисчисление ведется не по пер вому набору воспитанников, а по первому признанию общественностью открытых показательных результатов художествен ной деятельности учреждения, как это и произошло с музыкально-драматиче ской студией: – из личного фонда архивных докумен тов композитора Л. П. Кирюкова известно, что в 1931 г. он заведовал учебной частью музыкально-драматической студии [7, л. 2]: – в этом же году силами студийцев был дан первый образцовый сценический кон церт [2, с. 370], в котором участвовал бу дущий солист театра и первый профессио- нальный национальный оперный певец И. М. Яушев (его имя с 1993 г. и по сей день носит Государственный музыкаль ный театр Мордовии); – 1931 г. достаточно часто указывается в документах как отправная точка отсчета в основании исторической даты становле ния музыкально-драматической студии. На практике «техникум» мог су ществовать гораздо позже, чем это засвидетельствовано хронологически в письме (1930 г.), но ни в первом, ни во вто ром (1933 г.) случаях мы не находим при кладных подтверждений даты основания (в частности, программ обучения, репер туара, наконец, персоналий). Так, теряет ся историческая нить между внешними признаками развития культурного учреж дения и официальными следствиями его Наконец, сильный разброс в опреде лении цели и задач данного заведения и различные позиции в названиях «тех никум (теа<тр->практикум)», «техникум» (музыкально-драматический), «техникум» как база для формирования инструкторов художественной самодеятельности и пе дагогический техникум; «техникум» как «музыкально-драматический практикум». Эти различия между ними ясно обнару живаются и после реорганизации музы кально-драматической студии . Она и есть ориентир в становлении «школы» профес сиональной работы, воспитания первых квалифицированных художественных кадров в Мордовии. Датой же основания музыкально-драматического техникума может быть признан порядок хроноло гического отсчета, следующий за 1930-м и 1931-м гг. [12, л. 55 (об.)], но не 1933 г., а, следовательно, исключительно и только 1932 г., о чем свидетельствуют, во-первых, З. А. Зайчиков (новый руководитель); во-вторых, документы по аттестации ра ботников культуры и искусства и газетное приложение объявлений; в-третьих, фе номен мордовской национальной труппы, просуществовавший в истории станов ления профессионализации театральных процессов в Мордовии, относительно короткий отрезок времени. В постановлении Президиума Мор довского облисполкома об организации Мордовского театра от 25 августа 1932 г. было принято решение с 1 сентября 1932 г. Мордовскую музыкально-драма тическую студию реорганизовать в на циональную труппу и последующим пе реименованием Саранского Городского театра в Мордовский национальный театр с присоединением к нему рус ской труппы под одним административ ным и художественным руководством [4 (а), л. 330]. Результатом решения стало признание Секретариатом Мор довского Областного комитета ВКП /б/ ошибочного включения мордовской нацио нальной труппы в состав русского театра. В дальнейшем был принят курс на орга низацию совершенно самостоятельного национального Мордовского театра на хозрасчете с подчинением его деятельно сти непосредственно областному отделу народного образования [4 (б), л. 330]. И только годом позже (1933 г.) му зыкально-драматическая студия перехо дит в статус музыкально-драматического техникума [3, л. 222]. Тем не менее, это все-таки произошло годом раньше. Воз можно, именно причины «форсирован ной» подготовки и повлияли на опреде ление временных границ реорганизации музыкально-драматической студии в тех никум не в 1933 г., а в 1932 г. В работе по культурному строительству Мордовии находим аналогичную формулировку: «В октябре 1932 года в Саранске открыва ется Мордовский музыкально-драматиче ский техникум» [2, с. 372]. На основании вышеприведенного ана лиза, можно допустить, что техникум в значении «театрпрактикум» и техникум музыкально-драматический в системе учреждений искусств Мордовии – не одно и то же. В 1930 г. театрпрактикум как самостоя тельный объект обучающей деятельности мог существовать на правах «творческой лаборатории» (той же музыкально-драма тической студии) при Городском театре Саранска, а также при «каком-либо» еще техникуме (но точно не музыкально-дра матическом, поскольку в это время функ ционировала только студия). Составитель документа, – заведующий массовым сек тором <искусств> Давыдов (инициалы не найдены) – называя его театром практи кумом, вводит в исторический контекст названия интерпретацию, указывающую на дополнительные качества его типовой формулировки: «Техникум <а, значит, он же и. – Н. А. Д. > (теапрактикум)...». Считая нормальным связывать принадлежность двух (возможно и противоположных друг другу) процессов профессиональной рабо ты (ведь в этом качестве могли выступать и педагогический техникум, и любой дру гой профиль заведения) в качестве воспита тельной базы для подготовки инструкторов художественной практики в 1931 г. Таким образом, культурно-истори ческие события на основе архивных до кументов, выявляют этапы становления сценической «школы» как феномена. Ло гически можно констатировать только то, что в 1930 г. «теапрактикум» и «музы кально-драматический практикум» – это одно и то же учебное театральное заведе ние, но пока еще далеко не «техникум», а значит – собственно музыкально-дра матическая студия и/или ее аналог. Тек стуальная интерпретация названий мог ла существовать и по причине уровня образованности зачисляемых кадров. Так, в музыкально-драматический техни кум в 1933 г. принимались на вокальное и драматическое отделения «на 1-ый ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Извещение в газете «Красная Мордовия» об открытии в Саранске Мордовской музыкально-дра матической студии и о дополнительном приеме учащихся в студию // Красная Мордовия. – 1930 г., 1 дек. 2. Культурное строительство в Мордовской АССР : Сб. док. Ч. 1. 1917–1941 гг. / сост. : М. В. Дорожкин (отв. ред.), Е. И. Бакаев, С. П. Кабаева и др. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. – 396 с. 3. ПАМО. Ф. Р-269. Оп. 1. Арх. № 304. Из постановления секретариата Мордовского обкома ВКП(б) о мерах по улучшению работы Мордовской музыкально-драматической студии и ее реорганизации в музыкально-драматический техникум. 6 июня 1931 г. 4. ПАМО. Ф. 269. а) Из постановления Президиума Мордовского облисполкома о реорганизации Мордовской музыкально-драматической студии в национальную труппу и создании национального театра. 25 авг. 1932 г.; б) Из постановления секретариата Мордовского областного комитета ВКП(б) об организации Мордовского театра. 26 окт. 1933 г. Оп. 1. Арх. № 590. 5. ЦГА РМ. Ф. Р-3320. Оп. 1. Вдовин Г. Е. Предисловие <из личного фонда артиста> не пронумеровано. 6. ЦГА РМ. Ф. Р-3386. Оп. 1. Арх. № 9, на 86 л. Канаева В. И. Черновые варианты очерка о Саранском народном театре /машинопись, рукопись/. 7. ЦГА РМ. Ф. Р-2155. Оп. 1 за 1918–1949 гг., Оп. 2 за 1915–1992 гг. Кирюков Л. П. 8. ЦГА РМ. Ф. Р-578. Оп. 1. Арх. № 8. 20 дек. 1937 г. – 26 нояб. 1945 г. Управление по делам искусств при Совнаркоме МАССР. Документы о концертной и театральной деятельности (доклады, справки, протоколы заседаний жюри, постановления ЦИК МАССР о награждении. «К шестидесятилетию со дня рождения педагога-вокалиста П. А. Органова». 9. ЦГА РМ. Ф. Р-578. Оп. 2. Арх. № 12. Управление по делам искусств при Совете Министров Мор довской АССР. Документы по аттестации работников… (29 сент. 1941 г. – 26 фев. 1951 г.) 10. ЦГА РМ. Ф. Р-297. Оп. 1. Арх. № 32. Отдел народного образования Мордовского областного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Мордовской автономной области Средне-Волжского края. 11. ЦГА РМ. Фонд газет. Оп. 35. Арх. № 22. 25 нояб. 1930 г. 12. ЦГА РМ. Фонд газет. Оп. 35. Арх. № 26. 31 авг. 1931 г. 13. ЦГА РМ. Фонд газет. Оп. 35. Арх. № 33. 26 сент. 1932 г. 14. ЦГА РМ. Фонд газет. Оп. 35. Арх. № 34. 5 нояб. 1932 г. 15. ЦГА РМ. Фонд газет. Оп. 35. Арх. № 38. 12 авг. 1933 г. Поступила 23.12.14. <основной>курс – окончившие семилетку и на подготовительный – имеющие образование не ниже 5-ти летки» [15, л. 58 (об.)]. Такая же специфика качества в структуре организации профессиональ ной работы могла распространяться и на музыкально-драматическую студию. Так рождалось театральное образова ние в документах и фактах. Главное – это были первые шаги театрального дела в Мордовии. Первые актеры мордовской национальности (первые воспитанни ки школы Малого театра) – Г. Вдовин, П. Видманов, Е. Гришунина, С. Колга нов, Н. Костюшов, К. Тягушев и др. – в дальнейшем составили основу театраль ной драматическойтруппы. На сцене уже в конце 1930-х – середине 1940-х гг., шли успешно оперы, поставленные силами талантливых учеников и выпускников П. А. Органова «Евгений Онегин», «Фа уст», «Русалка», «Царская невеста» и др.; драматические произведения рус ской (Н. Островский) и советской класси ки (А. Корнейчук, Н. Погодин, К. Тренев, Д. Фурманов), национальной драматургии – П. Кириллов («Литова» автор музыки Л. Кирюков; «Два брата», «Учительница»), В. Коломасов («Прокопыч», «Норов-ава ды вечкема»), «Несмеян и Ламзурь»(музы ка Л. Кирюкова, либретто А. Куторкина) и др. Выделились исполнители главных ролей (в драме – И. Аржадеев, П. Асташ кин, В. Зорин, С. Колганов и др., в опере – М. Альбова, В. Киушкин, А. Рослякова, Т. Ситникова, И. Яушев). Догорова Надежда Алксандровна, доцент кафедры национальной хореографии ФГБОУ ВПО «Мор довский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), кандидат искусствоведения, [email protected] Мартинс Амилькар, профессор школы искусств Университета Аберта (Португалия, г. Лиссабон, ул. Экола Политекника, д. 147), [email protected] Для цитирования : Догорова, Н. А. Театральное образование в Мордовии XX в.: становление и развитие / Н. А. Догорова, A. Мартинс // Интеграция образования. − 2015. − Т. 19, № 3. − С. 91−99. DOI: 10.15507/Inted.080.019.201503.091 REFERENCES 1. Izveshcheniye v gazete “Krasnaya Mordoviya” ob otkrytii v Saranske Mordovskoy muzykalno-dramat icheskoy studii i o dopolnitelnom priyeme uchashchihsya v studiyu [The notice in the Red Mordovia newspaper on opening in Saransk the Mordovian musical and drama studio and about additional admittance of students in Krasnaya Mordoviya 2. Kulturnoe stroitelstvo v Mordovskoy ASSR: Sb. dok. Ch. 1. 1917−1941 gg.) [Cultural construction in Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic]. Saransk, Mordovian Publ., 1986, 396 p. 3. PAMO. F. № R-269. Op. № 1. Arh. № 304. Iz postanovleniya sekretariata Mordovskogo obkoma VKP(b) o merakh po uluchsheniyu raboty Mordovskoy muzykalno-dramaticheskoy studii i reorganizacii v muzykalno-dramaticheskiy tekhnikum. 6 iyunya 1931 g. [PAMO, F. No. R-269. Inventory no. 1. Arkh. No. 304. Excerpt from the resolution of the secretariat of the Mordovian regional committee of VKP(b) about measures for improvement of work of the Mordovian musical and drama studio and its reorganization in musical and drama technical school. On june 6, 1931]. 4. PAMO, Fond № 269. Op. № 1. Arh. № 590. a) Iz postanovleniya Prezidiuma Mordovskogo oblispolkoma o reorganizacii Mordovskoy muzykalno-dramaticheskoy studii v nacionalnuyu truppu i sozdanii nacional nogo teatra. 25 avg. 1932 g.; b) Iz postanovleniya sekretariata Mordovskogo oblastnogo komiteta VKP(b) ob organizacii Mordovskogo teatra. 26 okt. 1933 g. [PAMO, Fund No. 269. Inventory no. 1. Arch. No. 590. a) Excerpt from the resolution of the Presidium of the Mordovian regional executive committee on reorganization of the Mordovian musical and drama studio in national troupe and creation of national theater. 25 aug. 1932; b) From the resolution of the secretariat of the Mordovian VKP(b) regional committee about the organization of the Mordovian regional committee of theater. 26 oct. 1933]. 5. CGA RM, Fond № R-3320. Op. № 1. Vdovin G. E. Predislovie iz lichnogo fonda artista ne pronumero vano [CSA RM, Fund No. R-3320. Inventory no. 1. Vdovin G. E. The preface isn’t numbered]. 6. CGA RM, Fond № R-3386. Op. № 1. Arh. № 9, na 86l. Kanayeva V. I. Chernovyye varianty ocherka o Saranskom narodnom teatre / mashinopis, rukopis/ [CSA RM, Fund No. R-3386. Inventory no. 1. Arkh. No. 9, on 86l. Kanayeva V. I. Draft options of a sketch about Saransk folk theater / typewriting, the manuscript/]. 7. CGA RM, Fond № R-2155. Op. № 1 za 1918−1949 gg., Op. № 2 za 1915−1992 gg. Kiryukov L. P. [CSA RM, Fund No. R-2155. Inventory. no. 1 for 1918−1949, Inventory no. 2 in 1915−1992. Kiryukov L. P.]. 8. CGA RM, Fond № R-578. Inentory № 1. Arh. № 8. Upravleniye po delam iskusstv pri Sovnarkome MASSR. Dokumenty o koncertnoy i teatralnoy deyatelnosti (doklady, spravki, protokoly zasedani zhyuri, postanovleniya CIK MASSR o nagrazhdenii. “K shestidesyatiletiyu so dnya rozhdeniya pedagoga-vokalista P. A. Organova”. 20 dek. 1937 g. − 26 noyab. 1945 g. [CSA RM, Fund No. R-578. Inventory no. 1. Arkh. No. 8. Department for arts under the Council of People’s Commissars of MASSR. Documents on concert and theatrical activity (reports, statements, protocols of meetings of jury, the resolution of the CEC MASSR about the rewarding. “To the sixtieth anniversary since the birth of the teacher-vocalist P. A. Organov”. 20 dec. 1937 − 26 novemb. 1945]. 9. CGA RM, Fond № R-578. Op. № 2. Arh. № 12. Upravleniye po delam iskusstv pri Sovete Ministrov Mordovskoy ASSR. Dokumenty po attestacii rabotnikov... 29 sent. 1941 g. − 26 fev. 1951 g. [CSA RM, Fund No. R-578. Inventory no. 2. Arkh. No. 12. Department for arts under the Council of Ministers of Mordovian Autonomous Soviet Socialist Republic. Documents on personnel certification ... 29 sept. 1941 − 26 feb. 1951]. 10. CGA RM, Fond № R-297. Op. № 1. Arkh. № 32. Otdel narodnogo obrazovaniya Mordovskogo oblastnogo ispolnitelnogo komiteta soveta rabochikh, krestyanskikh i krasnoarmeyskikh deputatov Mordovskoy avtonom noy oblasti Sredne-Volzhskogo kraya [CSA RM, Fund No. R-297. Inventory no. 1. Arch. No. 32. Department of national education of the Mordovian regional executive committee of council of working, country and Red and Volga region.]. 11. CGA RM, Fond gazet. Op. № 35. Arkh. № 22. 25 noyab. 1930 g., l. 40 (ob.) [CSA RM, Fund of news papers. Inventory no. 35. Arch. No. 22. 25 novemb. 1930, l. 40]. 12. CGA RM, Fond gazet. Op. № 35. Arh. № 26. 31 avg. 1931 g., l. 122 (ob.) [CSA RM, Fund of newspa pers. Inventory no. 35. Arch. No. 26. 31 Aug. 1931, l. 122]. 13. CGA RM, Fond gazet. Op. № 35. Arh. № 33. 26 sent. 1932 g., l. 40 (ob.) [CSA RM, Fund of newspapers. Inventory no. 35. Arkh. No. 33. 26 Sept. 1932, l. 40]. 14. CGA RM, Fond gazet. Op. №35. Arkh. № 34. 5 noyab. 1932 g., l. 6 (ob.) [CSA RM, Fund of newspapers. Inventory no. 35. Arch. No. 34. 5 Novem. 1932, l. 6]. 15. CGA RM, Fond gazet. Inventory. №35. Arh. № 38. 12 avg. 1933 g., l. 58 (ob.) [CSA RM, Fund of newspapers. Inentory no. 35. Arch. No. 38. 12 Aug. 1933, l. 58]. Dogorova Nadezhda Aleksandrovna, associate professor of National Choreography Chair, Ogarev Mordo via State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Ph.D. (Art Criticism), [email protected] Martins Amilcar, professor of School of Arts of Aberta University (147, Rua da Escola Politecnica, Lisbon, Portugal), [email protected] For citation: Dogorova N. A., Martins A. Teatralnoe obrazovaniye v Mordovii XX v.: stanovleniye i raz vitiye [Theatrical education in Mordovia in XX century: history and origination]. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 3, 2015

Приложенные файлы

  • pdf 34289123
    Размер файла: 337 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий