«Вольта и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народ- прославление мирного труда.









Рабочая программа
Данная программа разработана на основе закона ФЗ №3 №273 < Об образовании> от 29.12.12 года, на основе федерального компонента
государственного
общеобразовательного стандарта
основного Общего образования 2004
года, примерной программы среднего
( полного) общего образования по
литературе.
7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 59 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Кроме того, настоящая программа в определённой степени учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М.: Просвещение, 2009).
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Литература как искусство словесного образа особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жи;зни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы
искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 59 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).
В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 58 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем : в 7 классе особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
Устное народное творчество.
Древнерусская литература.
3.Русская литература XVIII века. 4. Русская литература XIX века.
5.Русская литература XX века. б.Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
Обзоры.
Сведения по теории и истории литературы.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диа~ лог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
« умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIXXX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведения] литературы, их оценка,
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изучен ных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или и отрывки с использованием образных средств русского язык и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанном или прочитанному тексту, создавать устные монологический высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; 1
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся 7класса
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора
(предания, былины, пословицы, поговорки (развитие представлений)); летопись (развитие представлений); роды литературы (эпос (развитие понятия)); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); тема и идея произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции. Учащиеся должны уметь:
видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы ра&ных
жанров;
различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов
выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических
произведениях;
видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя
произведения;
объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить
аналог в собственном жизненном опыте; видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств при выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении; видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению; аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения от отдельного тропа до композиции и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения; выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы; сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода; оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к не
писать басню, былину, письмо или литературного героя.
МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ)
ПЛАНЕ
Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования для
индивидуального обучения предусматривает ресурс учебного времени в в 7 классе
70 ч (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СЕДЬМОЙ КЛАСС
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравсвенная проблема литературы. Взаимосвязь характеров обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира 1 стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народ Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарений Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольта и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народ- прославление мирного труда. Микула носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и на-< роду, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства основные черты характера Ильи Муромца, (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» карело-финский мифологический эпос Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений). Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ с) писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мае терство в изображении Полтавской битвы, прославлений мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов; Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и
гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») готовность кинуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. 1
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина» я
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. 1
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные п

душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. На дорогах войны
Интервью с поэтом участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе»Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. «Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Из литературы народов России


Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям: разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта. Из зарубежной литературы
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Формы контроля
Контрольных сочинений-2
Контрольных изложений-1
Р/р-4
Вн/чт-7
Региональный компонент-7
Тестовый контроль-1
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Универсальная энциклопедия «Википедия». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Универсальная энциклопедия «Кругосвет». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Энциклопедия «Рубрикой», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронные словари.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мифологическая энциклопедия.













разбойник» .Новго-
достоинства основные








родский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.
черты характера Ильи Муромца. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание бьшин. Собиратели.







5
«Калевала» карело-финский мифологический
Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев,
Руны. Мифологический эпос






эпос. Р/к№1 «Нарты» -героический эпос народов Северного Кавказа.
трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических
(начальные представления).
Героический эпос








песен






6
Пословицы и
Выражение в них духа
Пословицы,
Наи-





поговорки.
Народная мудрость
пословиц и
поговорок.
Р/к № 2 Пословицы
народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и
поговорки (развитие представлений). Афори-
зусть





и поговорки народов Северного Кавказа.
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы
стические
жанры
фольклора.








народов мира: сходство и








различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).






7
Из древнерусской
литературы
«Поучение»
Владимира
Мономаха
(отрывок), «Повесть
Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Поучение (начальные представления). Летопись (развитие







временных лет». Отрывок «О пользе

представлений).






книг».








8
«Повесть о Петре и
Внимание к личности,









Февронии Муромских».
гимн любви и верности.







Нравственные









заветы Древней Руси.































9
М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государьши Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призьш к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Ода
(начальные представления).
Наизусть отрывок





10
Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем
стремленьи...», «На птичку...», «Признание».
Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.







11
А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава» («Полтавский бой») Р/к№3
А.С.Пушкин и Кавказ.
Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII).







12
А.С. Пушкин. «Медный всадник» (вступление)
Авторское отношение к героям.

Наизусть отрывок





13
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Баллада (развитие представлений).
Наизусть отрывок





14
А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя.
Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим




























поколениям.






15
А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Повесть (развитие представлений).





16
А.С.Пушкин.
«Станционный
смотритель».
Р/р Анализ эпизода
«Самсон Вырин у
Минского».
Письменный ответ на вопрос «Какими показаны Самсон Вырин и гусар Минский в повести «Станционный смотритель»?»

Проект Инсце-нирова ние фрагмента повести




17
М.Ю .Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

Наизус ть
отрыво к





«Песня про царя









Ивана Васильевича,








молодого








опричника и








удалого купца








Калашникова».








Поэма об








историческом








прошлом Руси.








Р/к № 4 Кавказ в








судьбе поэта.







18
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Смысл
столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Фолькло-ризм
литературы (развитие представлений).





19
М.Ю.Лермонтов.
Стихотворение

Наи-
















«Когда волнуется
«Ангел» как воспоминание

зусть






желтеющая нива...»,
об идеальной гармонии, о

по






«Молитва»,
«небесных» звуках,

выбору






«Ангел».
оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.







20
Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.
Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.
Историческая и
фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Наизусть речь о товари ществе





21
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления
Особенности изображения людей и природы в повести.
Литературный герой (развитие понятия).






22
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести.
Р/р Подготовка к сочинению








23
Р/р Классное сочинение №1 по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
Темы
1 .Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы? 2.3ачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия?







24
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта
Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности




























крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.
рассказа.







25
Работа над
Тургенев о богатстве и
Стихотворе
Наи-







ошибками в
красоте русского языка.
ния в прозе.
зусть






сочинении.
Родной язык как духовная

«Рус-






И.С.Тургенев.
опора человека.

ский






Стихотворения в
Нравственность и

язык»






прозе. «Русский
человеческие








язык». «Близнецы»,
взаимоотношения.








«Два богача».








26
Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).
Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
Поэма
(развитие
понятия)
Наизусть отрывок





27
Вн/чт № 2 Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Своеобразие некрасовской музы.
Трехсложные
размеры стиха (развитие понятия).






28
А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».
Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.







29
М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.
Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...»







30
Вн/чт №3 М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».
Гротеск (начальные представления).

Проект Презен тация «Сказ-


























Р/р Сочинение -миниатюра « Как вы понимаете смысл названия сказки?»


ки для детей изрядного возраста»




31
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести.
Взаимоотношения детей и взрослых.
«Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.
Автобиогра фическое художественное произведение
(развитие понятия).






32
Л.Н.Толстой. «Детство». Главный герой повести.
Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Герой-повествователь
(развитие понятия).





33
Р/к № 5
Л.Н.Толстой на Кавказе.







34
А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов.
Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие» фамилии.
Сатира и юмор как формы комическо-го(развитие представлений).





35
Вн/чт№ 4 А.П.Чехов. «Злоумышленник». Два лица России в рассказе.







36
Вн/чт № 5 А.П.Чехов. «Размазня».Смех и слёзы в рассказе.
Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Проект Инсце-нирова ние фрагмента рассказа




37
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В.Жуковский. «Приход весны», И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой.
. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Из русской литературы XX века

Наизусть по выбору























«Край ты мой,







родимый край...»,







«Благовест».






38
И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Воспитание детей в семье





39
Вн/чт № 6 И.А.Бунин. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.






40
М.Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.
Понятие о теме и идее произведения
(начальные представления).




41
М.Горький. «Детство». Изображение быта и характеров.
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Вера в творческие силы народа.
Портрет как средство характеристики героя.




42
М.Горький. «Детство». Р/р Обучение анализу эпизода «Пожар».






43
М.Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды.






44
Р/р Контрольное изложение № 1 «Легенды о Данко» М.Горького.






45
В.В.Маяковский.
Мысли автора о роли
Лирический
Наи-




Краткий рассказ о
поэзии в жизни человека и
герой (на-
зусть




писателе.
общества. Своеобразие
чальные
отрыво




«Необычайное
стихотворного ритма,
представле-
к по














приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
словотворчество Маяковского.
ния).
выбору





летом на даче».







46
В.В.Маяковский. «Хорошее
Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие
Обогащение знаний о
Наизусть





отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Работа над ошибками в
мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
ритме и
рифме.
Тоническое
стихосложе
ние
отрывок по выбору





изложении.

(начальные представления).





47
Л.НЛндреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Гуманистический пафос произведения.
Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

Проект Презен тация «Образы
собак в русской литера туре»




48
А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем.
Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.






49
Вн/чт № 7 А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.
Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова






50
Р/р Классное сочинение № 2 по произведениям русской литературы
Тема
«Нужны ли в жизни
сочувствие и
сострадание?»
















20 века.






51
Б. Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Художественный мир поэта.
Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. На дорогах войны





52
Работа над
ошибками в
сочинении.
Р/р Обучение
анализу
лирического
стихотворения.
Р/р Сочинение-миниатюра «Любимые поэтические строки»





53
А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...».
Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Лиричес кий герой (развитие понятия).
Наизусть «Снега потемнеют синие»



54
Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Литературные традиции.




55
Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека.
Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Отзыв
0
рассказе



56
Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Подвиг мальчика и
Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев сельского и

























радость от собственного доброго поступка.
городского мальчиков, понимание окружающей природы.







57
«Тихая моя
Человек и природа.

Наи-







Родина»
Выражение душевных

зусть






Стихотворения о
настроении, состоянии

по






Родине, родной
человека через описание

выбору






природе, собствен-
картин природы. Общее и








ном восприятии
индивидуальное в








окружающего
восприятии родной








(В. Брюсов,
природы русскими








Ф. Сологуб,
поэтами.








С.Есенин, Н.









Заболоцкий, Н.









Рубцов).








58
Р/к №6 Пейзажная лирика









ставропольских авторов.








59
Д.С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Публицисти ка (развитие представлений). Мемуары как
публицисти ческий жанр
(начальные представления).






60
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.








61
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русской поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...».
Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.







62
Из литературы народов России
Возвращение к истокам, основам жизни.



























Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества,







«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь, пришел сюда и сам не верю...» (из цикла
«Восьмистишия»), «О моей Родине»
дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.






63
Интервью с поэтом
Героизм, патриотизм,
Публицисти
Презен





участником Великой Отечест-
самоотверженность, трудности и радости
ка. Интервью
тация «Вели-





венной войны. Ритмы и образы
грозных лет воины в стихотворениях поэтов
как жанр публицисти
кая Отечес





военной лирики.
участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.
ки
(начальные представления).
твен-ная война в
Русской поэзии
»




64
Р/к № 7 Великая Отечественная война в произведениях ставропольских авторов.







65
Из зарубежной литературы
Роберт Берне. Особенности творчества. «Честная бедность».
Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.






66
Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.







67
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне

Особенност и жанра хокку (хайку).
























круговорота времен
года. Поэтическая
картина,
нарисованная
одним-двумя
штрихами.

'




68
Тестовый контроль знаний за 7 класс.
-

Проект «Мое любимое произведение, изучен ноев 7 классе»



69
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.
Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рождествен
ский
рассказ




70
Р.Д.Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. Рекомендации книг для летнего чтения.
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.
























Рисунок 1Рисунок 1

Приложенные файлы

  • doc 42125984
    Размер файла: 668 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий