— Л., 1988. Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. Детский альбом: Колыбельная, Волынка играет, Медведь в лесу.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Управление

культуры

и

туризма

администрации

города

Тулы

Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования

«Детская

школа

искусств

№5»



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА




ПРОГРАММА

по

учебному

предмету



Ф
ортепиано






C
оставлено:


преп.

Бровченко

А.П.


























201
7

г.


















Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка:








-

Х
арактеристика учебного предмета
;

-

Срок реализации учебного предмета
;

-

Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета
;


-

Форма проведения учебных аудиторных занятий
;

-

Цель и задачи учебного предмета
;

-

Методы обучения
;



-

Условия реализации программы.

II
.

Содержание учебного предмета.






III
.


Способы отслеживания усвоения
программы.

I
V
.

Методическое обеспечение учебного процесса.




V
.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы:

-

Список
рекомендуемой нотной литературы;

-

Список рекомендуемой методической литературы.

V
I. Примерный репертуарный список.



















I.

Пояснительная записка
.


Х
арактеристика учебного предмета
.


В современном стремительно меняющемся мире остро стоит проблема духовности,
решение которой


в правильном воспитании человека уже в самом начале его пути, в
детстве. Как разбудить в детях интерес к самим себе, объяснить им, что самое интересное
скрыто в н
их самих, заставить «душу трудиться»?
Особое звучание приобретают
проблемы, связанные с внутренним миром ребенка, гармоничным и счастливым его
существованием.


К ним, без сомнения, относится дошкольное музыкальное воспитание, призванное
сыграть в жизни ч
еловека очень важную роль.
Особое место в воспитании и образовании
ребенка занимает музыка.
Она обладает неоспоримым достоинством как средство воспитания
детей дошкольного
возраста
.

Фортепиано является одним из самых популярных музыкальных инструментов,
используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике.
Разнообразный фортепианный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том
числе, классическую, попу
лярную, джазовую.

Предлагаемая программа рассчитана на
один

год
обучения.

Возраст детей, приступающ
их к освоению программы,
5
-
6

лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и
направлена, прежде всего, на развитие интересов
самого учащегося.


Срок реализации учебного предмета
.

При реализации программы учебного предмета
«
Фортепиано
»

со сроком обучения
1

год н
едельная нагрузка составляет
0,5 часа в неделю,

35 недель в год.


Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию
учебного предмета

«Фортепиано»

составляет
17,5 часов

в год
.


Форма проведения учебных занятий
.

Форма проведения учебных аудиторных занятий
-

индивидуальная.


Цель и задачи учебного предмета

«Фортепиано
».

Цель
:



музыкально
-
эстетическое развитие детей
дошкольного возраста, вовлечение их в
сферу музыки путем постепенного знакомства с музыкальной деятельностью.

Задачи:


Обучающие
:



формирование комплекса
первоначальных
исполнительских умений

и навыков

игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося;



обучение основам музыкальной грамоты, необходимой для
владения
инструментом фортепиано в рамках программных требований
.

Развивающие
:



развитие интереса к классической музыке и музыкальному

творчеству;



развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти,
музыкальности,
эмоциональности
.


Воспитательные
:



воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности,
эмоциона
льно
-
нравственной отзывчивости;



воспитание
музыкально
-
эстетическог
о вкуса, эмоциональной культуры
.


Методы обучения
.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:

-

словесный (объяснение, беседа, рассказ);

-

наглядный (показ, наблюдение,
демонстрация приемов работы);

-

практический (освоение приемов игры на инструменте);

-

эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).


Условия реализации программы.



Для реализации данной программы необходимы следующие условия:
кла
сс (не менее 6 кв.м.) для индивидуальных занятий с наличием инструмента
фортепиано, а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие
нотной библиотеки).
Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией,
соответствовать
противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные
инструменты должны
быть настроены.



II.

Содержание учебного предмета.



Знакомство с инструментом
: клавиатура и ее особенности,
тембры звука,
регистры. Организация пианистического аппарата: посадка, работа на
д свободой и
пластикой движений, первоначальные навыки игры на инструменте, освоен
ие штрихов
(нон легато, легато
, стаккато
).

Изучение

основ музыкальной грамоты
: ноты в скрипичном ключе в пределах
двух октав, длительности нот
, размер такта, знаки
альтерации
, динамические оттенки
.

За один учебный год учен
ик должен пройти в среднем от 8
-
10

и выше
музыкальных произведений.

На занятиях педагог регулярно использует такие виды деятельности, как
слушание музыки, пение, подбор по слуху, упражнения,
направленные на развитие
чувства ритма и начальную организацию мелкой моторики, формирование начальных
навыков посадки и приемов игры на фортепиано. К знакомству с основами нотной
грамоты и более сложным разделам педагог переходит, постепенно усложняя зада
чи, в
зависимости от способностей и возраста учащегося. В дошкольном возрасте игра


ведущий вид деятельности, поэтому все учебные занятия должны быть в игровом
процессе.

III.

Способы отслеживания усвоения
программы.



Регулярный текущий контроль
за обучением и развитием детей учащихся
осуществляется
преподавателем
на уроках. В нем учитывается старание, прилежание
ребенка, темп и глубина освоения нового материала
, проявление самостоятельности.
Т
екущий контроль носит стимулирующий и поощрительный характер.

По окончании первого и второго учебных полугодий, ученик выступает на
концертах перед родителями или на концерте класса преподавателя, исполня
ет 1
-
2
произведения наизусть
сольно и/или в ансамбл
е.


I
V
.

Методическое обеспечение учебного процесса.

Методичес
кие рекомендации преподавателям.


При обучении необходимо учитывать психолого
-
педагогические особенности
работы с детьми дошкольного возраста. В дошкольном возрасте игра


ведущий вид
деятельности, поэтому все учебные занятия должны проходить в игровом процессе.

Занятия проводятся индивидуально, но на начальном этапе обучения (первые 2
-
3
недели)


слушание музыки, ритмические упражнения, разучивание крупных
двигательных упражнений, движ
ений под музыку и о
своении посадки за инструментом.

Можно приглашать учеников на уроки друг к другу. Так они быстрее и в более
непринуждённой обстановке освоят общие движения и понятия, позволяющие перейти к
индивидуальным занятиям и освоению более сложных

задач.

При подборе репертуара для дошкольников, необходимо учитывать музыкальное
развитие детей с присущей им непосредственностью, конкретностью восприятия
музыкальных образов, учитывая неустойчивое внимание, неусидчивость. Большую
часть материала сос
тавляют детские песни, а также оригинальные произведения
отечественных и зарубежных композиторов.

Отдельное место отводится подбиранию по слуху одноголосных мелодий и
начальной организации моторики.

Необходимо знать, что в дошкольном возрасте происходят с
ледующие изменения:



расширение объема внимания;



рост устойчивости внимания;



формирование произвольного внимания.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет образная память,
которая наиболее интенсивно развивается в дошкольном возрасте.

Конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития
словесных форм мышления, прежде всего в овладении понятиями.

Возросшие возможности у детей способствуют дальнейшему развитию речи,
которая выражается, прежде всего, в совершенствовании

ее понима
ния,

5
-
6

летний
ребенок уже понимает сюжет сказки, небольшого рассказа. В этом возрасте речь
сопровождает все виды деятельности: наблюдение, рисование, музыкальные занятия, счет,
труд и игры. Разговорная речь становится связной.

В возрасте 5
-
6

л
ет ребенок уже может предвосхищать события и стремится к
воображаемой цели, возрастает выносливость воли.

У детей данного возраста формируется представление, развивается
наблюдательность, восприятие, память, мышление. Ролевые игры наиболее важные для
разви
тия ребенка и музыкальные занятия способствуют этому развитию.


Рекомендации к занятиям по слушан
и
ю музыки.



Цели и задачи по слушанию музыки: привить навыки восприятия музыкальных
произведений, воспитать эмоциональную отзывчивость на музыку,
развить начальные
музыкально слуховые представления, которые необходимы для плодотворного
проведения занятий по обучению игре на фортепиано.

Музыкальным материалом может служить обширный и разнообразный по жанрам
и образному строю песенный репертуар и форт
епианная музыка для детей различных
жаров: песня, танец, марш.

Об изучении ансамблей.


Игра ученика в ансамбле с педагогом


обязательный компонент
обучения
.
Обучение ансамблевой игре активизирует музыкальное развитие ученика, расширяет
восприятие музыкаль
ных образов, элементов музыкальной речи, средств исполнительской
выразительности, развивает умение слушать и слышать не только свою игру, но и
партнера.



V
.
Списки рекомендуемой но
тной и методической литературы.

Список рекомендуемой нотной литературы.


Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:
Российское
музыкальное издательство, 1996
.


Барсукова С. А. Веселая музыкальная гимнастика. Д
ля учащихся подготовительного и
первого классов ДМШ. Выпуск №1, Выпуск №2.
Учебно
-
методическое пособие.
Ростов
-
на
-
Дону, Феникс, 2011г., 2010 г.


Барсукова С.А. Пора играть, малыш! Для учащихся подготовительного и первого
классов ДМШ. Учебно
-
методическое пособие. Ростов
-
на
-
Дону, Феникс, 2011г.

Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Ма
гдалены Бах. М.: Музыка, 2012
.

Ветлугина Н. Музыкальный букварь.
-

М., Музыка, 1987
.

Гайдн Й. Избранные пьесы для ф
-
но. 1
-
4 кл. Ред. Ю.Камальков.
-

М.,1993

Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
.

Геталова

О. В музыку с радостью для детей 4
-
6 лет. Композитор, Спб 2009г.


Геталова О. Обученье без мученья! (Учебное пособие на материале детских песен)


Композитор, Спб 2011г.

Домогацкая И. Первые уроки музыки. Москва, Классика
-

XXI, 2011г
.

Лещинская

И. Малыш за роялем.
-

М.: Кифара, 1994
.

Ме
таллиди Ж. «Дом с колокольчиком».Изд композитор»,СПб, 1994
.

«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб,
1999
.

Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997
.

Милич

Б. Фортепиано 1

кл. Кифара, 2006
.

Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост.
К.С.Сорокина
-

М.: Современный композитор, 1986
.

Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах
-
М., 1972
.

Музыкальный альбом для ф
-
но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова
-
М.:
Советский композитор, 1973
.

Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно
-
метод. пособие. Сост.
Н.Н.
Горошко.
-

Ростов н/Д: Феникс, 2007
.

Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособи
е. Педагогическая
редакция
А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963
.

Педагогический репертуар ДМШ для ф
-
но. Легкие пьесы зарубежных
композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб, 1993
.

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составите
ль С.
Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962
.

Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973
.

Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост.
В.Натансон,
Л.Рощина.
-

М.: Музыка, 1988
.

Хрестоматия для ф
-
но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост.
А.Бакулов, К.Сорокин.
-

М.:
Музыка, 1989

Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.
-

сост.
А.Бакулов,
1992
.

Черни К.
-

Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр.

Школа игры на ф
-
но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон.
-

М.:
Музыка,
2011
.


Список
рекомендуемой методической литературы.


Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. Ч. 1, 2.
-

М., 1988.

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.
-

М., 1971.

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.
-

Л., 1973
.

Беркман

Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано.
-

М., 1977
.

Вопросы фортепианной педагогики. / под ред. В. Натансона, Л. Рощина. Вып. 5.
-

М.,
1
984
.


Гинсбург Л. О работе над музыкальным произведением.
-

М., 1981
.

Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортеп
ианном классе.
-

Л., 1988
.

Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио.
-

М.,1989
.

Кирнарская Д. Музыкальные способности.


М.: Таланты
XXI

век, 2004
.

Коган Г. М. Работа пианиста.
-

М., 1963
.

Корыхалова Н. Играем гаммы.
-

М.
, 1995
.

Либерман Е. Работа над фортепианной техникой.
-

М., 1995
.

Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано.
-

М., 1982
.

Методические указания по организации учебно
-
воспитательной работы в
инструментальных классах детских музыкальных школ
(музыкальных
отделений школ искусств).
-

М., 1988
.

Методические рекомендации по классу аккомпанемента в старших классах детских
музыкальных школ.
-

Новосибирск, 1990
.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.
-

М., 1982
.

Петрушин

В. Музыкальная психотерапия.


М.: Владос, 1999
.

Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и воспитании
младших школьников. / под ред. Рамзаевой Т.Г.
-

Л., 1984
.

Рябов И.М. Мурзина Е.И. Фортепиано 1 класс.
-

Киев, 1988
.

Савин Н.В. Педа
гогика.
-

М., 1978
.

Теплов М. Психология музыкальных способностей. М.
-
Л., 1947
.

Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.
-

М., 1989
.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано.
-

М., 1984
.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности.


М., 1994
.

Шахов Г. Игра по с
луху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна.
-

М., 1987
.

Шмидт
-
Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.
-

М., 1987
.


VI
.
Приме
р
ный репертуарный список.


И. Королькова «Первые шаги маленького пианиста»:

«Песенка ноты Д
о», «Песенка ноты Ре», «Песенка ноты Ми»,

«Песенка ноты Фа» и т.д.

«Барабан», «Ежик», «Одуванчик», «Про зайку», «Масленица»,
«Петушок», «Жираф», «Песенка
-
задачка», «Приключение» «Смех», «Чистюля», «Про
кота», «Головастик», «Котенок», «Дед Мороз», «Про ме
дведя», «Считалка».

И. Королькова «Я буду пианистом» 2 часть:

Выполни задания на страницах 7,11,19, 24,25,39,46.

«Новогодняя», «Оловянный солдатик», «Новогодний хоровод».

Е.А. Королева «Музыка в сказках, стихах и картинках».

Сказка «Путешествие по
волнам» (упражнения на legato)


стр. 47
-
48.

«Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино» (Высокие и низкие звуки) стр. 6
-
7.

«Сказка о мудрой сове» Часть I ( Скрипичный ключ) стр. 16
-
17

Сказка «Неразлучные друзья» (Паузы) стр. 34
-
35.

«Сказка про кота»
(Динамические оттенки), стр. 53
-
54

«Сказка о мудрой сове» Часть II. стр. 56
-
57 (Басовый ключ)

Кувшинников Н. «Маленькая пьеса»

«Жил был у бабушки серенький козлик» (обработка А. Гедике)

Б.Барток «Мелодия».

«Сочиняем сами» стр. 66
-
73.

Т. Салютринская. Русс
кая песня.

Д. Тюрк. Баю


баюшки.

Б. Антюфеев Русский напев.


Беседа.

Н. Сидельников. Грустная песня.

Н. Руднев. «Щебетала пташка».

К. Сорокин. «Нянина песенка».

А. Лазаренко. «Колобок».

Обработки народных песен:

«На горе горе»
, «Отчего соловей»

А. Александров. 6 маленьких пьес для фортепиано: Дождик накрапывает, Когда я был
маленьким.

Б. Антюфеев. Детский альбом: Грустная песенка, Русский напев, Колыбельная.

О. Бер. Кукушка.

И. Беркович. 25 легких пьес: Украинская мелодия,
Осень в лесу, Вальс, Сказка.

В. Блок. Детский альбом: Колыбельная, Волынка играет, Медведь в лесу.

В. Волков. 30 пьес для фортепиано: ласковая песенка, Русская народная песня «Уж ты,
сизенький петух». 10 пьес для фортепиано: По заячьим следам, По волнам, Н
езабудка,
Маленький танец, Шуточка, На беговой дорожке.

А. Жилинский. Фортепианные пьесы для детей: Игра в мышки, Вальс.

Е. Гнесина. Фортепианная азбука (по выбору)

Маленькие этюды для начинающих №1
-
3, 7, 9
-
13, 15, 19


Приложенные файлы

  • pdf 42063696
    Размер файла: 854 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий