язык, религия, мотивация и т.д.) изучение идентичности молодых калмыков социологическими методами (работы Б.М. Муняно-вой, Л.В. Намруевой, М.Б. Марзаева, Б.Б. Нусхаевой, А.Б. Мендяева, Д.А


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
УДК

316.346.32
-
053.6


Нуксунова Айса Михайловна


аспирант Института социологии

Российской академии наук
,

социолог
-
аналитик ОАО «ВЦИОМ»

dom
-
[email protected]



ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ И ГРА
ЖДАНСКАЯ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕ
ННОЙ

КАЛМЫЦКОЙ МОЛОДЕЖИ

(К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОС
А)



Аннотация:

Впервые предпринимается попытка постановки
вопроса о комплексном изучении процесса ст
а-
новления социокультурной идентичности с
о-
временной калмыцкой молодежи. Определяются
взаимопроникающие/
взаимоотталкивающиеся
тенденции в самоидентификации калмыцкой м
о-
лодежи


этнокультурная, замыкающая калмыка
на специфике этноса, и гражданская, выводящая
калмыка за пределы своего этноса и идентиф
и-
цирующая его с общероссийскими и общечелов
е-
ческими ценностя
ми. Вводится понятие этно
-
гражданской идентичности.


Ключевые слова:

гражданская, этническая, социокультурная
идентичность, этнокультура, калмыцкая мол
о-
дежь, этнос.







Nuksunova Aysa Mikhaylovna


PhD student, Institute of Sociology,

Russian Academy of

Sciences
,

Analyst Sociologist

at the Russian Public Opinion Research Center

dom
-
[email protected]


ETHNO
-
CULTURAL AND CIVIL

COMPONENTS OF

THE SOCIOCULTURAL ID
ENTITY OF

THE CONTEMPORARY KAL
MYK

YOUNG PEOPLE (CONCER
NING

THE PROBLEM STATEMEN
T)



Summary:

For

the first time ever the author makes an attempt to
state a problem of the complex research of the soc
i-
ocultural identity formation of the contemporary Kalmyk
youth. The article defines interpenetrating and interr
e-
peling tendencies in the Kalmyk young peop
le's self
-
identification


the ethno
-
cultural one, retreating the
Kalmyk into the ethnic specifics, and the civil one, lea
d-
ing the Kalmyk out of the ethnos and identifying him
with the all
-
Russian and universal values. The author
introduces a conception of

the ethnic civil identity.




Keywords:

civil, ethnic, sociocultural identity, ethno
-
culture, Ka
l-
myk youth, ethnos.





Предметом исследования в данной статье

является
вопрос

о
взаимопроника
ю-
щих/взаимоотталкивающихся

составляющих самоидентификации калмыцкой молодежи


э
т-
нокультурной
, замыкающей калмыка на специфике этноса, и
гражданской (национально
-
гражданской)
, выводящей калмыка за пределы своего этноса и идентифицирующей его с о
б-
щероссийскими

и общечеловеческими це
нностями

[1
]
.

Подобный подход предп
олагает более
подробное системное (пол, возраст, профессии, территория
, яз
ык, религия
, мотивац
ия

и т.
д.)
изучение идентичности молодых калм
ыков социологическими методами
(работы
Б.М.

Мунян
о-
в
ой
,

Л.В.

Намруев
ой
,
М.Б.

Марзае
ва,

Б.Б.

Нусхаев
ой
,

А.Б.

Мендяева,
Д.А
.
Шарманджиева,
Цэвээний Цэцэнбилэг).

Идентичность как социокультурная проблема
.
Двухслойность идентичности молодых
калмыков происходит
:

1.

из истории русификации калмыцкого народа в условиях СССР и нарастающей потре
б-
нос
ти калмыков в возрождении своей

этнокультурной идентичности;

2.

из демократической специфики постсоветского развития России и потребности калм
ы-
ков вписаться в это развитие



стать

частью

общер
оссийского и мирового процесса.

Эти две основные
составляющие современной самоидентификации молодых калмыков
противоре
чивы и несут множество проблем.

Этнокультурная составляющая становления идентичности калмыцкой молодежи
.

И
с-
тория калмыков включает
хронологичес
кое
наслоение культурных образцов
, начиная о
т
древних
добуддийских верований,
их

нравственн
ой

основ
ы
, проникновени
е

новых культурных
элементов вследствие более тесного соприкосновения
калмыков
с культурами народов,
ставшими и
х

соседями в низовьях Волги
. Все это время, начиная с вхождения в состав Ро
сси
й-
ской империи более 400 лет назад, заканчивая насильственной депортацией в сталинское вр
е-
мя, возвращением на Родину, а также сегодняшними миграционными процессами, калмыки с
о-
храняли свою этнокуль
турную идентичность. И как бы

не измеряли ди
намику идентич
ности с
о-
временной

калмыцкой молодежи, перечисленные особенности истории калмыков являются
точкой отсчета, культурным основанием и постоянно дейс
твующим фактором этой динамики.

В результате языковой политики советской власти, особенно после 13
-
летней с
сылки

калмыков в Сибирь (1944

19
57 гг.),

калмыцкий язык постепенно вытеснялся русским. Выросло
целое поколе
ние калмыков (70
-
е гг.
), которое вооб
ще не изучало в школах родной язык
. Пост
е-
пенно калмыцкий язык перешел в сферу лишь семейно
-
бытового общения, перестал

до
мин
и-
ровать в калмыцком обществе.
И
стинными

билингвами сейчас являются лишь калмыки, ро
ж-
денные либо до ссылки, либо в Сибири. В перестроечное время начался перелом: стали поя
в-
ляться национальные классы в школах. Сегодня происходит становление калмыцкой э
тнопед
а-
гогики, воспитание в школах юного поколения молодежи в калм
ыцких традициях и обычаях, в
том числе

на основании этноконцепта, заложенного в национальном эпосе «Джангар». В связи
с почти утратой калмыцкого языка как инструмента внутриэтнического
общен
ия
,

в качестве о
с-
нования самоидентификации современные калмыки помимо

калмыцкого языка (
калмыцкий язык
все еще указывают в качестве родного по данным переписи 2002 и 2010 гг.


90

% и 83

% насел
е-
ния республики) выбирают религию
, историю и

обычаи

калмыков

[
2
].

С начала 90
-
х

гг.

начинается возрождение еще одного основного критерия калмыцкой
идентичности


буддизма. Буддизм сегодня



один из основных этноконсолидирующих
факт
о-
ров. П
очти в каждом крупном поселке есть своя ступа (суб
урган), молельный дом или хуру
л.
М
ногие философские основы буддизма стали более доступными для буддистов
-
мирян, потом
у
что большое количество молитв и обрядов

переведены на русский

язык. Благодаря тибетским
учителям, приезжающим

несколько раз в год
,

молодые калмыки получают

образование

в
Дхар
масале, в резиденции Далай
-
ламы
XIV

в Индии. Новое поколение калмыков, рожденных в
80

90
-
е гг.
,
знают теорию и практику буддизма

лучше своих родителей
. СМИ и проводимые в
республике социологические исследования свидетельствуют о нарастании тенденции

к пост
и-
жению молодежью основ данной религии.

Конец 2010
-
х гг. произвел на свет целую плеяду молодых авторов
-
исполнителей калмы
ц-
ких песен, новых национальных ансамблей, кружков. Появляются молодежные организации,
которые пропагандируют среди молодых калмык
ов возрождение национальных спортивных с
о-
стязаний, национального искусства. Основным посылом этой творческой группы населения я
в-
ляется лозунг
: «
быть калмыком


это любить свою культуру, знать свой язык и традиции, восп
и-
тывать своих детей в калмыцком духе
»
.

Появление такой организации, как «Иткл»,
на мой
взгляд
, привело к всплеску интереса ко всему «калмыцкому» ср
еди молодого поколения.

Ч
ерез
искусство удалось создать единую стратегию приобщ
ения молодежи к родной культуре. П
ояв
и-
лась некая социокультурная мод
ель пов
едения «назвавшихся» калмыками.

Развитие
изучения калмыцкого языка, возрождение буддизма и расцвет калмыцкого
национального искусства являются основными факторами развития этнокультурного начала
,

становления идентичности молодых калмыков.

Гражданская (национально
-
гражданская) составляющая идентичности калмыцкой м
о-
лодежи
. Исследователь

американских калмыков
Э
.
-
Б
.

Гучинова, автор книги «Улица Kalmuk
road»

[
3
]

отмечает высокую

степень гражданской включенности в американское общество
эмигрантов из Калмыкии, их
адаптивность,
приспособляемость к
гражданскому обществу в
США и к
новым социальным условиям жизни.
Выводы автора об адаптивности, приспособля
е-
мости молодых калмыков к граж
данским ценностям в
Америке
, по
-
видимому, имеют всеобщее
значение, и, не претендуя на абсолютность, в значительной степени определяют способность
калмыков адаптироваться к стандар
там гражданского общества
. Представляется, что
заключ
е-
ния

автора, построенные

на большой базе

доказательств
, верны
и в отношении гражданской
идентичности
нынешнего

поколения
российских
калмыков, когда этничность
все более
выст
у-
па
е
т как центр притяжени
я

народа, как
основание
культур
ы. Гучинова приходит к выводу, что
самоидентификаци
я калмыков в соприкосновении с гражданскими стандартами

отнюдь не

ст
а-
новится

щит
ом

и меч
о
м

калмыков
в борьбе за свою идентичность, за место в социальном
расслоении,
а стремится к органическому синтезу
.
Методологический опыт Гучиновой нес
о-
мненно полезен при

постановке вопроса о гражданской составляющей социокультурной иде
н-
тичности российских калмыков.

В России

российская идентичность выступает как
одна из ведущих в деле формирования

калмыцкого общества.
С
оциологически
е

исследования

в течение последних десяти
летий

пок
а-
зывают, что
,

несмотря на ссылку в Сибирь и другие лишения, идентификация «Я


россиянин»
очень глубоко укоренена в сознании многих поколений калмыцкого этноса, хотя формула «Я


россиянин» часто отнюдь не равна смыслу «Я


гражданин».

Актуальност
ь
изучения гражда
н-
ской составляющей идентичности молодых калмыков происходит скорее из потребности людей
приобщиться к гражданским ценностям и из необходимости развивать гражданские социальные
отношения в республик
е, чем из реальности.

Одновременно следует

отметить недостаточную из
ученность динамики популярности

пр
а-
вовых институтов, анализа деятельности граж
данских организаций Калмыкии, ограничение
и
н-
формации о внеинституциональных, неформальных формах самоорганизации молодежи. Пров
о-
дилось социологическое и
зучение отдельных элементов гражданской составляющей калмыцкой
идентичности: исследования
Б.М.
Муняновой
[4]
, Цэвээний Цэцэнбилэг

[5]
,
Л.В.
Намруевой
[6]
.

Н
о боле
е или менее полного
комплексного
социологического
и
сследования
, которое указывало
бы на э
тническую специфику гражданских форм организации калмыцкой молодежи, пока нет.

Этно
гражданская составляющая идентичности калмыцкой молодежи
.
Я ввожу

понятие
«этно
гражданский», которое призвано указать на этническую форму гражданского (национал
ь-
но
-
гражданск
ого) содержания социокультурной идентификации калмыков, при этом «гражда
н-
ское» (национально
-
гражданское), связанное с функционированием демократических инстит
у-
тов, берется и как калмыцкое, и как российское, и как зарубежное.

На фоне тяготения ко всему калм
ыцкому возникают общественные движения, инициати
в-
ные группы, которые
борются

за панмонголизм, за культурное и языковое единство монгол
ь-
ских народов и учащению контактов с их представителями. Примером может служить организ
а-
ция «Тенгрин уйдл», которая стреми
тся установить контакты между всеми ойратами (древнее
самоназвание калмыков), независимо от места их проживания, осуществляет культурный о
б-
мен с представителями Внешней и Внутренней Монголи
и
, выпускает свою газету. На политич
е-
ской арене выделяется движение

«Родной край», которое также имеет патриотич
ескую напра
в-
ленность, хотя и

неоднозначную оценку в калмыцком обществе. Вместе с тем современная
калмыцкая молодежь идентифицирует себя через культурные модели схожих по фенотипу
народов таких стран, как Япония,

Корея, Китай. Это и увлечение всевозможными восточными
единоборствами, и копирование персонажей корейских и японских сериалов (дорам), участи
в-
шиеся поездки в Китай с целью туризма, обучения, осуществления международных торговых
контактов, учащение слушате
лей курсов языков этих стран. Наряду с возникшей необходим
о-
стью идентифицировать свою уникальность в пространстве российской культуры также стрем
и-
тельно происходит рост обращения калмыцкой молодежи к западным стандартам, а также
большая степень солидаризац
ии с
элементами российской культуры.

Помимо усиления деятельности молодежных органи
заций все активнее осваивается
к
и-
берпространство: разрабатывается большое количество сайтов

для изучения калмыцкого языка и

внутригруппового общения, открываются
публичные с
траницы («паблики»)

в социальных сетях,
сайты знакомств внутри к
алмыцкой среды, активизируются

диаспоры калмыков, находящиеся в
крупных городах, представленные в основном учащейс
я молодежью из Калмыкии, которые

устраивают калмыцкие землячества, организуют центры взаимопомощи, взаимодействия внутри
этнического сообщества в крупных городах. Представители этих диаспор активнее, чем калмыки
в Калмыкии выступают за возрождение калмыцкой культуры, за более глубокое см
ысловое
наполнение этнического происхождения. Именно ими в б
о
льшей степени привносятся качестве
н-
ные изменения в от
ношение к своей этнокультуре, к

патриотизму в системе ценностей молодежи.
К гражданской составляющей этого вида деятельности молодежи следует
отнести
:

1)

абс
олютную добровольность участия;

2)

демократическое
конструирование правил участия;

3)

широкое
и свободное общение участников;

4)

творческий и активны
й характер общения;

5)

огромное желание взаимопомощи
;

6)

диалогичность
и ориентация на

компромисс в выработке общих форм деятельности с
калмыками, которые живут на разных территориях и несут
различную культурную специфику.

Указанные процессы протекают не
в антагонизме друг к другу. О
ни формируют нов
ую г
е-
нерацию калмыцкого этноса
, новый куль
турный вы
бор, который можно назвать этно
гражда
н-
ским с акцентом либо на этнокультурность, либо на гражданственность. Безусловно, тем кул
ь-
турным ядром, вокруг которого дрейфует все социокультурное разнообразие, остается калмы
ц-
кая культура, как фактор, консол
идирующий и этическую и гражданскую сост
авляющие иде
н-
тичности калмыков.

Выводы
. Постановка вопроса о комплексном изучении социокультурной идентичности
калмыцкой молодежи предусматривает

то
, что это изучение может быть продуктивно, только
если оно учитывает

д
ве стороны в самоидентификации:

1)

усилени
е этнокультурной составляющей;

2)

развитие гражданского (на
ционально
-
гражданского) начала.

Развитие синтет
ических этно
гражданских форм


эт
о

сложный и противоречивый пр
о-
цесс. Усиление одной составляющей в ущерб

другой может породить диспропорции. Постано
в-
ка вопроса о диспропорциях в социокультурной идентичн
ости, их выявление и изучение


ва
ж-
ная и новая для Калмыкии теоретическая проблема, порождающая задачи социокультурного и
социологического изучения калмыцк
ой
молодежи.

Усилия в этой области могут быть полезны для совершенствования национальной и кул
ь-
турной политики К
алмыкии и Российской Ф
едерации.


Ссылки
:


1.

См.
:

Дробижева Л.М. Национально
-
гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместим
ости //
Россия реформирующаяся.
2008
.


7. С. 215

228.

2.

См., напр.:

Нусхаева Б.Б. Население Республики Калмыкия по итогам Всероссийской переписи 2010 г.: основные
характеристики // Вестник КИГИ РАН. 2012.

№ 2.

3.

Гучинова Э
.
-
Б. «Улица
Kalmuk

road
»
.

История, ку
льтура и идентичности в калмыцкой общине США

// Сайт автора
Гучиновой

Э.
-
Б.

URL
:
http
://
www
.
elzabair
.
ru
/
cntnt
/
lmenu
/
knigi
/
kalmuk
_
roa
.
html


ата обращения
:

10.03.2013)
.

4.

Мунянова Б.М.
Национальное самосознание и этническая идентичность калмыцкой студенческой молодежи Ка
л-
мыкии

// Со
циологические исследования.

2009
.

№ 9.
C
. 58

68
.

URL
:
http
://
ecsocman
.
hse
.
ru
/
data
/946/227/1223/
Munyanova
_7.
pdf

(
д
ата обращения
:

11.03.2013)
.

5.

Цэвээний
Цэцэнбилэг
.

Традиционные и современные ценности монгольской молодежи
: д
ис.



канд.

социол. наук.
М
.
,

1998
. С. 144
.

6.

Намруева Л.В.
Молодежь Калмыкии: выбор и
дентичности (по итогам опросов)

//
Социология и общество: глобал
ь-
ные вызовы и региональное развитие
:
материалы

IV

Всероссийск
ого

социологическ
ого

к
онгресс
а
.

М
., 2012.


С
. 2497

2501.
URL
:
http
://
www
.
ssa
-
rss
.
ru
/
files
/
File
/
congress
20
12/
part
16.
pdf


ата обращения
:

11.03.2013)
.


References:


1.

See: Drobizheva
,

LM 2008
, ‘National

civil and ethnic identity: the problems of positive compatibility
’,
Russia reformed
,

no.

7
,

pp
. 215
-
228.

2.

See,
i.e
.: Nuskhaeva
,

BB 2012
, ‘
The population of the Republic of Kalmykia

on the basis of census 2010: basic characte
r-
istics
’,

Herald of KIGI RAS
,
no.

2.

3.

Guchinova
,

E
-
B

2013,


"Street Kalmuk road». History, culture and identity in the Kalmyk American community
’,

Author’s
Guchinova E
-
B website,

retrieved 1
0

March
2013,

http://w
ww.elzabair.ru/cn
tnt/lmenu/knigi/kalmuk_roa.html�
.

4.

Munyanova
,

BM 2009
, ‘
National identity and ethnic identity of the Kalmyk Kalmyk students
’,
Sociological Research
,

no.

9
,

pp
. 58
-
68
,

retrieved 1
1

March
2013,

http://ecsocman.hse.ru/data/946/227
/1223/Munyan
ova_7.pdf�
.

5.

Tseveeny
,

Tsetsenbileg

1998
,

Traditional and modern values
of
Mongolian Youth
,
PhD thesis, Moscow,
p
. 144.

6.

Namrueva
,

LV 2012
, ‘
Young people of Kalmykia: the choice of identity (based on surveys)
’,

Challenges and Regi
onal Development: Proceedings of IV All
-
Russian Congress of Sociology
,

M
oscow
,
pp
. 2497
-
2501. r
e-
trieved 1
1

March
2013,

http://www.ssa
-
rss.ru/fil
es/File/congress2012/part16.pdf�
.



Приложенные файлы

  • pdf 42086411
    Размер файла: 276 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий