Философские образы XX века: «Туранга – лила – симфония» О. Мессиана. Новые области в музыке XX века. Лирические страницы советской музыки.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования город Саяногорск

средняя общеобразовательная школа №1 имени 50
-
летия
«Красноярскгэсстрой»

655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Енисейский м/район,д.20

Тел. 8(39042)2
-
08
-
55







Рабочая программа

по музыке, 8 класс





Учитель:



Вишневская Ольга Витальевна









г. Саяногорск, 201
6
г.



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного
стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего
образования программы «Музыка» для 1
-
4 кл., 5
-
8 кл.: программы для общеобразовательных
учрежден
ий / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.


6
-
е изд., стереотип.


М.: Дрофа, 2008.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы,
разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший
объединяющий

момент, который связан с введением темы года.

Целью
уроков музыки в 8 классе

является духовно
-
нравственное воспитание
школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту
гармонического фор
мирования личности.

Задачи музыкального о
бразования:



освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно
-
образной природе, жанровом и

сти
левом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре,
классиче
ском наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных
компози
торов; о воздей
ствии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами
искусства и жизнью;



овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально
-

творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную

за
пись), инструментальном музицировании, музыкально
-
пластическом движении,
импровизации, драматизации исполняемых произведений;



воспитание эмоционально
-
ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к му

зыке и музыкальному искусству своего народа
и других народов мира, музыкального вкуса
уча
щихся; развитие потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной
музыкой и музыкальном самообразовании; формирование слушательской и исполнительской
культуры учащихся.

Общая характеристика учебного
предмета


Изучение учебного предмета «Музыка» в 8 классе направлено на расширение опыта
эмоционально
-
ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их
музыкально
-
творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков,
приобретен
ных в предыду
щие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в
основной школе приобретает развитие индивидуально
-
личностного отношения учащихся к
музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде
искусства,

раскрытие целостной му
зыкальной картины мира, воспитание потребности в
музыкальном самообразовании.

Главная тема 8 класса
-

«Традиции и современность в музыке»

-

обращена к воплоще
-
нию в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматр
ивается сквозь
призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся «вечные
те
мы» искусства
-

мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, пред
-
стающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждаю
щие тем самым их
не
преходящее значение для музыкального искусства.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких
традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется
возможность

путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи
высокого и вечного, а какие представляют собой проявление моды или злободневных течений.

Рабочая программа по музыке для 8 класса предполагает определенную специфику
межпред
метных

связей
, которые просматриваются через взаимодействия музыки:



с литературой

(А. Н. Островский.

«Снегурочка», «Былина о Садко»;

А. С. Пушкин.

«Борис Годунов», «Повести Белкина. Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения);



изобразительным искусством (ж
анровые разновидности
-

портрет, пейзаж; общие

понятия для музыки и живописи
-

пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);



мировой художественной культурой (особенности таких художественных направлений,

как романтизм, импрессионизм, классицизм,
реализм);



русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; фор

мирование культуры анализа текста на примере приѐма «описание»);

Содержание программы базируется на нравственно
-
эстетическом, интонационно
-
образном, жанрово
-
стиле
вом постижении учащимися основных пластов музыкального
искусства (фольк
лор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения
современных компози
торов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основными видами учебной деят
ельности школьников являются:

слушание музыки, пе
-
ние, инструментальное музицирование, музыкально
-
пластическое движение, драматизация му
-
зыкальных произведений.


Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка»

на этапе среднего общего
образо
вания в 8 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации отводит

34 часа в год (1 час в неделю).


Содержание учебного предмета

Основными содержательными линиями

при изучении курса «Музыка» являются:

Традиция и современность в музыке (4 ч.)

Му
зыка «старая» и «новая». Настоящая музыка не бы
вает «старой». Живая сила традиции

Сказочно
-
мифологические темы в музыке (6ч.)

Искусство начинается с мифа. Мир сказочной ми
фологии: Н.А. Римский

Корсаков.
Опера «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Поэма радости и
света К. Дебюсси. «Благословляю вас, леса…».

Мир человеческих чувств (10 ч.)

Образы радо
сти в музыке. «Мелодией одной звучат печаль
и ра
дость...». «Слезы
людские, о слезы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты».Тема любви в музыке
П.И. Чайковского. «Евгений Онегин.
«В крови го
рит огонь же
ланья...». Трагедия любви в му
-
зыке. Подвиг во имя свободы.
Л. Бетховен.
Увертюра «Эгмонт
». Мотивы пути
-

дороги в рус
-
ском искус
стве.

В поисках истины и красоты (5 ч.)

Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От
Рождества до Крещения. «Светлый праздник» Православная музыка мира.

О современности в музыке (9 ч.)

Как

мы пони
маем совре
менность. Вечные сю
жеты. Философские образы
XX

века:
«Туранга


лила


симфония» О. Мессиана. Новые области в музыке
XX

века. Лирические
страницы советской музыки.
Диалог вре
мен в музыке А. Шнитке. «Любовь ни
когда не пере
-
станет...».

Музыка все
гда остается. Традиции и современ
ность в музы
ке

Практические творческие работы:

Слушание музыки. Эмоционально
-
образное восприятие музыкальных шедевров
русской и зарубежной классики (фрагментарно и полностью).

Хоровое и сольное пение,
вокально
-
инструментальная импровизация.

Музицирование на простейших музыкальных инструментах (в том числе на
электронных).

Музыкально
-
пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания
музыкального произведения.

Драматизация музыкальных п
роизведений.

Выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки, с
современным этапом ее развития, практическим музицированием (в том числе с
использованием средств но
вых информационно
-
коммуникационных технологий).








Тематическое планирование



Наименование разделов, тем

Кол
-
во
часов

В том числе на:

Планируемые виды контроля

Региональный
компонент

Лабораторно
-
практические
работы

Контрольные работы

I

Традиция и современность в музыке

4





1

Музыка «старая» и
«новая»

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


2

Настоящая музыка не бывает «старой»

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


3

Живая сила традиции

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


4

Обобщающий урок по теме

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение



Сказочно
-
мифологические
темы в музыке

6





1

Искусство начинается с мифа

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


2

Мир сказочной мифологии: Н. Римский
-
Корсаков. Опера «Сне
гурочка»

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


3

Языческая Русь в «Весне священной» И.
Стравинского

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


4

Поэма радости и света: К. Дебюсси

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


5

«Благословляю вас, леса...»

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


6

Обобщающий урок по теме

1


1

Устный

опрос.

Хоровое

пение, тест



Мир человеческих чувств

10





1

Образы радости в музыке

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


2

«Мелодией одной звучат печаль и
радость...»

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


3

«Слезы людские, о слезы людские...»

1



Устный

опрос.

Хоровое


пение

4

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


5

Тема любви в музыке. П. Чайковский.
«Евгений Онегин»

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


6

«В крови горит огонь желанья...»

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


7

Трагедия любви в музыке

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


8

Подвиг

во имя свободы. Л. Бетховен.
Увертюра «Эгмонт»

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


9

Мотивы пути
-
дороги в русском
искусстве

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


10

Обобщающий урок по теме

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение



В поисках истины и красоты

5





1

Мир духовной музыки

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


2

Колокольный звон на Руси

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


3

Рождественская звезда

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


4

От Рождества до Крещения

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


5

«Светлый праздник».
Православная
музыка сегодня

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение



О современности в музыке

9





1

Как мы понимаем современность

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


2

Вечные сюжеты

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


3

Философские образы XX века:
«Турангалила
-
симфония» О. Мессиана

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


4

Новые области в музыке XX века

1



Устный

опрос.

Хоровое


пение

5

Лирические страницы советской
музыки

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


6

Диалог времен в музыке А. Шнитке

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


7

«Любовь никогда не перестанет...»

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


8

Музыка всегда остается

1



Устный

опрос.

Хоровое

пение


9

Заключительный урок по курсу
«Традиции и современность в музыке»

1


1

Проверочная работа, хоровое
пение









Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.


В результате изучения музыки ученик должен:

знать/понимать



специфику музыки как вида искусства;



возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;



основные жанры народной и профессиональной музыки;



многообразие музыкальных образов и способов их развития;



основные формы музыки;



характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных

композиторов;



виды оркестров, названия наиболее из
вестных инструментов;



имена выдающихся композиторов и музыкантов
-
исполнителей;



уметь



эмоционально
-
образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;



узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики,


образцы

народно
го музыкального творчества, произведения современных композиторов;



выразительно исполнять соло: несколько народных песен,


песен композиторов

классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);



исполнять в хоре вокальные произведения (с
сопровождением и без сопровождения,

одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на
нотную запись);



сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об

интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стил
евых направлениях,


образной
сфере музыки и музыкальной драматургии;



сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве

различных композиторов;



различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;



ус
танавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности

идей, тем, художественных образов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:



певческого и инструментального музицирования


до
ма, в кругу друзей и сверстников,

на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных


праздниках;



слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;



размышления о музыке


и еѐ анализа, выражения


собственной позиции относител
ьно

прослушанной музыки;



музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки

в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание
музыкальных радио
-

и телепередач и др.); определение своего
отношения к музыкальным
явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатление в форме
устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий


Перечень учебно
-
методических средств обучения

Науменко, Т. И.

Музыка. 8 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т, И.
Шу
мейко, В. В. Алеев.
-

М.:

Дрофа, 2010.

Науменко, Т. И.

Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 8 класс [Текст] :
пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев.

-

М. : Дрофа, 2010.

Музыка,

8 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для
учителя ; учеб,
-
метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
-

М.:

Дрофа, 2006.
-

232 с. :
ноты.

Музыка.

8 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия
на 3
CD

/ Т. И. Науменко, В.
В. Але
ев.
-

М.:

Дрофа,
2010.
-
3

электрон, опт. диска (
CD
-
Rom
).

Литература

Методические пособия для учителя:

Гришанович, Н.

Музыка в школе [Текст]: методическое пособие для учителей / Н.
Гришанович.
-

Минск: Юнипресс, 2006.

Золи
на, Л. В.

Уроки музыки с применением информационных технологий. 1
-
8 классы
[Текст] : методическое пособие /
J
I. В. Золина.
-

М.: Глобус, 2008.

Затямина, Т. А.

Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина.
-

М.: Глобус, 2008.

Музыка.

8 класс [Текст] :

поурочные планы по учебнику Науменко Т. И., Алеева В. В. /
авт.
-
сост. О. П. Власенко.
-

Волгоград : Учитель, 2009.

Дополнительная литература для учащихся:

Владимиров, В. Н.

Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин.
-

М.: Музыка, 1984.

Куберский, И. Ю.

Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В.
Ми
нина.
-

СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

Майкапар, А.

Шедевры русской
оперы [Текст] / А. Майкапар.
-

М. : Крон
-
Пресс, 1998.

Музыка.

Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш.
-

М.: НИ
«Большая Российская энциклопедия», 1998.

Прохорова, И. А.

Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова.

-

М.:
Музыка, 1972.

Прохорова, И. А.

Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова.
-

М.:
Му
зыка, 1972.

7

Саймон, Генри У.

Сто великих опер и их сюжеты [Текст] / Генри У. Саймон ; пер. с
англ. А. Майкапара.
-
М. : Крон
-
Пресс, 1998.

Саминг, Д.
-
К.

100 великих композиторов [Текст] / Д.
-
К. Саминг.
-

М.: Вече, 1999.

Финкелыитейн, Э. И.

Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкелынтейн.
-

СПб.: Компози
-
тор, 1997.

Интернет
-
ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под
-
готовки урок
ов, сообщений, докладов и рефератов:

Википедия.

Свободная энциклопедия [Электронный ресурс].
-

Режим доступа:
http
://
ru
.
wikipedia
.
org
/
wiki

Житие

преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс].
-

Режим доступа:
http
://
lib
.
eparhia
-
saratov
.
ru
/
books
/05
d
/
dimitrii
_
rost
/
dimitrii
_
rostl
/842.
htniil

Классическая

музыка [Электронный ресурс].
-

Режим доступа:
http
://
classic
.
chubrik
.
ru

Музыкальная

энциклопедия [Электронный ресурс].
-

Режим доступа:
http
://
dic
.
academic
.
ru
/

contents
.
nsf
/
enc

music

Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс].
-

Режим доступа :
http
://
www
.
music
-
dic
.
ru

Музыкальный словарь [Электронный ресурс].
-

Режим доступа :
http
://
dic
.
academic
.
ru
/
con
-

tents
.
nsf
/
dic
_
music

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и
акафисте.

Тексты песнопений [Электронный ресурс].
-

Режим доступа :
http
://
www
.
bogoslovy
.
ru

Учебно
-
тематический план

Средства обучения.

Печатные пособия:

Комплект портретов композиторов.

Информационно
-
коммуникационные средства:

«Антология русской симфонической музыки» (8
CD
).

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8
CD
).

«Большая энциклопедия России. Искусство России» (
CD
).

Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (
CD
).

«Мелодия духа».
-

СПб.:
Успенское подворье Оптиной пустыни, 2008 (
DVD
).

«Пасха», «Великий пост» (
CD
).

Технические средства обучения:


-

компьютер,

мультимедийный проектор,

экран проекционный,

принтер,

интерактивная доска,
-
DVD
,

музыкальный центр.

Учебно
-
практическое
оборудование:

музыкальный инструмент,

аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления
де
монстрационного материала.







































Календарно
-
тематическое планирование

корр
екти
ровк
а

дат
а


уро
ка

Т
ема

Предполагаемый результат

Виды контроля

Региона
льный
компон
ент





Традиция и современность в музыке





16.
09

1

Музыка «старая» и «новая»

Знать, в чем заклю
чено различие поня
тий «современной» и
«модной» музыки. Уметь проявлять навыки

хорового пения

Устный опрос.
Хоровое пение




2

Настоящая музыка не бывает «старой»

Знать, в чем заклю
чено различие поня
тий «современной» и
«модной» музыки. Уметь проявлять навыки хорового пения

Устный опрос.
Хоровое пение




3

Живая сила традиции

Знать, в чем заклю
чено различие поня
тий «современной» и
«модной» музыки. Уметь проявлять навыки хорового пения

Устный опрос.
Хоровое пение




4

Обобщающий урок по теме

Знать, в чем заклю
чено различие поня
тий «современной» и
«модной» музыки. Уметь
проявлять навыки хорового пения

Устный опрос.
Хоровое пение





Сказочно
-
мифологические темы в
музыке






5

Искусство начинается с мифа

Знать

философское

определение мифа.
Уметь

размышлять

о роли музыки

в жизни человека

Устный опрос.

Хоровое

пение




6

Мир сказочной мифологии: Н. Римский
-
Корсаков. Опера «Сне
гурочка»

Знать

особенности

сказочных и мифо
логических тем

в музыке.

Уметь

выразить

свои впечатления о музыке

Устный опрос.

Хоровое

пение




7

Языческая Русь в «Весне священной» И.
Стравинского

Знать

особенности

сказочных и мифо
логических тем

в музыке.

Уметь

проявлять навыки хорового пения, излагать
свои впечатления о музыке

Устный опрос.

Хоровое

пение




8

Поэма радости и света: К. Дебюсси

Знать

особенности

сказочных и мифо
логических тем в музыке.
Уметь

проявлять навыки хорового пения

Устный опрос.

Хоровое

пение




9

«Благословляю вас, леса...»

Знать

авторов ро
манса «Благослов
ляю вас, леса...».
Уметь:

размышлять о музыке, выражать свои впечатления о
музыкальных про
изведе
ниях; прояв
лять навыки хорово
го пения

Устный опрос.

Хоровое

пение




10

Обобщающий урок по теме

Уметь:

размышлять о музыке, выражать свои впечатления о
прослушанных му
зыкальных произве
дениях

Устный опрос.

Хоровое

пение,
тест





Мир человеческих
чувств






11

Образы радости в музыке

Знать

выдающиеся музыкальные произ
ведения о любви в
Устный опрос.

жанрах духовной, вокальной, инстру
ментальной,
симфонической, камерной музыки

Хоровое пение



12

«Мелодией одной звучат печаль и
радость...»

Знать

выразитель
ные возможности музыки в отображе
нии
чувств человека

музыкальными зву
ками

Устный опрос.
Хоровое пение




13

«Слезы людские, о слезы людские...»

Знать музыкальные

произведения, вы
ражающие грустные и
трагические эмо
циональные состоя
ния
человека. Уметь
размышлять о музыке

Устный

опрос.

Хоровое пение



16.
12

14

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Знать произведения

Л. Бетховена
-

«Лун
ную» и «Патетиче
скую»
сонаты.

Уметь объяснить,

в чем заключаются особенности
сонат
ной формы

Устный

опрос.

Хоровое

пение




15

Тема любви в музыке. П. Чайковский.
«Евгений Онегин»

Знать, что такое

либретто, драматур
гию оперы «Евгений

Онегин», музыкаль
ное содержание ли
рических сцен. Уметь
размышлять о музыке и высказы
вать свои впечатле
ния

Устный

опрос.

Хоровое

пение




16

«В крови горит огонь желанья...»

Уметь

провести сравнительный ана
лиз образов любви в
творчестве Пуш
кина и в музыке Чайковского и Глинки.
Знать

понятие ро
манса

Устный

опрос.

Хоровое

пение




17

Трагедия любви в музыке

Знать

выразитель
ные возможности музыки в отображе
нии
чувств человека.
Уметь

размышлять о музыке и высказы
вать
свои впечатле
ния

Устный

опрос.

Хоровое

пение




18

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен.
Увертюра «Эгмонт»

Знать

содержание трагедии Гѐте (во
площен
ие образов двух
враждебных сил).

Уметь

проявлять навыки хорового пения

Устный

опрос.

Хоровое

пение




19

Мотивы пути
-
дороги в русском
искусстве

Знать

творчество русских композито
ров, посвященных любви к
Родине.

Уметь анализиро
вать музыкальные
произведения и

обосновывать свои собственные пред
почтения

Устный

опрос.

Хоровое

пение




20

Обобщающий урок по теме

Знать

творчество русских композито
ров, посвященных любви к
Родине.

Уметь анализиро
вать музыкальные произведения и

обосновывать свои
собственные пред
почтения

Устный

опрос.

Хоровое

пение





В поисках истины и красоты






21

Мир духовной музыки

Знать имена русских композиторов, сочи
нявших духовную

музыку. Уметь характеризо
вать важнейшие ка
тегории в музыке

Устный

опрос.

Хоровое

пение




22

Колокольный звон на Руси

Знать, что коло
кольный звон
-

от
ражение в звуках русской души.
Коло
кола


неотъемлемая часть жизни русско
го человека

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Провед
ен




23

Рождественская звезда

Знать, что русским
композиторам
-
классикам удалось вне
сти в
Устный

опрос.


церковное пение национальный дух и чем самым поднять его
художественный уровень

Хоровое

пение



24

От Рождества до Крещения

Знать, что русским композиторам
-
клас
сикам удалось вне
сти в
церковное пе
ние национальный дух и тем самым поднять его
художе
ственный уровень

Устный

опрос.

Хоровое

пение




25

«Светлый праздник». Православная
музыка сегодня

Знать духовную му
зыку Н. А. Римско
го
-
Корсакова

Устный

опрос.

Хоровое

пение





О современности в
музыке






26

Как мы понимаем современность

Уметь анализиро
вать музыкальные произведения и

обосновывать свои собственные пред

почтения

Устный

опрос.

Хоровое

пение




27

Вечные сюжеты

Знать творчество современных компо
зиторов. Уметь
анализировать
музыкальное произведение

Устный

опрос.

Хоровое

пение




28

Философские образы XX века:
«Турангалила
-
симфония» О. Мессиана

Знать творчество французского композитора О. Мессиана.

Уметь анализиро
вать музыкальные произведения

Устный

опрос.

Хоровое

пение




29

Новые области в музыке XX века

Знать: причины возникновения, ис
токи джаза; харак
терные
особенности блюза, регтайма, спиричуэла. Уметь определять,

к какому направле
нию джаза относится прослушанное
произведение

Устный

опрос.

Хоровое

пение




30

Лирические страницы советской
музыки

Знать лирические произведения совре
менных композито
ров.

Уметь анализировать музыкальные произ
ведения и
обосно
вывать свои собст
венные предпочте
ния; петь мод фоно
-
грамму

Устный

опрос.

Хоровое

пение




31

Диалог времен в музыке А. Шнитке

Знать творчество композитора А. Шни
тке.

Уметь

анализиро
вать
музыкальные произведения совре
менных композито
ров

Устный

опрос.

Хоровое

пение




32

«Любовь никогда не перестанет...»

Уметь

анализиро
вать музыкальные
произведения и
обосновывать свои собственные пред
почтения

Устный

опрос.

Хоровое

пение




33

Музыка всегда остается

Уметь

анализиро
вать музыкальные произведения и
обосновывать свои собственные пред
почтения

Устный

опрос.

Хоровое

пение




34

Заключительный урок по курсу
«Традиции и современность в музыке»

Знать о традициях и новаторстве в мире музыки.

Уметь
анализиро
вать музыкальные произведения и обосновывать свои
собственные пред
почтения

Проверочная
работа



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ




уро
ка

Т
ема
урока

К
ол
-

во

ч
асо
в

Тип
урока

Элементы
основного и
дополнительного

Музыкальн
ый материал

Требования
к уровню
подготовки
учащихся

Ви
д
контроля

До
машнее
задание

Дат
а прове
-
дения

п
лан

Ф
акт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1
0

1
1

Тема учебного года: «Традиции и современность в музыке»

музыке» (34
ч)

1

М
у
зыка
«старая»
и
«новая»

1

Комби
ниро
ванный

Настоящая музыка
не быва
ет «старой».
Условность деления
музыки на «ста
рую» и
«новую». Различие
понятий

«современная
му
зыка» и «модная
музыка»

В
-
А.Моцарт.
«Ма
ленькая ночная
се
ренада»; Л.
Бетхо
вен. «К
Элизе»;

А.
Островский,

Островой.
«Пес
ня остается с
чело
веком»

Знать, в чем
заклю
чено
различие поня
тий
«современной» и
«модной» музыки.
Уметь проявлять
навыки хорового
пения

Ус
тный
опрос.
Хоровое
пение

По
добрать
пес
ни по
те
ме
урока
(старые и
новые)



2

Н
астояща
я
музыка
не бы
-
вает
«старой
»

1

Комби
ниро
ванный

Условность
деления музыки на
«старую» и «новую». На
-
стоящая музыка не
бывает «старой».
Различие

понятий
«современной» и
«модной» музыки

Н. Римский
-
Корсаков. «Полет
шмеля»; Т.
Хренников, Ю.
Чичков.
«Московские ок
на»
(хоровое пе
ние)

Знать, в чем
заклю
чено
различие поня
тий
«современной» и
«модной» музыки.
Уметь проявлять
навыки хорового
пения

Ус
тны
й
опрос.
Хоровое
пение



3

Ж
ивая
сила
традици
и

1

Комби
ниро
ванный

Живая сила
традиции. Со
хранение и
использование традиций
русского музы
кального
искусства совре
менными
М.
Мусоргский.
Монолог Пимена
из оперы «Борис
Годунов», I дейст
-
Знать, в чем
заклю
чено
различие поня
тий
«современной» и
«модной» музыки.
Ус
тный
опрос.
Хоровое
пение

По
дгото
вить
со
-
общение
о тради
-


композиторами

вие; Ю. Чичков, К.
Ибряев. «Наша
школьная страна»
(хоровое пение)

Уметь проявлять
навыки хорового
пения

циях рус
-
ского му
-
зыкально
-
го искус
-
ства

Раздел
II. Сказочно
-
мифологические темы в музыке

(6

ч)

4

И
скусство

н
ачинает
ся

с
мифа

1

Урок

изуче

ния но

вого

мате

риала

Роль мифа в
появлении ис
кусства.
Мир сказочной

мифологии. «Сказка
-

ложь,

да в ней намек,
добрым мо
лодцам урок»

П.
Чайковский,

А. Толстой.

«Бла
гословляю
вас, ле
са...»;

Я.
Дубравин,

В. Суслов.

«Песня

о земной
красоте»

Знать

философское

определение
мифа.

Уметь

размышлять

о роли
музыки

в жизни
человека

Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

пе
ние

По
доб
рать
ли
-
тературу

о
мифах

рус
ского

на
рода



5

М
ир
сказочн
ой

м
ифологи
и:
Н. А.
Римский
-

К
орсаков
.

Опе
ра
«Снегур
оч
ка»

1

Комби
нированный

Средства
музыкальной
выразительности в опере
-

сказке
«Снегурочка»

Н. А. Римского
-
Корсакова

Н.
Римский
-
Корсаков.

Сцена
Весны

с птицами.
Вступ
ление к опере
«Сне
гурочка»;

И.
Сохадзе, Л.
Фоменко.
«Добрая
фея» (хо
ровое
пение)

Знать

особенности

сказочных и
мифо
логических
тем

в музыке.

Уметь

выразить

свои
впечатления о
музыке

Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

пе
ние

По
дгото
вить
пре
-
зентацию

ил
и со

ста
вить

у
ст
ный
рассказ
по теме



6

Я
зыческа
я

Р
усь в
1

Комби
нированный

Особенности
музыкальной

композиции в
балете

И. Стравинского

И.
Стравинский.

«Весенние
гада
ния», «Пляски
ще
голих» (из
Знать

особенности

сказочных и
мифо
логических
тем

Ус
тный

оп
рос.

Хо
По
дгото
вить
со
-
общение

о


«Весне

с
вященно
й»

И
.
Стравин
ского

балета

«Весна
священ
ная»);

И.
Сохадзе,
Л.
Фоменко.

«Доб
рая
фея» (хоровое
пение)

в музыке.

Уметь

проявлять навыки
хорового пения,
изгалать свои
впечатления о
музыке

ровое

пе
ние

композит
орах
-

ска
зочниках

7

П
оэма
радо
сти
и света:

К
.
Дебюсс
и

1

Комби
нированный

«.. .Античный
сюжет явился

поводом для
выражения

чувств весьма
современных, в духе
импрессионизма, с
присущим ему любовани
-
ем, игрой мимолетных
впе
чатлений...»

К. Дебюсси.

«По
-
слеполуденный

отдых
фавна» (фрагмент);

И. Со
хадзе, Л.
Фоменко.
«Добрая
фея» (хо
ровое
пение)

Знать

особенности

сказочных и
мифо
логических
тем в музыке.
Уметь

проявлять
навыки хорового
пения

Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое
пение

По
добрать

ил
люстра
-
тивный
материал
по мифо
-
логиче
-
ской т
еме



8

«
Благосл
ов
ляю
вас, ле
-
са...»

1

Комби
ниро
ванный

Бессмертный
романс П. И.
Чайковского «Благо
-
словляю вас, леса...»
(слова А. Толстого)
-

возвышен
ный гимн
природе, в кото
ром
широкая распевная ме
-
лодия приобретает
особый пафос и подъем.
Возвышен
ный строй
чувств придает музыке
особую светлую
устремленность

П.
Чайковский, А.
Толстой.

«Бла
-
гословляю вас, ле
-
са...»;

В. Ребиков,
А. Пушкин.

«Румя
-
ной зарею покрыл
-
ся восток...» (хо
-
ровое пение)

Знать

авторов ро
манса
«Благослов
ляю вас,
леса...».
Уметь:

размышлять о
музыке, выражать
свои впечатления о
музыкальных про
-
изведениях; прояв
-
лять навыки
хорово
го пения

Ус
тный
опрос.
Хоровое
пение

По
дгото
вить
со
-
общение
или нари
-
совать
пейзаж по
про
-
слушан
-
ным про
-
изведени
-
ям (по
вы
бору)



9

З
аключит
ельный
1

Комби
ниро
ванный

Обобщение.
Музыкальная викторина
по теме «Сказоч
ные и
Музыкальны
е про
изведения
(изучен
ный
Уметь:

размышлять о
музыке, выражать
Ус
тный
опрос.
Об
общение.
Музыкаль


урок

мифологические темы в
музыке»

репертуар)

свои впечатления о
прослушанных му
-
зыкальных
произве
дениях

Хоровое
пение

ная
викторин
а по теме
«Сказоч
-
ные и
мифологи
ческие
темы в
музыке»

Раздел

III. Мир человеческих чувств (10 ч)

1
0

О
бразы
радо
сти
в
музыке

1

Комби
ниро
ванный

Чувства радости и
любви в музыке.
Выдающиеся му
-
зыкальные произведения
о любви в жанрах
духовной, вокальной,
инструменталь
ной,
симфонической, ка
-
мерной музыки

Н. Римский
-
Корса
-

ков.

Хороводная песня
Садко из оперы
«Садко»;
В.
-
А.
Моцарт.
Концерт
№ 23 для
фортепиано с ор
-
кестром (фрагмен
-
ты)

Знать

выдаю
щиеся
музыкальные
произ
ведения о
любви в жанрах
духовной,
вокальной, инстру
-
ментальной,
симфо
нической,
камерной музыки

Ус
тный
опрос.
Хоровое
пение

По
дгото
вить
уст
ный
рассказ
-
размышле
ние о вы
-
ражении
чувства
радости в
музыке



1
1
-

12

«
Мелоди
ей
одной
звучат
печаль и
ра
-
дость...»

2

Комби
ниро
ванный

Влияние времени
на миро
ощущение
художника.
Эмоционально
-
образный
анализ произведений
(из
фортепианного

цикла «Детские

сцены»)

С.
Рахманинов, Г.
Галина. «Здесь
хорошо...». Р. Шу
-
ман. «Грезы
»

Знать

выразитель
ные
возможности
музыки в
отображе
нии
чувств человека

музыкальными зву
-
ками

Ус
тный
опрос.
Хоровое
пение

По
доб
рать
про
-
изведе
-
ния,
кон
трастн
ые

по
звуча
нию



1
3

«
Слезы
люд

с
кие, о
слезы

1

Комби
ниро
ванный

Эмоциональные
оттенки

в музыке.
Радость
-

выстра
данная награда за
нелегкий труд. Образы
скорби и пе
чали в
П.
Чайковский.

«Болезнь
куклы»

(из
«Детского аль
-
Знать
музыкальные

произведени
я, вы
ражающие
грустные и
трагические эмо
-
Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое
По
доб
р
ать
про
-
изведе
ния
по теме
урока



л
юдские..


музыке. Грустные и
трагические страницы в
музыке Шумана и
Чайков
ского. Печаль
-

одно из ко
ренных
свойств человече
ской
природы

бо
ма»);

Р. Шуман.
«Первая утрата»
(из «Альбома для
юношества»);
Ф.
Тютчев.

«Слезы
людские...»

циональные состоя
-
ния человека.
Уметь размышлять
о музыке

пение

1
4

Б
ессмерт
ные

з
вуки
«Лун

н
ой»
сонаты

1

Урок
изуче
ния но
-
вого мате
-
риала

Бессмертные
звуки «Лун
ной» и
«Патетической» со
нат Л.
Бетховена. История

создания
произведений.

Музыкальные
(художест
венные) образы
«Лунной» и
«Патетической» сонат Л.
Бетховена

Л. Бетховен.
Сона
та № 14
«Лунная»

для
фортепиано,

I часть;
соната

№ 8
«Патетиче
ская», II
часть «Больше чем
лю
бовь»

Знать
произведения

Л. Бетховена
-

«Лун
ную» и
«Патетиче
скую»
сонаты.

Уметь
объяснить,

в чем
заключаются

особенности сонат
-
ной формы

Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

пе
ние

На
рисо
вать
свое

ви
дение

«Л
унной

со
наты»

Л.
Бетхо
вена



1
5

Т
ема
любви

в
музыке.

П
. И.
Чайков
ский.

«Евге
-
ний
Онегин
»

1

Урок
изуче
ния но
-
вого мате
-
риала

Тема любви в
опере

П. И. Чайковского
«Евгений

Онегин».
Либретто оперы.

Лирические сцены
в трѐх

действиях (семи
картинах)

П.
Чайковский.

Сцена
письма

Татьяны из
оперы

«Евгений
Онегин»

Знать, что
такое

либретто,
драматур
гию
оперы «Евгений

Онегин»,
музыкаль
ное
содержание ли
-
рических сцен.
Уметь
размышлять
о музыке и
высказы
вать свои
впечатле
ния

Ус
тный

оп
рос

По
дгото
вить
со
-
общение

о
жизни

и
творче
-
стве

П.
И.
Чайковск
ого



1
6

«
В крови
го
рит
1

Комби
ниро
ванный

Романс
-

небольшое во
кальное
произведение, объ
-
М. Глинка,
А. Пуш
кин.

«В
крови го
рит огонь
Уметь

провести
сра
внительный ана
-
Ус
тный
опрос.
По
доб
рать
ил
-


огонь
же
-
ланья...»

единяющее два
целитель
-
ных потока
-

поэзию и
му
зыку, рассказывает
нам о чувствах человека,
о его любви, радости,
страсти, печали

жела
нья...»
(романс);
П.
Чайковский.
Сцена
письма из оперы
«Евгений Онегин»

лиз образов любви
в творчестве Пуш
-
кина и в музыке
Чайковского и
Глинки.
Знать

понятие ро
манса

Хоровое
пенис

люстра
-
ции к ро
-
ману
(онере)
«Евгений
Онегин»

1
7

Т
рагедия
любви в
му
зыке

1

Урок
изуче
ния но
-
вого
мате
-
риала

«Мелодией одной
звучат печаль и
радость...» Траги
ческая
предопределенность
судеб людей, преступаю
-
щих освященные
традицией законы.
Торжество бес
смертной
любви. Литера
турные
сюжеты, не теряю
щие
своей актуальности

А.
Рыбников, А.
Вознесенский.

«Я
тебя никогда не
забуду...» (из оперы
«Юнона и Авось»);

П. Чай
ковский.

Увертюра
-

фантазия «Ромео и
Джульетта»

Знать

выразитель
ные
возможности
музыки в
отображе
нии
чувств человека.
Уметь

размышлять
о музыке и
высказы
вать свои
впечатле
ния

Ус
тный
опро
с.
Хоровое
пение

По
доб
рать
про
-
изведе
ния
ли
-
тературы
и искус
-
ства по
теме
урока



1
8

П
одвиг во
имя
свободы
.
Л.
Бетхове
н.
Увертю
ра
«Эгмонт
»

1

Урок
изуче
ния но
-
вого мате
-
риала

Подвиг во имя
свободы в увертюре
JI
.
Бетховена «Эгмонт».
Неоднозначность
структуры,
неоднородность красок,
яркие музыкальные
контрасты. Две резко
кон
трастные темы
увертюры

Л. Бетховен.

Увер
тюра
«Эгмонт»;
В.
Высоцкий.

«Пес
ня
о друге» (из ки
-
нофильма «Верти
-
каль») (хоровое
пение)

Знать

содержание
трагедии Гѐте (во
-
площение
образов
двух враждебных
сил).

Уметь

проявлять навыки
хорового пения

Ус
тный
опрос.
Хоровое
пенис

По
дгото
вить
со
-
общение
о творче
-
стве В.
Вы
-
соцкого



1
9

М
отивы
пути
-

дороги в
рус
ском
искус
-
стве

1

Комби
ниро
ванный

Любовь к Родине.
Мотивы пути и дороги в
русском искусстве.
Трактовка темы судьбы в
русской литерату
ре.
Эмоционально
-
образный

анализ
Г. Свиридов.

«Трой
ка» (из
оркестровой сюиты
«Метель»);
А.
Алябьев.

«Зимняя

дорога» и «Вечер
-
ни
й звон» (хоровое

Знать

творчество русских
композито
ров,
посвященных
любви к Родине.

Уметь анализиро
-
вать музыкальные

Ус
тный
опрос.
Хоровое
пение

По
доб
рать
про
-
изведе
ния
ли
тератур
ы

по


музыкальных иллю
-
страций Г. Свиридова к
по
вести А. Пушкина
«Метель»

пение)

произведени
я и

обосновыват
ь свои

собственные
пред
почтения

теме

ур
ока

Раздел

IV. В поисках истины и красоты (5 ч)

2
0

М
ир
духовно
й

м
узыки

1

Урок
изуче
ния но
-
вого мате
-
риала

Мир духовных
исканий че
ловека.
Величие и много
-
гранность чувства любви.

Мир церковной
музыки.

«Хор
-

уста
Церкви». Ви
зантийские
корни
русского

церковного пения

М. Глинка.
«Херу
вимская
песнь»;

Д.
Бортнянский.

«Тебе
поем»;

Д.
Шостакович,

Микеландж
ело

Буонарротт
и
.

«Бессмертие
»

(из сюиты
для баса

и
фортепиано)

Знать имена
русских

композиторо
в, сочи
нявших
духовную

музыку.

Уметь
характеризо
вать
важнейшие ка
-
тегории в музыке

Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

пе
ние

Со
ставить

уст
ный

рас
сказ

о
своих

впе
чатле
ниях

от
цер
-
ковной

му
зыки



2
1

К
олоколь
ный

з
вон на
Руси

1

Комби
ниро
ванный

Колокольный звон
на Руси.

«Мелодией одной
звучат

печаль и
радость...».
Звуча
ние
колоколов в музыке

русских
композиторов

С.
Рахманинов.

«Колокола»
№ 1,

из поэмы
для со
листов, хора
и симфонического

оркестра; П.
Чай
ковский.
Знать, что
коло
кольный звон
-

от
ражение в звуках

русской
души. Коло

кола
-

неотъемлемая

часть жизни
русско
го человека

Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

пе
ние

Пр
иду
мать
рит
-
мический

ри
сунок

ко
локоль
-
ного зво
-


«Декабрь.

Святки» (из
цикла

«Времена
года»)

на с
использов
а
нием
син
копы

2
2

Р
ожде
-
ственска
я

з
везда

1

Урок
изуче
ния но
-
вого мате
-
риала

Рождество
Христово в

на
родной и
композиторской музыке.
Рождественский кант.
Колядки. Православ
ная
авторская песня

Н.
Римский
-
Корсаков.
Колядные песни
из опе
ры «Ночь
перед
Рождеством».

Увертюра
«Свет
лый
праздник»

Знать, что
русским

композитора
м
-
классикам
удалось вне
сти в
церковное пение
национальный

дух и чем
самым

поднять его
художественный
уровень

Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

пе
ние

По
доб
рать
литератур
ные про
-
изведе
ния
по теме

ур
ока



2
3

О
т Рож
-
дества
до

К
рещения

1

Комби
ниро
ванный

«Вечная новизна»
традиции

Великого Поста в

музыке.

Всемирная
радость Пас
хального
канона

М. Глинка.
«Херу
вимская
песнь»;

М.
Мусоргский.

«Рассвет на
Моск
ве
-
реке»
(вступле
ние к
опере «Хо
-
ванщина») (фраг
-
мент)

Знать, что
русским

композитора
м
-
клас
сикам
удалось вне
сти в
церковное пе
ние
национальн
ый

дух и тем
самым

поднять его
художе
ственный
уровень

Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

пе
ние

По
дготовить
со
-
общение

о
тради
-
циях

пр
аздно
-
вания Ро
-
ждества

и
Пасхи



2
4

«
Светлый

п
раздник
».

1

Урок
изуче
ния но
-
вого мате
-
риала

Пасхальный
канон. Духовно
-
музыкальные сочинения

Н. А. Римского
-
Корсакова
-

Н.
Римский
-
Кор
саков.

Увертюра

«Светлый
Знать
духовную му
зыку
Н. А. Римско
го
-
Корсакова

Ус
тный

оп
рос.

Хо
По
доб
рать
зри
-
тельный

ма


П
равослав
ная

м
узыка
сего
дня

замечательный
вклад вели

кого композитора
в право
славное
церковное пение

празд
ник»

ро
вое

пе
ние

териал

по
теме

Раздел

V. О современности в музыке (10 ч)

2
5

К
ак мы
пони
-
маем
совре
-
менност
ь

1

Комби
ниро
ванный

Как мы понимаем
совре
менность?
Современность

в жизни и в
музыке. Совре
менность
-

звено в цепи

традиции.

Технический

культ в искусстве

А. Онеггер.
Пасифик 231. М.
Дуна
евский, Ю.
Ряшин
-

цев.

«Песня
о друж
бе»

Уметь
анализиро
вать
музыкальные

произведени
я и

обосновыват
ь свои

собственные
пред

почтения

Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

пе
ние

Со
ставить

уст
ный

рас
сказ

о
совре
-
менной

ки
ному
зыке



2
6

В
ечные
сю
жеты

1

Урок
изуче
ния но
-
вого мате
-
риала

Вечные категории
добра,

истины, красоты.
Устойчи
вая нравственная
позиция

в искусстве.
«Вечные» сю
жеты

А.
Хачатурян.

«Смерть
гладиато
ра»,
адажио Спар
така и
Фригии из

балета
«Спартак»

Знать
творчество

современны
х компо
зиторов.

Уметь
анализиро
вать
музыкальное

произведени
е

Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

пе
ние

На
рисо
вать
свои

впе
чат
ления
от

пр
ослу
-
шанной

му
зыки



2
7

Ф
илософс
кие

о
бразы
XX ве
-
1

Урок
изуче
ния но
-
вого мате
-
риала

Образный мир в
симфонии

«Турангалила» для
форте

пиано и волн
Мартено...

О. Мессиан.
«Ли
к
ование
звезд»

(V часть) и
«Сад

сна любви»

Знать
творчество

французског
о композитора О.
Мессиана.

Уметь
Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

Из
обра
зить
«Ли
-
кование

зве
зд»



ка:
«Туранг
а
-

л
ила
-
симфон
ия» О.
Мессиан
а

Как теоретик
музыки, Мессиан
опирался главным об

разом на свое
творчество,

но также и на
творчество

других
композиторов

(VI часть) из
«Турангалилы
-
симфонии»

анализиро
вать
музыкальные

произведени
я

пе
ние

сре
дст
вами
жи
вописи

2
8
-
29

Н
овые
облас
ти
в
музыке

X
X века

2

Урок
изуче
ния но
-
вого мате
-
риала

Новые области в
музыке

XX в. (джазовая и
эстрадная

музыка). Джаз:
история воз
никновения,
музыкальные

особенности,
популярные

исполнители.

Рок
-
музыка:
история воз
никновения,
музыкальные

особенности,
популярные

исполнители

Д. Герман.
«
При
вет, Долли!»;

Дж.
Гершвин.

«Рапсодия в
стиле

блюз»,
«Колы
бельная
Клары»

(из оперы
«Порги

и Бесс»);
Дж. Лен
-

нон, П.
Маккарт

ни. «Вчера»

Знать:
причины

возникновен
ия, ис
токи джаз
а;
харак
терные
особенности

блюза,
регтайма,

спиричуэла.

Уметь
определять,

к какому
направле
нию джаза
относится

прослушанн
ое про

изведение

Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

пе
ние

По
дгото
вить
со
-
общение

о
современ
ных

ро
к
-
музыкант
ах



3
0

Л
ирическ
ие

с
траницы
со
-
ветской
музы
ки

1

Урок
изуче
ния но
-
вого мате
-
риала

Лирические
страницы со
ветской
музыки. М. Таривердиев
-

высокий мастер

лирической
музыки.

Продолжение
старых тра
диций,
утверждение их не

С
.
Слонимский,

А.
Ахматова. «Я

недаром
печальной

слыву...»; М.
Таривердиев, М.
Цве
таева. «Мой
Знать
лирические

произведени
я совре
менных
композито
ров.

Уметь
анализировать

музыкальны
е пр
оиз
ведения и
Ус
тный

оп
рос.

Хо
ровое

пе
ние

По
дгото
вить
со
-
общение

о
творче
-
стве

М.
Тариверд


преходящей
ценности

в XX веке.
Эмоционально
-

образный
анализ рома
нса С.
Слонимского

ми
лый, что тебе я

сделала» («Попыт
-
ка ревности»)

обосно
вывать свои
собст
венные
предпочте
ния; петь
мод фоно
грамму

иева

3
1

Д
иалог
вре
мен в
музыке
А.
Шнитке

1

Урок
изуче
ния но
-
вого мате
-
риала

Диалог времен в
музыке А. Шнитке,
посвященной темам
жизни и смерти, судьбам
культуры и чело
вечества.

А. Г. Шнитке.
Кончерто
гроссо № 1 / Кон
церт для
фортепиано и струнных
-

2004, АРЕ...

А. Шнитке.

Preludio
;
Toccata

(из «
Concerto

Grosso
» № 1 для
двух скри
пок,
клавеси
на,
препарирован
ного
фортепиано и
струнного орке
-
стра)

Знать
творчество
композитора А.
Шни
тке.

Уметь

анализиро
вать
музыкальные
произведения
совре
менных
композито
ров

Ус
тный
опрос

Со
ста
вить
уст
ный
рассказ
впечатлен
ие о
музыке Д.
Шнитке



3
2

«
Любовь
ни
когда
не пере
-
станет...
»

1

Комби
ниро
ванный

Любовь в высшем
ее пони
мании. Музыка
воспевает любовь и
одухотворяется ею.
Интонационный и об
-
разный анализ хора «Лю
-
бовь святая»

Г. Свиридов.

«Лю
бовь святая»
(из музыки к тра
-
гедии А. Толсто
го

«Царь Федор
Иоаннович»)

Уметь

анализиро
вать
музыкальные
произведения и
обосновывать свои
собственные пред
-
почтения

Ус
тный
опрос.
Хоровое
пение

По
доб
рать
песни по
теме
урока



3
3

М
узыка
все
гда
остается

1

Комби
ниро
ванный

Способность
музыки выра
жать
отношение к главным
проблемам жизни.
Музыка учит человека
быть счаст
ливым

А.
Флярковский, А.
Дидуров.

«Про
-
щальный вальс»
(хоровое пение)

Уметь

анализиро
вать
музыкальные
произведения и
обосновывать свои
собственные пред
-
почтения

Ус
тный
опрос.
Хоровое
пен
ие

На
писать
мини
-
сочинени
е о тради
-
циях в
музыке



3
4
-
35

Т
радиции
и
совреме
н
ность в
музы
ке
1

Комби
ниро
ванный

Обобщение
знаний. Творче
ский отчет
в форме концер
та.
Многообразие мира со
-
временной музыки.
Отече
ственное и
Произведени
я по выбору
учащихся
(слушание и ис
-
полнение)

Знать о
традициях и
новаторстве в мире
музыки.

Уметь
анализиро
вать
Ус
тный
опрос.
Хоровое
пение




(заключ
и
-
тельный
урок по
курсу)

зарубежное ис
кусство.
Традиции и нова
торство
в мире музыки

музыкальные
произведения и
обосновывать свои
собственные пр
ед
-
почтения





Приложенные файлы

  • pdf 42095423
    Размер файла: 540 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий