ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Метод «Шесть шляп мышления». Шесть шляп мышления. Эдвард де Боно Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую

Министерство образования Республики Татарстан
ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»












«Медиабезопасность»
Интерактивные занятия
для учащихся 7-9 классов







Разработчик занятий:
Р.И.Апкаримов














Казань-2016
Интерактивное занятие № 1

Формат:
- тренинг навыков работы с информацией (освоение использования информации; освоение методов выработки и принятия решений);
- тренинг развития коммуникативных навыков (установления контакта, выстраивания отношений с окружающими, навыков общения, сотрудничества, работы в команде).
- тренинг критического мышления

Время/ этап тренинга /задачи блока
Содержание
Комментарии (инвентарь, ответственные, примечания)

Предтренинговая подготовка
Задача: осуществить качественную подготовку к тренингу
До тренинга:
Освоить теоретическое содержание тренинга.
На практике опробовать приемы и методы, которые включены в программу тренинга.


За 30 мин до начала тренинга
Задача: создать комфортную, дружескую атмосферу для участников
Сбор участников.
Оформление бейджей (настоящие или вымышленные имена)
Приветственный кофе-брейк
Ко-тренер встречают гостей, регистрируют участников, выдают бейджи, ведут непринужденный разговор, предлагают кофе, знакомят участников друг с другом.


5 мин Открытие тренинга
Задача: снять ощущение неопределенности и неизвестности, сформировать позитивный образ тренера.
Открытие тренинга
Приветствие тренера
Правила тренинга: можно озвучить заранее подготовленные правила работы в группе (н-р: не перебивать («одна станция в эфире», быть активным, отвергая, предлагать) или предложить группе выработать свои правила.
Правила тренинга, вывешиваются на заранее подготовленных иллюстрированных листах на доске или прописываются учителем.

5 мин Установление контакта
Задача: Установление контакта. Снижение напряжения. Формирование позитивного эмоционального настроя.

Установление контакта
Игра «Самурай, дракон, принцесса»
Правила соответствуют игре «Камень, ножницы, бумага» – см Приложение №1
Рефлексия:
Благодаря чему вы победили?
Вы руководствовались случайным выбором или у вас была стратегия, которая помогла вам выиграть?
Помогали ли в принятии решения ваши наблюдения за поведением соперника?


5 мин Введение в тему тренинга
Задача: напомнить участников о понятии медиабезопасность.

Как вы думаете, что означает понятие «медиабезопасность»? Получив ответы на вопрос, учитель наводит подростков на понимание слова через этимологический разбор: медиа – средство коммуникации (общения, связей) в виртуальной среде (через рекламу, ТВ, интернет, гаджеты), безопасность – отсутствие риска.
Сегодня мы с вами проведем серию экспериментов, которые покажут нам, что такое медиабезопасность, от чего она нас защищает и как уметь «постоять за себя» в виртуальной реальности.


5 мин. «Фасилитация»
Задача: введение в проблематику занятия
Первым нашим экспериментом предлагаю нам с вами побыть в роли медиаэкспертов и провести экспресс-анализ медиапространства.
Для этого проведем общий сбор ассоциаций со словом «медиа». Запишите на листочках как можно больше слов или образов, которые приходят к вам в голову при слове «медиа» за 30 секунд. Запишем их на доске. Учитель записывает их ассоциации на доске. Затем наводит группу на основные элементы «медиа»: интернет, смартфон, компьютер, радио, ТВ и т.д.
Стикеры, руxки или карандаши каждому участнику тренинга.
Доска/флипчарт + мел/маркеры для доски

10 мин. «Мозговой штурм»
Задача: актуализировать у подростков необходимость самозащиты в медиапространстве.
Теперь предлагаю разделиться на три группы экспертов: «Ниф-ниф», «Наф-наф», «Нуф-нуф». Разделить группу можно используя: игру-считалочку, перекличку («Первый-второй-третий»), самоорганизацию учеников.
Экспертам необходимо в течение 5 минут произвести «мозговой штурм» по темам. (Учитель предварительно рассказывает ученикам проавила мозгового штурма (Приложение 2))
Группы «Ниф-ниф» - разработать методом мозгового штурма как можно больше аргументов в пользу медиапространства (Интернета, ТВ, смартфонов и т.д.)
Группы «Нуф-нуф» - аргументы против медиапространства.
«Наф-наф» - провести на своем примере анализ как чаще всего подростки используют медиапространство.
По истечению времени группы зачитывают свои экспертные замечания.
Ватманы, маркеры для работы по подгруппам.
Пространство для закрепления ватманов (доска, магниты и т.п.)

10 мин. «Фасилитация»
Задача: актуализировать у подростков необходимость самозащиты в медиапространстве.
Вы прекрасно справились с заданием, эксперты, поаплодируем друг другу бурно и продолжим наш эксперимент.
Для этого еще раз обратим внимание на плакат третьей группы экспертов «Наф-наф». Уважаемые эксперты, для каждого пункта плаката «Наф-наф» определите наиболее соответствующие аргументы из плакатов групп «Нуф-нуф» и «Ниф-ниф». Я буду отмечать +или - каждый ваш аргумент. «+» - аргумент «за», «-» - аргумент «против».
А теперь запишите на своих листах, какие способы использования медиапространства являются эффективными и полезными для вас, а какие неэффективными и вредными («пожирают время»)
Учитель отмечает на ватмане группы «Наф-наф» + или - , которые распределяют ребята.


Листы, ручки/карандаши

5 мин Шеринг, обратная связь
Задача: получить обратную связь участников о тренинге.
Обратная связь
«Погода в доме»
По очереди каждый участник тренинга представляется и говорит какая погода в его доме (душе).


ИТОГО 45 минут




Игра «Принцесса-дракон-самурай»
Инструкция
Давайте разделимся на две, равные по количеству участников команды. Я предлагаю вам сыграть в игру «Принцесса и самурай». Эта игра похожа на детскую игрушку «Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Ок. Только эта игра командная. Это означает, что у участников команд будет время, чтобы договориться какую фигуру они будут показывать. После того как вы договоритесь, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по моей команде, вы одновременно, показываете выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса побеждает Самурая, Самурай дракона, Дракон Принцессу. Как показывать фигуры?

Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая это меч, он агрессивен и кричит «банзай». Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим «банзай»! На счет три-четыре!

Дракон. Как дракона покажем? Он больший и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим р-р-рррр.

Принцесса. «Ну, принцесса у нас будет «тепленькая». Попробуем: девочка-припевочка, в руках подол, ногами как в варьете и поет «ля-ля-ля».

Разобрались с фигурами, теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.
Игра будет играться до трех побед.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Мозговой штурм»

Групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени.
1 этап: Участникам предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 этап: Обмен информацией.

Правила к эффективному использованию Мозгового штурма
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.

Примечание: парная мозговая атака помогает учащимся, которым сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Интерактивное занятие № 2

Формат:
- тренинг навыков работы с информацией (освоение приемов сбора, систематизации, обработки, использования информации; освоение методов выработки и принятия решений; навыков развития когнитивных способностей);
- тренинг развития коммуникативных навыков (установления контакта, выстраивания отношений с окружающими, навыков общения, сотрудничества, работы в команде).
- тренинг критического мышления

Время/ этап тренинга /задачи блока
Содержание
Комментарии (инвентарь, ответственные, примечания)

Предтренинговая подготовка
Задача: осуществить качественную подготовку к тренингу
До тренинга:
Освоить теоретическое содержание тренинга.
На практике опробовать приемы и методы, которые включены в программу тренинга.


За 30 мин до начала тренинга
Задача: создать комфортную, дружескую атмосферу для участников
Сбор участников.
Оформление бейджей (настоящие или вымышленные имена)
Приветственный кофе-брейк
Ко-тренер встречают гостей, регистрируют участников, выдают бейджи, ведут непринужденный разговор, предлагают кофе, знакомят участников друг с другом.


7 мин Открытие тренинга
Задача: снять ощущение неопределенности и неизвестности, сформировать позитивный образ тренера.
Открытие тренинга
Приветствие тренера
Напоминание о правилах тренинга
Игра-активатор «Компот» (Приложение 1)
Правила тренинга, вывешиваются на заранее подготовленных иллюстрированных листах на доске или прописываются учителем.

5 мин. Игра «Белый снег»
Задача: настроить учащихся на тему занятия, проблематику критического мышления и стереотипов мышления.
Ребята, сейчас нужно будет быстро вместе отвечать на поставленные мной вопросы. «Снег какого цвета?», «Лист бумаги какого цвета», «Посмотрите на потолок. Какого он цвета?», «Молоко какого цвета?», «Что пьет корова?» (90 % хором кричат «молоко»)
Правильный ответ «воду»
Как вы думаете, почему большинство из вас ответило «молоко»?
Что способствовало неверному ответу?
Как тема безопасности в виртуальной среде может быть связана с этим упражнением?
Как вы думаете, почему наше сегодняшнее занятие началось именно с этого упражнения?


10 мин. Видеоролик
«Реклама»
Задача: актуализировать у учащихся критического мышления
Просмотр рекламы жвачки.
Учитель просит каждого быстро, не задумываясь долго, ответить каждого по очереди на три вопроса:
1. Какой образ запомнился больше всего?
2. Какой эмоциональный отпечаток вызвал данный ролик?
3. Какую мысль оставил в вашей голове данный ролик?
Ребята подумайте и ответьте, на что у вас появилась приятная эмоциональная реакция?
Позитивная эмоциональная реакция была вызвана рекламируемым продуктом или образом успешности, коммуникабельности, красоты?
Как часто мы «ведемся» на такие рекламные продукты?
Необходимы: проектор, компьютер, экран, рекламный ролик жвачки.

5 мин. Разговор о критическом мышлении
Задача: познакомить учащихся с методом критического мышления как способу самозащиты в медиапространстве.
Следующий вопрос, который хотелось бы вам задать в связи с рекламой жвачки – как критическое мышление защитит меня от уловок рекламы (и в целом медиапространства)? И на этот вопрос я попрошу Вас ответить после небольшой беседы о критическом мышлении.
Учитель представляет метод критического мышления (Приложение 2)
Доска, мел, проектор.


10 мин. Игра «Факты и интерпретация»
Задача: знакомство с навыком критического мышления.

Одними из часто встречающихся ловушек, в которые мы попадаемся в интернет-пространстве, при просмотре телевизора и вообще в жизни, является неумение отличить факт от его интерпретации. Люди часто пользуются не фактами, а их интерпретациями, которые имеют оценочный характер и больше говорят об отношении человека к происходящему, чем о самом факте. Игра «Факты и интерпретация» (Приложение 3)


7 минут. Шеринг, обратная связь
Задача: получить обратную связь участников о тренинге.
Помочь ребятам найти поддержку своим идеям, единомышленников.

Обратная связь
По очереди каждый участник тренинга представляется и отвечает двумя фразами на 2 вопроса: Что было полезного для вас на тренинге и где важно применять критическое мышление в моей жизни?
Или
Игра Молекулы.
Все движутся под музыку в хаотичном порядке. Когда музыка замолкает тренер говорит: «Молекулы по 2». Все объединяются в пары и обмениваются ответами на 2 вопроса. Затем снова движение. Ведущий: «Молекулы по 3». Участники отвечают на те же вопросы.


ИТОГО 45 мин.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Компот».
Ведущий предлагает рассчитаться на три составные части вкусного компота: «Банан», «Апельсин», «Ананас»
По команде ведущего «Банан»/«Апельсин»/«Ананас» соответствующие фрукты меняются местами. По команде «Компот» местами меняются все участники упражнения
Правила игры:
Услышав свой фрукт или слово «Компот» оставаться на месте нельзя.
Меняться с соседями – нельзя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Что такое критическое (эффективное или умелое) мышление
Когда мы мыслим умело, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.
Умелое мышление - это тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем.
Умелое мышление означает способность анализировать информацию с позиции логики и здравого смысла, с тем чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Эффективное умелое мышление это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Несколько определений критического мышления
Ключевые элементы критического мышления
Зачем оно нужно и как может помочь в жизни и в работе?
“Зачем нужно обучать рефлексивному (критическому) мышлению?” – вот принципиальный вопрос, требующий исчерпывающего ответа для Дж. Дьюи (американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм). В его понимании свобода не может существовать без интеллектуальности: “Истинная свобода, говоря кратко, интеллектуальна; она основывается на воспитанной силе мысли, на умении “поворачивать вещи со всех сторон”, разумно смотреть на вещи, судить, есть ли налицо нужное для решения количество и качество доказательств, а если нет, то где и как их искать”. Человек может стать свободным, по его мнению, благодаря разуму: “Если поступки человека не управляются разумными заключениями, то они управляются неразумными импульсами”. “Беспрепятственно культивировать неразумную внешнюю деятельность, – заверяет Дж. Дьюи, – означает воспитывать рабство, так как это бросает человека на произвол желаний, чувств и обстоятельств”.
Следовательно, идеал Дж. Дьюи – свободный гражданин, а свобода немыслима для него без критического мышления, то есть самостоятельного, дисциплинированного (контролируемого), сознательного и самоорганизующегося мыслительного процесса.
Чтобы достичь этого идеала, необходимо создать соответствующие условия обучения:

· ситуации удивления;

· давать время на рассуждение;

· обеспечить соответствующую культуру преподавателя;

· устранить идеал правильного ответа (затруднения должны оберегаться, а не устраняться);

· материал должен подаваться как стимул, без догматичной завершённости и недвижимости;

· использовать побудительные вопросы (т.н. сократовские вопросы).

Элементами критического мышления являются:
Наблюдения – в результате серии наблюдений мы можем прийти к
Фактам – от фактов или их отсутствия мы можем перейти к
Умозаключению, проверив обоснованность которого, мы переходим к
Суждениям, от которых зависят наши
Убеждения. Опираясь на убеждения, мы, руководствуясь логикой, подбираем
Аргументы. А когда мы хотим проверить аргументы, мы прибегаем к

С критическим мышлением тесно связаны такие умения и навыки, как:

· Умение задавать вопросы

· Умение формулировать проблему

· Умение доказывать свою точку зрения

· Умение анализировать предположения и предубеждения

· Умение избегать эмоциональных суждений

· Умение избегать упрощений

· Рассматривать все имеющиеся интерпретации

· Толерантность

· Метапознание - умение думать о том, как я думаю.

Список источников:
1. Горобей А.Н. Метод критического мышления, 2011
2. Материалы тренинга "Учимся думать вместе"
3. Терно С.А. Эволюция идеи: рефлексивное мышление – критическое мышление – метакогнитивное развитие.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«Факты или интерпретации»
Одним из часто встречающихся препятствий на пути эффективной коммуникации является неумение отличить факт от его интерпретации. Люди часто пользуются не фактами, а их интерпретациями, которые  имеют оценочный характер и больше говорят об отношении человека к происходящему, чем о самом факте. 
Факт (от лат. factum - сделанное, свершившееся), в обычном словоупотреблении синоним понятий истина, событие, результат. Знание, достоверность которого доказана. 
Интерпретация (лат. interpretatio), истолкование, объяснение, разъяснение. 
Попробуйте в этом упражнении отличить факты от интерпретаций/оценочных суждений. 

ЗАДАНИЕ: 
Отметьте высказывания, которые Вы считаете фактами.
«Федор говорил дольше Антона». 
«Марина вела себя очень агрессивно». 
«Он весь вечер говорил о своем баскетболе». 
«Тогда она умышленно сменила тему разговора». 
«Он говорил искренне». 
«Мария Петровна забыла о назначенной встрече». 
«Ольга изо всех сил старалась разозлить Андрея!» 
«Ты вечно опаздываешь». 
«Ты опоздал на пять минут». 
«Директор был просто обескуражен». 
«Актеры вели себя просто непрофессионально». 
«Сергей повысил голос, когда понял, что его не слышат». 

Ответьте на вопросы
Легко ли в жизни отличить факты от интерпретаций? 
Что этому мешает? 
Приведите примеры, когда в медиапространстве вы сталкивались с интерпретациями, навязываемыми Вам.

Интерактивное занятие № 3

Формат:
- тренинг навыков работы с информацией (освоение приемов использования информации; освоение методов выработки и принятия решений);
- тренинг развития коммуникативных навыков (установления контакта, выстраивания отношений с окружающими, навыков общения, сотрудничества, работы в команде).
- тренинг критического мышления

Время/ этап тренинга /задачи блока
Содержание
Комментарии (инвентарь, ответственные, примечания)

Предтренинговая подготовка
Задача: осуществить качественную подготовку к тренингу
До тренинга:
Освоить теоретическое содержание тренинга.
На практике опробовать приемы и методы, которые включены в программу тренинга.


За 30 мин до начала тренинга
Задача: создать комфортную, дружескую атмосферу для участников
Сбор участников.
Оформление бейджей (настоящие или вымышленные имена)
Приветственный кофе-брейк
Ко-тренер встречают гостей, регистрируют участников, выдают бейджи, ведут непринужденный разговор, предлагают кофе, знакомят участников друг с другом.


7 мин Открытие тренинга
Задача: снять ощущение неопределенности и неизвестности, сформировать позитивный образ тренера.
Открытие тренинга
Приветствие тренера
Напоминание о правилах тренинга
Игра-активатор «Человек к человеку» (Приложение 1)
Правила тренинга, вывешиваются на заранее подготовленных иллюстрированных листах на доске или прописываются учителем.

25 мин. Игра «Шесть шляп мышления» (Приложение 2)
Задача: познакомить учащихся с опытом всестороннего анализа ситуации/информации для самозащиты от вредной информации.
Так же как в предыдущей игре мы присоединялись друг другу разными частями тела, также порой разными частями нашего тела – головой, глазами, ушами, животом, ногами - овладевает медиа пространство (интернет, ТВ, радио, медиаигры, соц.сети).
Предлагаю сейчас произвести эксперимент и примерить шесть шляп на популярную вами группу в ВК, приложение, гаджет или сайт.
Учитель вместе с учениками выбирает для анализа методом «Шести шляп мышления» популярный среди них медиапродукт.
Для эксперимента нам необходимо разделится на 6 групп, рассчитавшись на первый-шестой.
Каждая образовавшаяся группа занимает место рядом с одной шляпой и ватманом.
Прочтите задание на шляпе и в течение 2 минут запишите на ватмане ответ на задание.
Через две минуты команды передвигаются по часовой стрелке к следующей шляпе.
После того как все команды побывали на всех шляпах, учитель предлагает командам представить какими тезисами полна шляпа, возле которой они стоят.
Необходимы реквизиты, макеты шляп 6 цветов/ либо нарисованные шляпы 6 цветов, маркеры, ватманы.

12 мин. Синквейн.
Рефлексия
Задача: получить обратную связь участников о тренинге.
Помочь ребятам найти поддержку своим идеям.

Ребята, мы с вами на протяжении трех встреч говорили о необходимости самозащиты в медиапространстве. Поняли ,что означает это слово, как критическое мышление может нам помочь защититься от вредной информации. Провели множество экспериментов и теперь необходимо закрепить результат и сделать каждому анализ полученных знаний методом «синквейн».
Выберите главную на тему, которая вас затронула больше всего и сотворите своей синквейн. Для этого у нас есть ровно 7 минут.
Далее по желанию участники делятся своими синквейнами, оценивают свою работу на занятии и свое эмоциональное состояние способом «Цезарь» (так же как голосовал римский император на гладиаторских боях большим пальцем руки)
Легкая негромкая музыка для составления синквейна и проведения рефлексии.

ИТОГО 45 мин.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Человек к человеку»
После произнесения ведущим фразы «Человек к человеку» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа "ухо - к плечу", "Правая нога - к левой руке" и т. п.).
После произнесения ведущим фразы «Человек к человеку» играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего - найти себе пару. Тот, кто остался без пары становится ведущим.
Правила:
после произнесения команды "Человек к человеку" – оставаться на месте нельзя.
Объединяться в пару с одним и тем же человеком второй и последующие разы – нельзя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Метод «Шесть шляп мышления»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Шесть шляп мышления. Эдвард де Боно
Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Метод шести шляп это простой и практичный способ преодолеть трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
В полноцветной печати цветные плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем цветную картинку. Метод шести шляп предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе и мы получим «полноцветное мышление».
Белая шляпа: информация
Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты и цифры. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима (какой информации не хватает) и как нам ее получить.
 
Красная шляпа: чувства и интуиция
В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои эмоции, чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Не вдаваясь в подробности и рассуждения, люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).

Черная шляпа: критика
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям иосторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Проявите осторожность, обратите взгляд на возможные тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, побудьте немного пессимистом. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.
 
Желтая шляпа: логический позитив
Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи,модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.
 
Синяя шляпа: управление процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы, реализации идеи и работы над решением задач. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.
Синяя шляпа в курсе работы других шляп, собирает, обобщает и управляет работой всех остальных шляп.

Четыре типа использования шляп
Использование шести шляп мышления резонно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. Например, в личном плане, это может быть написание делового письма, планирование важных дел, оценка чего-либо, решение проблемы выхода из сложной жизненной ситуации и т.д.
При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов, опять-таки при планировании и оценке, или применять его как часть программы обучения.
Кстати говоря, многие международные корпорации, такие как British Airways, IBM, Pepsico, DuPont и многие другие, давно взяли на вооружение этот метод.
Четыре типа использования шляп
Надеть шляпу
Снять шляпу
Сменить шляпу
Обозначить свое мышление

Смена Ролей
Очень важно, чтобы каждый мыслитель умел менять роли: надевать шляпы и снимать их. Шляпы – это не способ классифицировать людей. Совершенно неправильно было бы сказать «Она мыслитель в зеленой шляпе» или «Он использует только красную шляпу». Хотя такие оценки могут быть точными, если мы начнем использовать шляпы как категории, то люди захотят использовать только мышление, связанное с конкретной категорией: «Я мыслитель в черной шляпе». Это прямо противоположно цели и ценности метода шести шляп, состоящего именно в попытке заставить людей использовать все шесть режимов мышления.

Преимущества и сложности
Преимущества
Мыслительная деятельность для большинства людей является абстрактной, нудной и скучной работой. Шестишляпный метод же способен увлечь и сделать умственную деятельность красочной и интересной.
Шесть цветных шляп это довольно таки запоминающееся выражение и легко усвояемая и применимая методика: легко научить и легко применить.
Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.
Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени
Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.
Метод 6 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам работы над решением, проектом фактам, эмоциям, за и против, критики, генерации свежих, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов. 
По глубокому убеждению Эдварда де Боно, которое он подробно описал в своей книге, шесть шляп мышления призваны служить условно-рефлекторными сигналами, способными повлиять на  баланс химических элементов (соотношения нейромедиаторов) в составе головного мозга.
Сложности
Главным минусом 6 шляп мышления, хотя, наверное, даже не минусом, а сложностью является сама технология шести шляп, т.е. для того чтобы освоить эту методику и с пользой научиться ее применять необходимо какое-то время. Проще решать вопросы, используя прием шести шляп индивидуально, а вот в коллективе это делать сложнее.
Если вы не являетесь непосредственным руководителем, инициировать этот метод на предприятии и объяснить все его преимущества задача не простая. Большинство отечественных предприятий, не готовы внедрять какие бы то ни было новшества в работу компании, в частности коллективные методики, и в особенности, требующие личной вовлеченности.
Кроме необходимости убедить руководство в надобности данного метода, существует еще и момент серьезности его восприятия непосредственно коллективом. Кто-то может посчитать его «детским» и откажется примерять цветные шляпы (хотя никакие шляпы то на самом деле одевать не надо), объяснив это тем, что он не клоун. Однако тут дело опять-таки в профессионализме ведущего (модератора, т.е. синей шляпы).
Чтобы нивелировать немногочисленные минусы технологии шести шляп и грамотно использовать все плюсы, перед тем как начать коллективную примерку головных уборов важно досконально изучить все правила проведения этой техники мышления.

Отдельная шляпа и использование в последовательности
Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Шляпы используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех шляп.
желтая шляпа, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи
черная шляпа, сопровождаемая зеленой, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их)
полная последовательность шляп может использоваться как структура для обдумывания темы. Эта структура определяется заранее как программа мышления – его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.
Стандартная технология использования - определение последовательности шляп в самом начале дискуссии. Последовательность подбирается под конкретную задачу или ситуацию. Затем начинается работа, во время которой участники одновременно надевают шляпы в заданной последовательности. Задача модератора - следить за ходом события и поправлять шляпы, если кто решит их сменить. В конце подводятся итоги (в синей шляпе).
Вся изюминка - это научиться создавать последовательности из шляп, т.к. универсальной последовательности на все случаи жизни просто не существует. Как не существует универсальной одежды подходящей и для жары, мороза, дождя, свадьбы, уборки... каждый раз мы надеваем разные вещи, так и при решение задач нужно каждый раз составлять разные последовательности. 

Правила метода шести шляп мышления
При коллективном участии метод де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор записывает все сказанное на бумагу и в завершении суммирует полученные результаты.
Вначале ведущий вкратце знакомит коллектив с общей концепцией шести шляп мышления, далее обозначает проблему или задачу. Ну, например: «Конкурирующая фирма предложила сотрудничество в области Что делать?».
Сессия начинается с того, что все принимающие в ней участие вместе «надевают шляпу» одного и того же цвета, и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп в принципе не играет огромной роли, однако, некая очередность все-таки необходима. Попробуйте использовать следующий вариант:
Начните обсуждение темы в белой шляпе, то есть соберите и рассмотрите все имеющиеся факты, цифры, статистические данные, предложенные условия и т.д. После все имеющиеся данные обсудите в негативном ключе, т.е. в черной шляпе, и даже если предложение выгодное, ложка дегтя в бочке с медом, как правило, всегда есть. Ее то и надо увидеть. Далее найдите все положительные моменты в сотрудничестве, надев позитивную желтую шляпу.
Рассмотрев вопрос со всех сторон, и собрав достаточно информации для дальнейшего анализа, надевайте зеленую, креативную шляпу. В ней попытайтесь найти что-то новое, выйдя за рамки существующих предложений. Усильте положительные моменты, сгладьте отрицательные. Пусть каждый участник предложит альтернативный путь. Появившиеся идеи снова анализируются в желтой и черной шляпе. Да, и не забывайте периодически давать участникам выпустить пар в красной шляпе (ее надевают редко и на достаточно небольшой промежуток времени секунд тридцать, не больше). Так пробуя надевать шесть шляп мышления в разной последовательности, со временем, вы сможете определить наиболее подходящую очередность.
В завершении коллективного параллельного мышления модератор подводит итог проделанной работе. Также в важно чтобы модератор следил за тем, чтобы участники не надевали одновременно несколько шляп. Таким образом, мысли и идеи не переплетаются и не запутываются.
Можно использовать этот метод и немного по-другому – пусть каждый участник надевает шляпу определенного цвета и играет свою роль. В этом случае лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они не соответствовали типажу человека. Например, пусть черную наденет оптимист, желтую то, кто постоянно все критикует, красную пускай по очереди наденут все, кто не привык проявлять эмоции и ведет себя всегда сдержано, зеленую не давайте примерить главному креативщику и т.д. Это даст возможность участвующим раскрыть потенциал. 

Конструктивного мышления вам!


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Техника «Синквейн»
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в России с 1997 года) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
Структура синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Примеры
Критическое мышление
Умное, креативное
Думать, спрашивать, повторять Анализировать необходимую информацию креативно
Творчество
Соколова А.А.
Критическое мышление
Конструктивное, важное!
Слышать, понимать, оценивать
Нужно в любой сфере жизни
Свобода
Чехова А.В.











13PAGE \* MERGEFORMAT14115




Красная шляпа: чувства и интуицияЖелтая шляпа: логический позитивСиняя шляпа: управление процессомСмена РолейОтдельная шляпа и использование в последовательности15

Приложенные файлы

  • doc 42105434
    Размер файла: 163 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий