Третий класс. *1. О. Ридинг. Концерт си минор III ч. **А. Яньшинов. А. Соната ми минор, ре минор. Акколаи. Аудио и видеозаписи Вивальди Г.Ф.Гендель Ф. Мендельсон Г. Малер. М- Глинка. Концерт №2. для скрипки с оркестром. Венгерские напевы, (скрипка). .




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»













ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЯЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
«иНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»
Срок обучения - 7 лет



программа по учебному предмету
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (СКРИПКА)»





















г. Верхняя Пышма 2016 год













Пояснительная записка.
Предлагаемая программа призвана выявлять и подготавливать наиболее одаренных учащихся для продолжения специального образования в музыкальных учебных заведениях. Круг задач, стоящих перед ДМШ, широк и разнообразен. Она должна дать учащимся общее музыкальное образование, приобщить детей к сокровищнице музыкальной культуры, способствовать формированию их эстетических вкусов на лучших образцах отечественной и зарубежной классики, произведений советских композиторов, воспитывать активных слушателей музыки, участников художественной самодеятельности. Комплектование контингента учащихся классов скрипки ДМШ является серьезной и ответственной задачей, требующей большой предварительной работы. Показ и популяризация художественных и технических возможностей инструмента, разъяснение его роли в коллективных формах исполнительства. Главная задача педагога-развитие творческих задатков учащихся, привитие комплекса важнейших практических навыков. Особенное значение в учебно-воспитательном процессе следует придавать развитию самостоятельности в повседневной работе учащихся. В ДМШ наряду с индивидуальными занятиями - урок по специальности, широко практикуются коллективные формы занятий и общения .Изучение музыкально-теоретических дисциплин, игра в ансамблях , слушание музыки с последующим обсуждением, классные вечера и собрания, концерты учащихся с участием педагога, посвященные различим событиям музыкальной, культурной и общественной жизни, развивают чувства коллективизма и товарищества. Основанием для поступления в среднее специальное музыкальное учебное заведение, помимо дарования, должно быть умение целеустремленно и настойчиво овладевать игрой на инструменте, необходимые знания и прочные навыки по музыкально-теоретическим дисциплинам, серьезное отношение и интерес к музыке и другим видам искусства.

Контроль и учет успеваемости.
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д. Четвертные оценки определяются преподавателем на основании текущих. Эти оценки являются основными, отражающие фактическую успеваемость учащегося. В конце учебного года преподаватель выставляет годовую оценку на основании четвертных и с учетом оценок, полученных уч-ся на зачетных академических концертах в первом полугодии и в конце года, контрольных прослушиваниях и зачетах. Таким образом, оценка за выступления и текущая успеваемость дополняют и корректируют друг друга. Основным критерием оценки, независимо от степени одаренности детей, является грамотное и осмысленное исполнение произведения. Основной смысл оценки - в ее воспитательной роли, в использовании ее как стимула для улучшения работы ученика.
Требования к академическим концертам.
I полугодие

1кл.
2 разнохарактерные пьесы
ноябрь

2-6 кл.
2 разнохарактерные пьесы или крупная форма
ноябрь

7 кл.
2 пьесы или крупная форма
декабрь

II полугодие

3-6 кл.
Технический зачет (гамма, 2этюда)
январь

1 кл.
2 пьесы
апрель

2,3,4 кл.
2 пьесы или крупная форма
апрель

5 кл.
Экзамен (этюд, пьеса, крупная форма)
май

6 кл.
Крупная форма, пьеса
Май

7 кл.
Экзамен (крупная форма, пьеса, этюд)
прослушивание (март)2 пр-я
прослушивание (апрель) 3 пр-я Экзамен (май) 3 пр-я

Контрольные уроки, чтение нот с листа - каждую четверть Технический зачет гамма, арпеджио,2 этюда - январь.
Хорошо успевающие уч-ся могут выступать и большее количество раз. В случаях, когда это диктуется необходимостью (болезнь, перевод из др. школы и т.д.) преподавателю предоставляется право освобождать уч-ся от выступлений в первом. Все выступления уч-ся-характер и качество исполнения, успеваемость, индивидуальные особенности уч - ся и подбор репертуара должны тщательно обсуждаться педагогами данного отдела, методические замечания заносятся в индивидуальные планы уч - ся и в метод, книгу. Проверка работы над гаммами и чтения нот с листа должны проводиться регулярно педагогом по спец - ти на классных занятиях и один раз в течение учебного года в присутствии зав. отдела. Подвинутым, а также профессионально ориентированным уч-ся в течение учебного года следует выступать не менее трех раз на академических концертах с исполнением произведений различных жанров и форм ( сольных и ансамблевых ) . Количество произведений не ограничивается . Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на академических концерте. Оценка на академических концертах выставляется только за одно (любое) выступление ученика в году.
оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения.
оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков, технического зачета.
другие выступления ученика в течение учебного года.
Задачи и организация занятий в подготовительной группе
Дети, принятые в подготовительную группу, в конце 2 четверти закрепляются за педагогами специальных классов. Целесообразность такой формы организации работы в дошкольной группе заключается в том, что лишь испытательный срок в условиях занятий в классе по специальности (а не приёмные испытания и прослушивания) может дать представление о музыкальных и физических данных учащегося, выявить его исполнительские возможности.
Продолжительность урока дошкольника в классе по специальности не должна превышать 35 минут - время, в течение которого представляется возможным поддерживать внимание и необходимый уровень восприятия ребенка. С первых же дней занятий все внимание педагог должен направить на развитие интереса уч- ся к занятиям, любви к музыке. Это достигается, прежде всего, умением педагога в доступной и увлекательной форме проводить урок в классе. В начальный период приобщения ребенка к миру музыки пение, иллюстрирование, показ на инструменте, слушание исполнения учащихся специального класса служат основой всестороннего развития у дошкольника музыкальных способностей.
Необходимо систематически заниматься пением песенок, в том числе и тех, которые будут исполняться на инструменте, подбирать и транспонировать их на фортепиано, слушать доступные для восприятия уч-ся произведения в исполнении педагога и одновременно знакомить его с техническими и художественными возможностями инструмента, осваивать навыки звукоизвлечения на инструменте (ведение смычка на открытых струнах) в сопровождении на скрипке, либо на фортепиано, предварительно пропевать пьесы или упражнения перед их исполнением на инструменте.
Учитывая отсутствие навыков координации левой и правой рук, упражнения по освоению элементарных игровых движений пальцев на струнах, а также первые пьесы надо временно исполнять щипком.
Всё вышесказанное будет также служить необходимой предварительной подготовкой к освоению навыков интонирования.
Одновременно с обще музыкальным развитием дошкольника следует усваивать элементарные навыки постановки и первоначальные игровые навыки. Учитывая трудности, которые приходится преодолевать учащемуся в начале обучения, необходимо дифференцированно и постепенно овладевать элементами постановки и отдельными игровыми движениями, добиваясь при этом мышечной свободы рук и координации их движений.
Особое внимание и требовательность педагога должны быть направлены на интонацию. Необходимо учесть, что первые шаги в освоении элементарных игровых движений левой руки ( опускание и снятие пальцев, с последующим извлечением звука щипком или смычком ) связаны с началом освоения интонационного процесса, что точное воспроизведение звуков на инструменте, не имеющем фиксированного звукоряда, возможно лишь при наличии у учащихся звуковысотных представлений, т. е. предслышания. Освоение навыков интонирования, звукоизвлечения и игровых движений пальцев на скрипке предпочтительнее начинать с исполнения мажорного звукоряда ( пентархода ) на струнах «Ре» или «Ля» в первой позиции ( с полутоном между вторым и третьим пальцами ). При этом необходимо учесть, что1 открытая струна на скипке является единственным звуком с фиксированной высотой. Она может и должна служить опорой для интонации при воспроизведении звуков с нефиксированной высотой на той же струне, особенно в тех случаях, когда она будет соответствовать тонике исполняемой пьесы или упражнения. Поэтому рекомендуется первоначально работать над музыкально - инструктивным материалом, который исполняется на одной струне в первой позиции (мелодии начинаются с открытой струны в одноимённой с ней мажорной тональности). Примером таких пьес могут служить народные песни «Ходит зайка по саду» и «На зеленом лугу», пьесы Магиденко « Петушок» и Красева «Топ-топ» и т.д. Уделив некоторое время освоению игровых движений, изучению нот и соответствующих им звуков, а также исполнению пьес на одной струне (предпочтительнее на струне «Ре»), можно поочередно перейти к освоению других струн.
Не менее важный объект в работе с начинающими - освоение навыка правильной постановки смычка, элементарных движений правой руки, первых навыков звукоизвлечения.
В начальный период обучения необходимо сообщить ученику лишь те названия частей скрипки, которые связаны с его игровой практикой; сообщить названия нот и соответствующие им звуки, причем лишь те, которые исполняются уч-ся на инструменте.
Желательно пьесы, освоенные на одной струне, транспонировать на другие струны. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольника, не следует перегружать его сознание и память сведениями, относящимися к муз. грамоте, а также различными понятиями и названиями, не имеющими отношения к его звуковой и игровой практике, ибо это может тормозить музыкальное и исполнительское развитие ребенка.
Примерный объем знаний, умений и навыков.
Формирование музыкально-художественных представлений. Работа над развитием музыкальных способностей. Усвоение названий частей скрипки и смычка. Знание нот в объеме первой позиции на струнах «Ре» и «Ля». Усвоение элементарных навыков постановки, первоначальных игровых навыков. Звукоизвлечение - ведение смычка на открытых струнах. Усвоение элементарного ритма (половина, четверть и восьмые). Усвоение простейших штрихов (легато и деташе). Элементарное распределение смычка.
За полугодие необходимо освоить мажорный звукоряд на различных струнах. Выучить 4 или 6 пьес с транспонированием их на различные струны.
Специальный класс скрипки. Годовые требования.
Первый класс.
Развитие музыкально-слуховых представлений. Знакомство с инструментом Основы постановки. Навыки разбора нотного текста. Простейшие динамические, штриховые и ^ликатурные обозначения. Ознакомление со строем скрипки. Качество звучания, интонация р«тм. Работа над развитием музыкального слуха. Изучение первой позиции. Простейшие виды штрихов- деташе целым смычком и его частями, легато до четырёх нот на смычок Распределение смычка- начальные виды. Переходы со струны на струну, плавные соединения движении смычка в его различных частях. Упражнения для левой руки; опускание и снятие пальцев. Гаммы и трезвучия в лёгких тональностях. Исполнение не сложных пьес. Подготовка к чтению с листа. Навыки игры в ансамбле.
В течении года необходимо пройти: 4-5 мажорных и минорных гамм и арпеджиоГ тонические трезвучия в одну октаву и 1-2 гаммы в две октавы, 10-12 этюдов, 8-10 пьес 1 произведение кр. формы( для наиболее подвинутых учащихся.).
Второй класс.
Дальнейшая работа над постановкой, интонацией, звукоизвлечением и ритмом
Изучение штрихов деташе, легато( до 8 нот на смычок) и их чередование. Начало работы над мартле. Динамика звучания. Ведение смычка одновременно по двум струнам. Простейшие шды да. Нот( с применением открытых струн). Знакомство со 2,3 позициями. Ознакомление с настройкой инструмента. Двухоктавные мажорны и минорные гаммы и арпеджио.
Развитие начальных навыков чтения нот с листа (в присутствии педагога)
Простейшие флажолеты.
В течении года следует пройти : 5-6 мажорных и минорных гамм и арпеджио(тонические трезвучия и квартсекстаккорды) в две октавы, 8-10 этюдов, 7-8 пьес, 1-2 пр-я кр. формы.
Третий класс.
Дальнейшая работа над интонацией, ритмом, звуком. Изучение штрихов: деташе легато мартле и их чередований. Усвоение позиций( 1, 2, 3) и их смена.
Дв. ноты и несложные аккорды в первой позиции. Гаммы и арпеджио в отдельных
шзициях и с применением переходов. Хроматические последовательности. Подготовительные
упражнения к исполнению трели. Простые виды флажолетов. Подготовительная работа по
двоению навыков вибрации. Навыки самостоятельного разбора несложных произведений Чтение нот с листа.
В течении года необходимо пройти: 5-6 маж. и мин. гамм и арпеджио( тонические трезвучия и квартсектаккорды) в 1,2,3 позициях и с переходами, 8-10 этюдов на различные виды техники, 6-8 пьес различного хар-ра, 1-2 произведения кр. формы.
Четвёртый класс.
Дальнейшая работа над интонацией, динамикой, звучанием, ритмом Развитие музыкально-образного мышления. Изучение штрихов: деташе, легато, мартле и их чередование Штрих стаккато. Изучение 1,2,3,4,5 позиций , различные виды их смены. Двойные ноты в первой позиции. Аккорды . Двухоктавные гаммы и арпеджио. Ознакомление с трёхоктавной гаммой и арпеджио. Навыки вибрации. Чтение нот с листа.
В течение года следует пройти: 6-8 мажорных и минорных двухоктавных гамм и арпеджио ( тонические трезвучия и квартсекстаккорды) с переходами в позиции, 8-10 этюдов на различные виды техники, 6-8 пьс, 1-2 произведния кр. формы.
Пятый класс.
Работа над штрихами: деташе, легато, мартле, стаккато, спиккато, сотийе. Их различные чередования. Усвоение более высоких позиций. Двойные ноты в первых трёх позициях Работа ш соединнием позиций при исполнении двухголосия. Трёхоктавные гаммы; различные виды арпеджио ( обращения). Ознакомление с хроматической гаммой, исполняемой двумя видами аппликатуры - скольжением и чередованием пальцев. Чтение нот с листа.
В течении года необходимо пройти 5-6 мажорных и минорных трёхоктавных гамм и арпеджио ( тонические трезвучия, квартсекстаккорды р секстаккорды), 7-8 этюдов 5-6 пьес 2 произведения кр.формы.
Шестой класс.
Развитие музыкально-исполнительских навыков. Изучение произведений , различных по стилям и жанрам.
Изучение штрихов: деташе, легато, мартле, стаккато, спиккато, сотийе. Развитие техники левой руки: беглости, различных видов соединений позиций, дв. ноты, аккорды, флажолеты,
Трёхоктавные гаммы и арпеджио ( для более успевающих уч-ся- трезвучия с обращениями, секстаккорды, квартсексгаккорды, септаккорды).
Гаммы в дв. нотах (терции, сексты, октавы).
Хроматическая гамма (два вида аппликатуры- скольжение и чередование пальцев).
В течении года следует пройти: 5-6 мажорных и минорных трёхоктавных гамм и арпеджио (тональные трезвучия, квартсекстаккорды, секстаккорды и септаккорды).
Гамма в дв. нотах ( терции, сексты, октавы), 7-этюдов, 6-8 пьес, 2 произведения кр §ормы.Подготовка способных уч-ся к поступлению в средние специальные учебные музыкальные заведения.
Если учащиеся не готовятся к поступлению в среднее специальное учебное заведение, то годовые программные требования могут быть видоизменены. В этом случае рекомендуется проработать как можно больше произведении малой формы за счет некоторого сокращения инструктивного материала.
Седьмой класс.
Дальнейшее усвоение и развитие музыкально-исполнительских навыков. Работа над уставными гаммами и арпеджио (в подвижном темпе: гаммы до 12 нот легато, арпеджио до 9 нот легато). Хроматические гаммы (для более продвинутых уч-ся). Гаммы в различных штриховых вариантах. Гаммы двойными нотами. Работа над штрихами. Подготовка программы выпускного экзамена.
В течение года следует пройти: 5-6 маж. и мин.трёхоктавных гамм и арпеджио(тонические трезвучия, квартсекстаккорды, секстаккорды, септаккорды), 2 хр. гаммы в дв. Нотах, 2 хр. гаммы, 6-8 этюдов, 5-6 пьес, 2 пр-я кр.формы.
*Гамма и арпеджио включаются в выпускные экзамены уч-ся, поступающих в муз. учебные заведения
**Для оканчивающих в плане общего муз. образования-на выпускных экзаменах исполняются этюд, пьеса и крупная форма или 2 пьесы (виртуозного и кантиленного характера) и произведение крупной формы
***начиная с 3 класса, гамма и 2 этюда исполняются не на переводных экзаменах, а отдельно выносятся на технический зачет.

Первый класс.
*1. В. Калинников . Журавель. Б.н.п. Перепёлочка. В.Моцарт. Цыплятки.
**2. Л.Бекман. Ёлочка. Б.н.п. Савка и Гришка. А.Комаровский. Маленький вальс.

***3. Швед.народная песня.
Л.Бтетховен. Сурок. Этюд №50.( Избр. эт. 1 кл).
**** 4. Литовский нар. танец. Рейман. Грустная песенка
*****5. Н.Бакланова. Марш октябрят. И.Дунаевский.Колыбельная. Н.Бакланова. Этюд.№28 ( Юн. Скр. В.1).
Второй класс.
*1.Ф. Шуберт. Экосез. Н.Бакланова. Романс.
**2. Ниязи. Колыбельная. Ильина. На качелях.
***3. А. Комаровский. Концертино.
****4. О. Ридинг.Концерт си минор, ч.1.
****4.А. Комаровский. Вариации на тему «Вышли в поле косари»
*Программы имеют различную степень трудности
Примерные переводные программы.
Третий класс.
*1. О. Ридинг. Концерт си минор III ч.
**А. Яньшинов. Концертино.
***З.Г. Мари. Ария. Дженкинсон. Танец.


Четвёртый класс.
1.Н. Ган. Раздумье. Леви. Тарантелла.
2.Ф. Зейтц. Концерт № 1, ч. 1.
З^.Л. Боккерини. Менузт. И. Брамс. Колыбельная.
4.А. Вивальди. Концерт ля минор ч.№1

Пятый класс.
Ф. Зейтц. Концерт № 1 ч. 1,2.
Ж. Мазас. Этюд. Тет. 1.;№5. Л. Боккерини. Менуэт.
2. А. Вивальди. Концерт ля минор 1. ч. И. Бах. Весной. И. Брамс. Колыбельная.
З.Ш. Данкля. Вариации. К. Бом. Непрерывное движение. В. Ребиков. Песня без слов.

Шестой класс.
1. Ш.Данкля. Вариации. Ип-Иванов. Мелодия.
2..Ж.Акколаи. Концерт. Р. Глиэр. Мазурка.
З.Ш.Данкля. Концертное соло. И. Гайдн. Рондо.

Седьмой класс.
1.Ф.Генлель. Соната ми мажор №6. 1,2 ч. Н. Раков. Вокализ. А. Гедике. Зтюд.
2.Ш. Берио. Концрт №9 ч1 Ф.Куперен. Маленькие ветряные мельницы. Й.Гайдн.Менузт.
3. Л .Шпор.Концерт№2. А. Хачатурян.Ноктюрн. Л. Дакен. Кукушка.
Школы, гаммы, упражнения, этюды.
Ш. Бакланова. Маленькие упражнения для начинающих.(1 поз.) М.1950. г. Ж Григорян. Начальная школа игры на скрипке. М., 1961 г. К. Родионов. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1960. г
Сборник избранных этюдов. В. 1.(сост. М. Гарлицкий, К. Родионов, К. Фортунат) М 1974 О. Шевчик. Скрипичная школа для начинающих. Т. 1. М., 1987 г. М. Гарлицкий. Шаг за шагом. М., 1985 г. Сборник избранных этюдов. 1-3 кл. В. 1. М., 1985 г. С Щальман. Я буду скрипачом. 4.1. JL, 1987 г.
Н. Бакланова. Начальные упражнения ,этюды и пьесы в 24 тон. М.,1987 г.
К Гржимали.Упражнения в гаммах. М.,1966 г.
А. Григорян. Гаммы и арпеджио.М., 1973 г.
А Комаровский. Этюды для скрипачей (1 поз). 1953 г.
Соорник избранных этюдов. (2-7 кл.) JI- М.,1973 г.
ГШрадик. Упражнения. Тет. 1. М.,1969 г.
©Шевчик. Упражнения. Соч. 6. М., 1947 г.
С Шальман. Я буду скрипачом. 4.1. Л.,1987 г.
Избранные этюды. 1-3. кл. В. 1. М.,1988 г.
Г Кайзер. 36 этюдов. Тет. 1-2. M-JL, 1973 г.
О. Шевчик. Упражнения в дв. нотах. Соч.9.
Ю. Конюс. Упражнения и мал. этюды в дв. нотах.
JL Донт. Этюды. Соч.37. М-Л.,1958 г.
-Мазас. Этюды.тет.1,2. 1971 г.
Р. Крейцер. Этюды.(под. ред. Т. Ямпольского. М.,1973 г.
Сборник изб. этюдов. 5-7 кл. М.,1988 г.


Младшие классы (I-III) Этюды. Деташе.
Избр. этюды. Вып.1:№ 1,4,5,6, 12,21,25,32,35,42,46.
Избр. этюды. Вып. 11: № 2, 8, 9,10,12, 39.
Кайзер. Г. Этюды. Соч. 20, тет.1: №1,5, 7, 9, 11,24, 29.
Легато.
Избр. этюды. Вып. 1: №5, 7, 8, 16, 17, 31. 44, 45, 56, 58.
Избр. этюды. Вып.11: №1, 4, 5, 11, 13, 18, 20, 22, 30, 34.
Кайзер. Г. Этюды. Соч. 20, тет.1: №2, 4, 6, 8, 10, 12, 16, 21.
Смена струн.
Избр. этюды. Вып. 1: №27, 29, 35, 54, 55, 57, 62, 66.
Избр. этюды. Вып. 11: №7, 13, 20, 31.
Кайзер. Г. Этюды. Соч. 20,тет.1: №7,10,12,34.
Примерный репертуарный список.
Соединение деташе и легато.
Избр. этюды. Вып.1: №3, 9, 13, 14, 20, 37, 52.
Избр. этюды. Вып. 11: №6, 15, 19, 24, 36.
Мартле.
1. Избр. этюды. Вып. 1: №30.
Несимметричные штрихи.
Избр. этюды. Вып.1: №13, 14, 20, 49, 56.
Избр. этюды Вып. 11: №8, 23, 24, 26, 32, 33.
Кайзер. Г. Этюды. Соч.20, тет. 1: №2, 17, 21, 25, 32, 33, 35.
Сотийе.
Избр. этюды. Вып. 1: №61.
Избр. этюды. Вып. 11: №38.
Кайзер. Г. Этюды.Соч. 20, тет.1: №19.
Хроматизм.
Избр. этюды. Вып. 1: №39, 51, 52, 53.
Кайзер. Г. Этюды.Соч. 20, тет.1: №8, 12, 19, 35, 36.
Трель.
Избр. этюды. Вып. 1: №41, 64.
Кайзер. Г. Соч. 20, тет. 1: №15, 22, 35.
Пунктирный ритм.
1. Кайзер. Г. Соч. 20, тет. 1: №23, 31.
Двойные ноты.
Избр. этюды. Вып. 1. Раздел « Двойные ноты»: №1-14.
Кайзер. Г. Этюды, тет. 1: №20.
Развитие беглости.
Избр. этюды. Вып. 1: №44, 45, 47, 48, 50, 58, 60. 65, 66.
Кайзер. Г. Этюды, тет. 1: №30, 32, 35, 36.
Комбинированные штрихи.
Избр. этюды. Вып. 1.(ред. К. Фортунатова). №3, 9, 13, 14, 20, 37, 52.
Избр. этюды. Вып. 11(ред. К. Фортунатова).№6, 15, 19, 24, 36.
Р. Н. П. Как под горкой под горой.
Как пошли наши подружки. На зелёном лугу. Не летай соловей. Ходит зайка по саду. Ан. н. п. Спи малыш. Ч. н. п. Пастушок. Шведская народная песня. R Бакланова. Колыбельная.
Марш октябрят. Романс. Хоровод. Мазурка. Л. Бетховен. Сурок. К. Глюк. Весёлый хоровод. В. Герчик. Воробей. Й. Гайдн. Песенка. И. Дунаевский. Колыбельная. Д. Кабалевский. Вроде марша.
Маленькая полька. Тень-тень. Журавель.
А. Комаровский. Песенка.
Кукушечка. Маленький вальс. Весёлая пляска.
Пастушок. Весёлые гуси. Песенка. Песенка. Жан и Пьеро. Петушок. Аллегретто. Майская песенка.
Вальс.
Перепёлочка. Воробушек. Маленький вальс. Цыплятки. Висла.
Мишка с куклой. Во поле береза стояла. Во сыром бору тропина. Как на тоненький ледок.
Старинная французская песня. Укр. н. п. Журавель.
Ч. н. п. Аннушка.
3. Багиров. Романс.
И. Бах. Гавот.
Л. Бетховен. Три народных танца.
Народные песни. Пьесы.
В. Калинников.
М. Красев. Веселые гуси
Ц. Кюи. Песенка
Ж. Люлли. Песенка
Жан и Пьеро
М. Магиденко. Петушок
В. Моцарт. Аллегретто
Майская песенка
С. Полонский.
В. Ребиков.
А. Филиппенко. Польск. дет. п.
Р.н.п.
Й. Гайдн. А. Гречанинов. К. Дварионас. Я. Козловский. Д Мартини.
Ж. Моцарт.
З.Ниязи. Г. Переел. Ж. Рамо.
М. Старокадомский А. Хачатурян. Е Р-Корсаков. П. Чайковский.
Анданте.
Колыбельная.
Прелюдия.
Вальс.
Анданте.
Гавот.
Песня пастушка.
Менузт.
Бурре.
Колыбельная.
Ария.
Ригодон.
Воздушная песня. Андантино.
Песня из оперы «Майская ночь». Шарманщик поёт.
Игра в лошадки. Старинная фр. Песенка.
Произведения крупной формы.
Г. Гендель. Вариации Ля мажор (обр. К. Родионова). А. Комаровский. Концертино. Соль мажор. О. Ридинг. Концерт. Си минор, ч. 1,2,3. О. Ридинг. Концерт. Соль мажор, ч. 1. А. Губер. Концертино.
СРЕДНИЕ KЛACCbl.(IV-V)
Этюды.
Деташе.
Изб. Этюды. Вып.11: № 52, 57, 58, 63.
Ф. Мазас. Этюды, тет. 1.№4, 5, 6, 21, 28.
Р. Крейцер. Этюды. №1, 3, 8.
Легато.
Изб. Этюды. Вып. 11 :№37, 40, 42, 47, 51, 53, 54, 66, 68, 69.
Ф. Мазас. Этюды, тет. 1 №1,13, 18, 19, 20, 24.
Р. Крейцер. Этюды: №9.
Мартле.
Изб. Этюды. Вып. 11: №43, 59.
Ф. Мазас. Этюды. Тет. 1. №3, 4, 10, 11.
Хроматизм. 1. Изб. Этюды. Вып. 11: №45, 46, 49, 6.
Изб. Этюды. Вып. 11: №44, 67.
Ф. Мазас. Этюды. Тет. 1: №14.
Трель.
Пунктирный штрих.
Ф. Мазас. Этюды. Тет. 1: №9.
Смена струн.
Изб. Этюды. Вып. 11: №60.
Ф. Мазас. Этюды. Тет.1: №11, 21.
Р. Крейцер. Этюды: №6, 7.
Комбинированные штрихи. 1. Изб. Этюды. Вып. 11: №49, 50, 52, 55, 59, 60,61, 65.
Двойные ноты.
Изб. Этюды. Вып. И: №70, 71, 72.
Ф. Мазас. Этюды, тет. 1: №25, 26, 27.
Стаккато.
Изб. Этюды. Вып. 11: №64.
Ф. Мазас. Этюды. Тет.1: №29.
Соединение различных видов техники и штрихов. 1. Ф. Мазас. Этюды. Тет.1: №15, 18, 23, 28, 30.
Пьесы.
Алябьев. А. Соловей.
Айвазян. А. Колыбельная.
Бах. И. Гавот.
Бах. И. Рондо.
5. Брамс. Й. Колыбельная.
Мари. Г. Ария в старинном стиле.
Дварионас.Б. Вальс.
Дженкинсон.Э. Танец.
Кабалевский. Д. Клоуны.
Кабалевский.Д. Полька.
Караев. К. Маленький вальс.
Караев. К. Задумчивость.
Косенко. В. Мазурка
Косенко. В. Скерцино.
Косенко. В. Вальс.
Крейслер.Ф. Марш деревянных солдатиков.
Моцарт. В. Колыбельная.
Мясковский. Н. Мазурка.
Прокофьев. С. Марш. Гавот из «Классической симфонии
Раков. Н. Рассказ.
Раков. Н. Маленький вальс.
Раков. Н. Прогулка.
Ребиков. В. Грустная песнь.
Свиридов. Г. Грустная песня.
Стоянов. В. Колыбельная.
Чайковский. П. Колыбельная.
Чайковский. П. Неаполитанская песенка.
Чайковский. П. Вальс.
Шостакович. Д. Танец. .30. Перголези. Д. Сицилиана.
Монюшко. С. Багатель.
Яныпинов. А. Прялка.
Мусоргский. М. Слеза.
Ребиков. В. Песня без слов.
Бом. К. Непрерывное движение.
Гайдн. Й. «Менуэт быка ».
Глинка. М. Чувство. Простодушие.
Глиэр. Р. Мазурка из балета « Тарас Бульба».
Бетховен. JI. Менуэт.
Обер.Л. Престо.
Рубинштейн. А. Прялка.
Спендиаров.А. Колыбельная.
Глиэр. Р. Романс.
Ип-Иванов. М. Мелодия.
Эллертон. Ф. Тарантелла.
Крупная форма.
Бакланова. Н. Вариации Соль мажор.
Комаровский. А. Вариации на тему « Вышли в поле косари».
Бетховен. Л. Сонатина Соль мажор, до минор.
Вивальди. А. Концерт. Соль мажор, ч. 1.
Губер. А. Концертино.
Зейц. Ф.Концерт№1, ч.1., №3
Корелли. А. Соната ми минор, ре минор.
Акколаи. Ж. Концерт.
Вивальди. А. Концерт. Ля минор, ч. 1.
Данкля. Ш. Вариации №5. (на тему Й. Вейгеля ). . 11. Данкля. Ш. Вариации №3. (на тему В. Беллини ).
Комаровский.А. Концерт №1, чч. 2 и 3.
Комаровский. А. Концерт №2, №1, чч. 2 и 3.
Сенайе. Ж. Соната соль минор.
Старшие классы (VI-VII). Этюды.
Деташе.
Крейцер. Р. Этюды : №10, 27.
Мазас. Ф. Этюды тет. 11 №51.

Легато.
Мазас. Ф. Этюды, тет.11 №32, 35, 48, 54.
Крейцер. Р. Этюды : №12, 13, 39, 40.

Смена струн.
Мазас.Ф. Этюды : №39, 49.
Крейцер. Р. Этюды : №11, 14, 15, 16.

Комбинированные штрихи. 1. Маз^с. Ф. Этюды, тет. 11 : №42, 43, 44, 52.
Стаккато.
Мазас. Ф. Этюды, тет. 11 №34, 41, 47, 53.
Крейцер. Р. Этюды : №5.
Спиккато.
1. Мазас. Ф. Этюды, тет. 11 №45.
Пунктирный штрих. 1. Мазас. Ф. Этюды, тет. 11 №33, 53, 55, 56.
Рикошет.
1. Мазас. Ф. Этюды, тет. 11 №46.
Трель.
Мазас. Ф. Этюды, тет. 11. №55.
Крейцер. Р. Этюды: №18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26.
Двойные ноты.
Мазас. Ф. Этюды, тет. 11: №50
Крейцер. Р. Этюды: №29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 42.
Флажолеты.
1. Мазас. Ф. Этюды, тет. 11: №57.
Беглость.
1. Крейцер. Р. Этюды: №17, 40.
Соединение различных видов техники левой и правой руки.
Мазас. Ф. Этюды, тет. 11: №37, 40.
Крейцер. Р. Этюды: №28, 38.
Роде. П. Каприсы; №2, 5.
Пьесы кантиленного характера.
ГлиэрР. Романс.
Львов. А. Народная мелодия.
Раков. Н. Вокализ.
Чайковский. П. Песня без слов.
Чайковский П. « Осенняя песня ».
Хачатурян А. Ноктюрн.
Александров А. Ария.
Шостакович Д. Романс.
Массне Ж. «Размышление».
Верачини Ф. Ларго.
Аренский А. «Незабудка », Серенада.
Прокофьев С. Вальс из балета « Золушка».
Бенда. Н. Граве.
Караев. К. Адажио, Вальс из балета «Тропою грома», Колыбельная. Пуньяни. Г. Ларго.
Виртуозные пьесы.
Бакланова. Н. Этюд октавами.
Комаровский. А. Тарантелла.
Фиокко. П. Аллегро.
Мострас. К. Восточный танец.
Моцарт. В. Рондо (из сонаты Ля мажор для ф-но).
Куперен. Ф. «Маленькие ветряные мельницы».
Дакен. А. Кукушка.
Шуберт. Ф. «Пчёлка».
Крейслер. Р. Сицилиана и ригодон; Прелюдия и аллегро.
Новачек. О. Вечное движение.
Произведения крупной формы.
Бах. И. Концерт ля минор, ч. 1.
Берио. Ш. Вариации ре минор.
Валентини. .Д. Соната ля минор.
Вивальди. А. Концерт соль минор.
Виотти. Д. Концерт №23, ч. 1.
Гендель. Г. Соната №2, 6, 3, 4.
Данкля. Ш. Концертное соло.
Корелли. А. Соната ля мажор.
Роде. П. Концерт №6, 7, 8.
Берио. Ш. Концерт №7, 9.
Шпор. Л. Концерт №2.
Гаммы и арпеджио должны быть включены в выпускные экзаменационные программы уч-ся, поступающих в муз. проф. учебные заведения.
Для оканчивающих в плане общего музыкального образования второй этюд не обязателен.
Для оканчивающих в плане общего муз. образования допускается исполнение либо концерта, либо сонаты по выбору педагога.
Примерный репертуарный список.
Соколова. Н. Малышам скрипачам.
Весёлая скрипка. Екатеринбург. 2002 г.
Металлиди. Ж.. Нежно, скрипочка , играй. С - П. 2003 г.
Музыкальная шкатулка. В- П. 2004 г.
Захарьина. Т. Сборник пьес для начинающих. Вып. 1.
Родионов. К. Начальные уроки игры на скрипке.
Гарлицкий. М. Шаг за шагом.
Педагогический репертуар ДМШ. (под общ. Ред. К. Мостраса). Педагогический репертуар. Вып. 1.(сост. К. Мострас, И. Ямполький). Педагогический сборник для 1-2 кл. (под ред. В. Португалова). Якубовская. В. Вверх по ступенькам. JI. 1974 г.
Зебряк. Т. Кто родится с усами. М. 2004 г. Комаровский. А. Детский альбом. М. 1991г. Глиэр. Р. Два танца: Мазурка, Гопак «Вихрь». М. 1954 г. Дога. Е. Камерные ансамбли. С - П. 2001 г. Кабалевский. Д. Пьесы. М. 1977 г.
Петров. А. Две мелодии из к/ф «Забытая мелодия для флейты».
«Синяя птица». Вальс. Из к/ф «Берегись автомобиля». Чайковский. П. Избранные пьесы. Мл. кл. М. 1966 г. Прокофьев. С. Пьесы. М. 1976 г. Шостакович. Д. Альбом пьес. М. 1967 г. Чайковский. П. Избранные пьесы. Вып.11. М. 1961 г. Кабалевский. Д. 20 пьес, соч. 80.
Пед. Репертуар. Сборники 1, 2 (сост. К. Мострас и И. Ямпольский).
Хрестоматия 1-2 кл. М., 1985 г.
Хрестоматия 2-3 кл. М., 1986 г.
Хрестоматия 3-4 кл. М., 1986 г.
Хрестоматия 4-5 кл. М., 1987 г.
Хрестоматия 5-6 кл. М., 1987 г.
Чайковский. П. Пьесы (перелож. для скрипки и ф-но) М.,1987 г.
Пьсы современных зарубежных композиторов (перел. Т. Ямпольского ).
Юный скрипач Вып. 1 ,2 , 3. М., 1985.
Классические пьесы ( сост. К. Фортунатов ).
Н. Раков. Сборник пьес.
Юный скрипач. Вып. 1, 2., 3. М., 1987 г.
Бакланова. Н. Пьесы. 2-4 кл. М., 1974 г.
Концерты и пьесы кр. формы. М.,1984 г.
Пьесы сов. композиторов ( мл. и ср. кл.)
Хрестоматия. Концерты ( ср. и ст. кл ). Вып. 1984 г.
С. Шальман. Я буду скрипачом. Л., 1987.
Корелли. А. Шесть сонат для скрипки и ф-но. Л., 1981 г.
Альбом скрипача. Вып. 1. М., 1990 г.
Хрестоматия. 3-7 кл. С - П., 1996 г.
Моцарт. В. Пьесы для учащихся средних и старших классов. М., 1988 г. Пьесы крупной формы, (среднии и старшие кл.) 1972 г. Пьесы советских композиторов, (средние и старшие кл.) 1986 г. Шуман. Р. Альбом для юношества. М., 2003 г.
Масснэ. Ж. Размышление, (из оперы «Таис» ). М., 1977 Клерамбо. Н. Прелюдия и аллегро. ( 7 кл.) М., 1956 г.
Крейслер. Ф. Сочинения для скрипки и ф-но. Вып. 11. Крейслер. Ф. Прелюдия и аллегро.
«Времена года»; Концерт №1 для скрипки с оркестром. «Весна».
Кончерто Гроссо. «Свадебный марш» из музыки «Сон в летнюю ночь». Симфония №5. Вальс фантазия. Симфония №1. Симфония 27.
«Ромео и Джульетта». Балетная сюита. Симфония №1.
«Метель», Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина. Симфония №2. Камерная симфония. «Беспечные победители», (рэгтайм).
«Да, Вам это не нужно», (пер. для классич. струнного ансамбля). Симфонии №4, 5, 6. Симфония №1. Времена года.
Музыка барокко для души. П. Чайковский. Симфония №7.
Гала концерт в Уральской гос. Консерватории, (к 60- летию со дня основания).
Воспоминания о Флоренции. Менуэт из стр. квинтета. Каприс №24.
Пиццикато из балета «Сильвия». «Приятное воспоминание». Скрипка. Прелюдия №5 (перел. для скрипки). Вальс «Больше чем медленный» (скрипка). Цыганка. Я. Хейфец.
Прелюдия «Девушка с волосами цвета льна». Полька-галоп «Трик-трак».
Н. Римский-Корсако «Полёт шмеля».
Струнная ансамблевая музыка. Кончерто Гроссо. А. Корелли.
Концерты А. Вивальди.
Симфоническое творчество Ф. Й. Гайдна.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Аудио и видеозаписи
Вивальди Г.Ф.Гендель; Ф. Мендельсон; Г. Малер.
М- Глинка.
Калинников. Н. Мясковский.
Прокофьев. Д. Шостакович. Г. Свиридов. А. Шнитке.
Э. Денисов. С. Джоплин. Т. Монк. П. Чайковский. Г. Малер. А. Вивальди.
П. Чайковский. JI. Боккерини. Н. Паганини. Л. Делиб. Ф. Мендельсон. С. Рахманинов. К. Дебюсси. М. Равель. К. Дебюсси. И. Штраус.
Т. Хренников. А. Эшпай. А. Хачатурян. П. Хиндемит. А. Оннеггер. Оливье Мессиан.
Концерт №2. для скрипки с оркестром. Венгерские напевы, (скрипка). . Концерт для скрипки с оркестром. Камерная музыка.
Воспоминания о Бразилии.(перел. для скрипки). Квартет «На конец света».
Технические средства.
телевизора
моноблока
2 видеомагнитофона 5 музыкальных центра.
Музыкальные термины.
Adaqio - медленно, спокойно Alleqro- скоро Con molto- с движением Diminuendo- уменьшая силу звука Crescendo- увеличивая силу звука Dolce- нежно
Largo- широко, очень медленно
Leggero- легко
Lento- медленно
Moderato- умеренно
Ritenuto- замедляя
Sostenuto- сдержанно
Vivo- живо
Andane- не спеша
Presto- очень быстро
Vivace- очень живо
Animato- воодушевлённо
Brillante- блестяще
Grazioso- грациозно
Scherzando- шутливо
Accelerando- ускоряя
Agitato- возбуждённо, взволнованно
Allegretto- подвижно
Con brio- с огнём
Cantabile- певуче
Espressivo- выразительно
Maestoso- величественно
Marcato- подчёркивая
Portamento- протяжно, но не связно
Rubato- свободное исполнение
Spiritoso- с увлечением, воодушевлённо
Amoroso- любовно
Dolente- грустно, жалобно
Grandioso- пышно, великолепно
Non troppo- не слишком
Lamentoso- жалобно
Appassionato- страстно
Capriccioso- капризно
Dolcissimo- очень мягко, очень нежно
Eroico- героически
Lagrimoso- скорбно, печально
Lusingando-льстиво, вкрадчиво
Malinconico- меланхолично
Mesto- печально
Patetico- страстно
Pomposo- великолепно

Содержание.
Пояснительная записка стр. 2.
Контроль и учёт успеваемости стр. з.
Годовые требования стр. 3
Задачи и организация занятий в подготов. гр стр. 4.
Примерный объём знаний подгот. класса стр. 6.
Годовые требования по классам Стр. 7
Примерные переводные программы стр. 10.
Репертуарный список стр. 12
Младшие классы. Этюды стр. 12.
Пьесы стр 14.
Кр. форма стр. 15.
7. Средние классы. Этюды стр. 15.
13 LINK \l "bookmark7" \o "Current Document" \h 14Пьесы стр. 16.15
Кр. форма стр. 17.
Старшие классы. Этюды стр. 18.
Пьесы стр. 19.
Кр. форма стр. 19
Перечень сборников стр. 20
Перечень учебно-методической обеспечения стр. 21.
Словарь музыкальных терминов стр. 22.
13 LINK \l "bookmark9" \o "Current Document" \h 14Сведения об авторе стр.24.15













­ђ Заголовок 215

Приложенные файлы

  • doc 42086292
    Размер файла: 368 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий