Философия истории является одной из наиболее важных частей философии. Главное в философии истории – познание А Л.Н. Толстой мечтал о мировой религии, объединяющей христианство, ислам и буддизм, всех верующих любо-вью к Богу.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
УДК 1(075)

Дзевенис А.А., канд. фил. н., доцент,

Дальневосточный государственный аграрный университет

ФИЛОСОФИЯ ИСТОР
ИИ



Философия истории является одной из наиболее важных частей философии.
Главное в философии истории


познание направленности исторического движения,
его закономерностей. «И эпоха, и её философия несут на себе одно и то же движе-
ние» (Гегель). Может ли п
рошлое научить чему
-
то человечество? Каково место че-
ловека в истории, как существа исторического? Для человека необходимо также по-
нять законы истории, чтобы избежать фатализма в историческом процессе. Какие
бы сценарии будущего ни рисовались, но всё же это

будущее человечество в конкрет-
ности всех его атрибутов и свойств.



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СМЫСЛ ИСТОРИИ; ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ; «ОСЕВОЕ ВРЕ-
МЯ»; СВОЕОБРАЗИЕ И ЛОГИКА ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ; ЛИНЕЙНОСТЬ И НЕ-
ЛИНЕЙНОСТЬ РАЗВИТИЯ; ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
В Р
АЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА; СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО.



UDC 1(075)

Dzevenis A.A.
Cand
.
Philos
.

Sci
.
, associate professor,

Far Eastern State Agrarian University

THE PHILOSOPHY OF HISTORY



The philosophy of history is one of the most important parts of the philoso
phy.

P
erception

of an orientation of historical movement and it‱s regularities are the main thing in the philos-
ophy of history. "Both the era and its philosophy bear on itself the same movement" (Hegel).

Can the past teach humanity to something?

What is pl
ace of the person in the history?

I
t is
necessary to learn history laws to avoid fatalism in historical process.

Whatever scenarios of
the future were drawn, but it is the future humanity in concreteness of all its attributes and
properties.


KEYWORDS: S
ENSE OF HISTORY, PHILOSOPHY OF HISTORY, "AXIAL TIME", PE-
CULIARITY AND LOGIC OF HISTORICAL INCIDENTS, LINEARITY AND NONLINE-
ARITY DEVELOPMENT, FORMATIONAL AND CIVILIZATION APPROACHES OF HU-
MANITY DEVELOPMENT, SOCIAL CREATION.


Смысл истории

Философия истори
и является одной
из наиболее важных частей не только фи-
лософии общества, но и всей философии.
Термин «философия истории» впервые
употреблён Вольтером. Он пытался со-
здать просветительскую концепцию ис-
тории, имея в виду универсальное исто-
рическое обозрение к
ультуры человече-
ства.

«История»
-

греческого происхожде-
ния


«слово о происшедшем


(В. Роза-
нов),

рассказ о человеческом прошлом, о
прошлом социальной реальности, «всегда
ясное для человека прошлое» (К. Ясперс),
которое действительно было. Но про-
шлое есть
связь с настоящим и будущим.
Без знания прошлого не может быть до-
стоверного знания настоящего и невоз-
можно представить хотя бы неполное бу-
дущее.

Теоретической, научной истории нет.
Формируются лишь некоторые части её
исходной схемы, например, научная кар-
ти
на мира. Вопрос в том, каковы векторы
построения научных исторических тео-
рий
1
.

Для истории в современной культуре
важен феномен «мемориальная практи-
ка», цель которой


формирование исто-
рической памяти. Подходя к научному
истолкованию истории, говорил Кант
,
необходимо понятие «свободная воля»
представить как объективную реаль-
ность, естественноисторический процесс.
Но здесь возникает противоречие: либо
человек рассматривается как «естествен-
ное», природное существо, либо как но-
ситель духовного начала. В перво
м слу-
чае надо абстрагироваться от человече-
ского сознания и свободы, во втором


отвлечься от того, что человек подобен
«всем другим вещам в природе». И Кант
делает вывод, что наука о человеке как
деятельном, целеполагающем существе
невозможна. Будучи носит
елем духовно-
го начала и свободы, человек выходит за
пределы мира явлений, подчиняющихся
причинной необходимости, закономерно-
сти. «Всеобщая история» человека


это
«социальная механика», которая проек-
тируется по образцу небулярной гипоте-
зы, изложенной Канто
м во «Всеобщей
естественной истории и теории неба».

К середине
XIX

века происходит вы-
ход за границы мемориальной практики и
попытки создания в истории научных ис-
следовательских программ. Социальная
память


события прошлого во времени


становится историче
ской памятью. Кант
одним из первых создаёт исследователь-
скую программу в историографии, в ста-
тье «Идея всеобщей истории во всемир-
но
-
гражданском плане».

Главное в философии истории


по-
знание
направленности

исторического
движения, его закономерностей. Геге
ль
писал: «И эпоха, и её философия несут на
себе одно и то же движение». История,
видимо, имеет объективный смысл и
цель, а время в ней имеет эры, эпохи, пе-
риоды, этапы и т.п.




1

Антипов Г.А. На путях к теоретической исто-
рии // Вопросы философии.


2013.
-

№7

Существует ли логика истории? Воз-
можно ли познание прошлого и как его
познавать
? В чём суть связи прошлого,
настоящего и будущего? Есть ли общие
закономерности исторического процесса,
в чём его смысл и сила? Может ли про-
шлое научить чему
-
то человечество? А
место человека в истории? Ведь он


су-
щество историческое. Для него обраще-
ние
к прошлому является потребностью.
Разве не интересно знать, кем были наши
предки, от кого мы происходим? Зная
это, человек увереннее будет шагать по
жизни, лучше представлять её перспек-
тивы, крепче станет нравственный дух
личности.

Для человека необходимо
также по-
нять законы истории. Почему она разви-
вается именно так, какая роль в ней сво-
бодной личности и огромных масс лю-
дей? Нет ли фатализма (рока, судьбы,
неизбежного) в историческом процессе?
К. Ясперс в своей книге «Смысл и назна-
чение истории» (М., 1994г
.) пишет: «Ис-
тория является для нас воспоминанием, о
котором мы не только знаем, но в кото-
ром корни нашей жизни. История


осно-
ва, однажды заложенная, связь с которой
мы сохраняем, если хотим не бесследно
исчезнуть, а внести свой вклад в бытие
человека. Ис
торическое воззрение созда-
ёт ту сферу, в которой пробуждается
наше понимание природы человека». По-
стигая прошлое, мы черпаем в нём силы,
ибо оно определило наше становление,
является для нас образцом и нечто при-
сутствующим в жизни. История учит то-
му, что у

неё нужно учиться.

Все обозначенные выше вопросы и
положения относятся к философии исто-
рии. Взор в прошлое, по мысли Ясперса,
погружает нас в тайну человеческого бы-
тия, помогает понять смысл человеческо-
го пребывания на Земле. Кстати, Ясперс
выделяет в ист
ории человечества «осевое
время»,
то есть

предельно важное, опре-
деляющее все другие события. К «осево-
му» относится время (500 лет до н.э.), ко-
гда разом в различных точках земного
шара вспыхивает поразительное пламя
духа. Люди как будто внезапно обретают
не
мыслимое . Тогда же появился и чело-
век современного типа. Если согласиться
с идеей «осевого времени», можно пред-
положить единые истоки истории. А не-
которые философы полагают, что чело-
вечество стоит на пороге очередного ду-
ховного пробуждения.

Уже в
античном

мире содержались
определённые представления о прошлом
и будущем человечества. Софокл видел в
истории «круговой извечный ход». Иначе
говоря, мировые процессы считались
цикличными
. Гераклит объяснял это на
примере огня: он, то вспыхивая, то уга-
сая, периодич
ески охватывает весь мир.
Космос воспринимался гармоничным и
завершённым, движущимся по кругу. То
же


человеческая жизнь. Причём всё со-
вершается во времени, которое есть сим-
вол вечности. У Платона круговое дви-
жение во времени является душепересе-
лением и д
ушевоплощением.

Древние евреи создают
эсхатологию



религиозное учение о конечных судь-
бах мира и человека. Речь идёт о загроб-
ной жизни единичной человеческой души
и о всемирной эсхатологии, или о цели и
конце космоса и истории.

Представители философии исто
рии
Средневековья
объявили движущей си-
лой истории божественное предопреде-
ление. Августин разработал концепцию
провиденциализма

(провидения). Соглас-
но её положениям, исторический процесс
рассматривается как осуществление за-
мысла Бога. Здесь преодолевается а
нтич-
ная идея круговорота. Обозначаются уз-
ловые пункты истории: первый приход
Христа, его распятие, ожидаемое второе
пришествие. Человек до своего грехопа-
дения находился в Эдеме, был бессмерт-
ным. Если он совершит очищение от сво-
их грехов, может вернуться в
царство
вечности. История получит конец, когда
человечество станет Богочеловечеством.
Конечное будущее наполнено смыслом.
Серьёзное внимание этому и другим во-
просам истории философии уделяли рус-
ские мыслители Вл. Соловьёв, Н. Бердя-
ев, С. Франк, И. Ильин. О
ни, размышляя
над своеобразием и логикой историче-
ских событий, пытались выяснить смысл
хода истории. Полагали, что каждый
народ должен выполнить предложенную
ему волю Божью. Ни один из народов не
может уйти от собственной судьбы.
Необходимо осознать истори
ческую
идею и реализовать её.

На этапе философии
Нового време-
ни

возникают концепции
рационального

объяснения развития истории. Итальян-
ский мыслитель Д. Вико (1668
-
1744 гг.)
представляет историю единым процес-
сом. Он подчиняется всеобщим законам
поступательн
ого (прогрессивного) разви-
тия общества всех народов. Имеется в
виду и социальная структура, и культура,
то есть

конкретные формы жизни людей
с определёнными историческими эпоха-
ми. Развитие идёт циклично. Каждый
цикл


качественно более высокий уро-
вень. Ист
ория протекает во времени, не
имея конечной точки. И. Гердер утвер-
ждал историческое своеобразие и равно-
ценность различных эпох культуры. Фи-
лософия истории, по Гердеру, есть осу-
ществление гуманности.

Особый вклад в философию истории
внёс Гегель. Он исходит
из историческо-
го, развивающегося разума и показывает
общественное развитие как необходи-
мый, закономерный процесс. История


это «прогресс духа в сознании свободы»,
который последовательно реализуется
через «дух» отдельных народов, через их
искусство, науку
, религию, философию.
История рассматривается в её внутренней
связи. Закономерность исторического
процесса и внутренняя связь событий от-
крывают возможность предвидения бу-
дущего.

Сторонники Просвещения и Л. Фей-
ербах пытаются обосновать в истории
неизменную
природу человека и его
естественные условия.

Таким образом, чаще всего филосо-
фия Нового времени полагает ход исто-
рии
линейным

процессом, прогрессом.
Ту же мысль, только с позиций объек-
тивно
-
материалистического понимания
истории, развивают К. Маркс и Ф. Эн-
гельс. Они считают, что последователь-
ный прогресс человечества обеспечива-
ется развитием производительных сил.
Однако в марксизме человек приравнива-
ется к несубъективным факторам произ-
водства или к символам самих людей. Но
дело в том, что производство симво
лизи-
рует духовную жизнь людей.

В марксизме общество проходит в
своём развитии первобытнообщинную,
рабовладельческую, феодальную, капи-
талистическую и коммунистическую
формации. Такая «пятичленка» (В.А.
Канке) лежит в основе
формационного
подхода в развитии
человеческого обще-
ства, его истории. Этот подход ориенти-
рован на выявление экономических при-
чин развития способа производства и
различных сторон общественной жизни в
их взаимосвязи. Формационный подход
рассматривает «классового человека»,
поведение которог
о определяется его ме-
стом в общественном производстве. На
цивилизационном уровне (дикость


вар-
варство
-

цивилизация) происходит кон-
кретизация «экономического» и «истори-
ческого человека». На этого человека
накладывается отпечаток многообразия
идеологически
х, социально
-
психологи
-
ческих,

религиозных и других факторов.

И поскольку общественно
-
экономичес
-
кие формации есть исторические ступени
развития общества, они равнозначны ци-
вилизации. Следовательно, цивилизация
является тоже ступенью исторического
развития
.

Сторонники формационного подхода
в развитии общества предлагают допол-
нить его подходом цивилизационным.

С точки зрения
цивилизационного
подхода в развитии общества, человек


единственный творец истории, центр ис-
следовательских программ изучения
прошлого
, настоящего и будущего. Это,
например, нашло отражение в учении о
ноосфере. Здесь цивилизационный под-
ход ведёт исследователя к раскрытию
внутреннего «Я» человека во всех сферах
деятельности, во всех общественных свя-
зях и отношениях. Т
о
е
сть

цивилизаци-
онн
ый подход есть закономерный ре-
зультат познавательного процесса соци-
альной действительности. А формацион-
ный подход


это предпосылка цивилиза-
ционного подхода в развитии человече-
ства, его истории.

Задачи цивилизационного подхода:
1) анализ механизмов совмест
ной дея-
тельности людей в различных сферах; 2)
анализ механизмов становления личности
цивилизованного человека и культуры,
как меры развития человека
2
. В
Новей-
шее время

теория линейного развития
общества сменяется концепцией
нелиней-
ности

развития эволюции.
Прошлая и
современная история рассматривается
как результат человеческого творчества.
В ней налицо прогресс и регресс, взлёты
и падения, единение и размежевание.

В
XIX

веке возникает позиция
ло-
кальных

обществ или исторического кру-
говорота. Её предшественн
иком был рус-
ский естествоиспытатель, философ и со-
циолог Н.Я. Данилевский. Им разработа-
на теория обособленных «культурно
-
исторических» типов (цивилизаций):
египетский, китайский, ассиро
-
вавилонский, еврейский, греческий, рим-
ский и другие. Качественно новым
Дани-
левский видел «славянский» тип, кото-
рый находится в стадии формирования.
Согласно Данилевскому, не обязательно,
чтобы все страны и народы проходили в
своём развитии одни и те же этапы (рабо-
владение, феодализм, капитализм). По-
этому нет единой истории че
ловечества, а
есть история возникновения, развития и
упадка отдельных культурно
-
исторических типов. Из истории таких
типов складывается история человече-
ства.

Концепция Данилевского критикова-
лась Вл. Соловьёвым и получила разви-
тие в творчестве О. Шпенглера,

П. Соро-
кина, А. Тойнби. Шпенглер выделяет во-
семь достигших своего завершения куль-



2

Черняк
Б.И.
Цивилизации и революции; Кефе-
ли

И.Ф. Культура и цивилизация // Социально
-
политический журнал.


1995.
-

№4.«Литературная газета».


2012.
-

№50;
«Наука и жизнь».


2013.
-

№6; "Эхо планеты».


2013.
-

№22; «Аргументы и факты».


2013.
-

№35.


тур: китайская, вавилонская, египетская,
индийская, античная, арабская, западная
и культура майя. Они не связаны друг с
другом, между ними можно лишь прово-
дить аналогии. Весь

период жизни каж-
дой культуры составляет 1000 лет. До-
стигнув стадии цивилизации, культура
вырождается, становится массовой. И то-
гда господствуют техника, политика,
спорт.

Особо Шпенглер отмечал русскую
культуру как находящуюся в процессе
возникновения. Взг
ляд Шпенглера при-
мечателен ещё и тем, что Россия может
способствовать диалогу Запад
-
Восток.
Нашу страну часто называют евразий-
ской. В ней обнаруживаются


пусть не-
редко в разобщённом виде


и западные,
и восточные корни. Не случайно именно
у нас появилась
концепция Всеединства
Соловьёва. Это призыв к единению всех
христиан мира, к единению Запада и Во-
стока. А Л.Н. Толстой мечтал о мировой
религии, объединяющей христианство,
ислам и буддизм, всех верующих любо-
вью к Богу.

Объективно наша страна могла бы
стать

своеобразным объединительным
стержнем Запада и Востока. У неё выгод-
ное геополитическое положение, наличие
многих народов и культур различных
континентов Земли. Но внутренняя об-
становка в России не позволяет претен-
довать на роль объединителя. Являясь
одним

из победителей во Второй миро-
вой войне, она в послевоенный период
оказалась экономически в 3
-
5 раз слабее
побеждённых. Российское общество ни-
щает. Его население находится на разных
социально
-
экономических полюсах: во
дворцах имеют унитазы из золота, в хи-
жинах далеко не все имеют возможность
решить проклятую проблему выживания.
Если на Планете на долю миллиардеров
приходится менее двух процентов сово-
купного богатства, то в России около 100
миллиардеров контролируют треть всех
активов страны. В условиях раз
разивше-
гося мирового экономического кризиса
хронически осложнилось положение
миллионов безработных, беспризорных
детей (у многих из них есть родители),
больных, инвалидов, алкоголиков,
наркоманов, бродяг, нищенствующих,
бездомных, 35% россиян не читают кн
иг
вообще. Телевидение


«преступная ор-
ганизация» (С.Капица)


занимается раз-
ложением сознания людей. С экрана идёт
лишь один призыв: «Обогащайтесь лю-
быми способами


воровством, насилием,
обманом!» Народу хотят поменять душу.
Из употребления вышло само сл
ово
«чувство», осталось «эмоция». А эмоция
свойственна и животному. Нас упорно
сводят на животный уровень. Времена
перестройки, говорит режиссёр В. Хоти-
ненко, оказались разрушительными,
безыдейными. Идея, которую на знамё-
нах перестройки принесли в новую Р
ос-
сию, была изрядно потрачена временем


идея денег, накопительства. Могли бы
сначала «Подростка» Достоевского про-
читать


там всё про это написано: не в
деньгах счастье. Но забыли и про Досто-
евского, и про предупреждения других
умных людей. Сейчас мы пол
учили по-
коление молодых людей, у которых нет
даже бледных корешков, которые бы свя-
зывали их с тем местом, где они живут.

Случайно ли на таком фоне желание
45% наших студентов навсегда покинуть
пределы своей страны? То же хотели бы
сделать 38% предпринимате
лей, 33%
служащих, 28% домохозяек. Академик Р.
Сагдеев полагает национальной ката-
строфой, которая продолжается до сих
пор, отъезд за границу молодых людей.

Вице
-
премьер О. Голодец: чуть ли не
половина трудоспособного населения
России


38 из 86 млн. челове
к


заняты
не понятно чем и где. Нет их на заводах,
на фабриках, потому что там они не мо-
гут заработать на достойную жизнь. Гос-
ударство выталкивает и рабочую силу, и
предпринимателей в серые сферы эконо-
мики, туда, где можно не платить нало-
гов, где нет разо
рительных социальных
выплат. Но оттуда, из теневой экономи-
ки, выручку можно увести, опять
-
таки по
серым схемам


в
off
-
shore
. Беда в том,
что эта теневая сфера становится приста-
нищем и кормушкой для криминала, мо-
шенников, бандитов и вошедших во вкус
богатс
тва силовиков. Ко всему, по уров-
ню квалификации большинство специа-
листов отстаёт от мирового рынка труда
на 20 лет. То есть уже закладываются
предпосылки для ещё большего отстава-
ния в будущем.

В конце 2012г. вышел доклад социо-
логов РАН «20 лет реформ глаза
ми рос-
сиян». Выводы таковы: доля россиян,
считающих, что реформы проведены
верно, 6% . Опрошенные считают, что
произошло ухудшение во всех сферах
жизни общества и государства. Оценили
как ухудшение негативную динамику
уровня жизни населения 77 процентов,
м
орального состояния общества
-

76,
экономики страны в целом


73, социаль-
ной сферы, здравоохранения, образова-
ния, культуры


71, межнациональных
отношений


70.

Первое из чувств, которые доставля-
ют особо горькие переживания россий-
ским гражданам,
-

несправе
дливость все-
го происходящего. Это чувство часто ис-
пытывает почти половина опрошенных.

Ещё одно горькое чувство


невоз-
можность что
-
то изменить. И, наконец,
-

стыд за нынешнее состояние родной
страны. За последние 15 лет картина из-
менилась в худшую сторону.

Одна из проблем современного со-
стояния России даже не в исчерпанности
ресурсов экономики, производства, не в
необходимости модернизации, а в том,
что у человека нет дела. Страна без дела.
Человек или забыл, что у него должно
быть дело, или принимает за н
его все-
возможные обманки. Дело до сих пор у
нас трактуется в криминальном изводе:
«пойти на дело». Герой «Чистой книги»
Фёдора Абрамова (1920
-
1983гг.) Иван
Порохин, практически вторя персонажам
Чехова из «Трёх сестёр», «Вишнёвого
сада», «Дяди Вани, говорит
: «Я хочу де-
лать, работать».

Хлеб нужен, необходим, как необхо-
димы вода и воздух. Но хлеборобов в
России становится всё меньше: пахотные
земли забрасываются, за последние 25
лет исчезли 25 тысяч сёл и деревень.

Тот же Ф. Абрамов сказал простые,
но крайне в
ажные для нашего времени
слова: «Сперва надо на русской земле
культурный слой нарастить, а потом
браться за коренные, в том числе рево-
люционные, преобразования. А у нас этот
культурный слой не наращивают, а то и
дело сдирают». Получается по тургенев-
скому Б
азарову, утверждавшему, что
строить «не наше дело...».

Общенациональной стала делегити-
мизация власти. Специалисты «Левада
-
центра» свидетельствуют: 80% россиян
считают, что политики заинтересованы
лишь в том, чтобы получить или удер-
жать власть.

У нас до с
их пор не получили осуж-
дения бесчеловечные преступления ста-
линского режима. Больше того, сегодня
чаще воздвигаются памятники Сталину,
чем его жертвам. И всё это в обществе
демократии и свободы? Тогда вспомним
слова великого писателя Виктора Аста-
фьева, кото
рый на исходе жизни написал:
«Я пришёл в мир добрый, родной и лю-
бил его безмерно. Ухожу из мира чужого,
злобного, порочного. Мне нечего сказать
вам на прощанье».

Народ или общество, по Н. Макиа-
велли, которые долго и покорно терпят
иго, рабство или угнетени
е, теряют дар
Божий


любовь, благородство и свободу.
Эти категории заменяются послушанием,
низкопоклонством и хамством. Такой
народ не может воспользоваться плодами
свободы, даже полученными по счастли-
вой случайности.

Как такая страна может способство-
вать

установлению нового справедливого
порядка?
3


Писатель и философ М. Веллер счи-
тает, что были мы и супердержавой. За-
ложено это было Петром
I
, а пика до-
стигло при Н. Хрущёве (см.: М.И. Вел-
лер. «Кассандра…»
-

М.: АСТ: АСТ
Москва: Харвест, 2007).




3



Литературная газета».


2012.
-

№50; «Наука
и жизнь».


2013.
-

№6; "Эхо планеты».


2013.
-

№22; «Аргументы и факты».


2013.
-

№35.


Плетнёв М. «Российская газета», 13 сент. 2013г.

Россия, гово
рит М. Плетнёв, полно-
ценно существовала до 1917
-
го года. По-
том наступил Советский Союз, сейчас
опять Россия. Но Россия ли это


боль-
шой вопрос. Потому что для мира Россия


это Чайковский, Чехов, Толстой, Тур-
генев. Ужасными для культуры были го-
ды СССР. Вся
кое инакомыслие тотали-
тарный режим истреблял, гноил в лаге-
рях, подчинял. Ойстрах, подписавший
письмо против Ростроповича, после ска-
зал ему: «Я тебя очень люблю, уважаю,
ты великий музыкант, но если бы мне
завтра сказали подписать против тебя
письмо, я бы э
то сделал, потому что пом-
ню, как к дому, где мы жили, каждый
день подъезжала машина. И каждый день
мы слышали шаги». Это страх, который
был вогнан в натуру людей до какого
-
то
физиологического уровня. Замечательно,
что всё это наконец закончилось. Но сей-
час



совершенный разброд. И, к сожале-
нию, мы до сих пор не поняли, что про-
изошло. Потому что я вижу памятник
Ленину, напротив него храм стоит, тут
же двуглавый орёл. Полное смешение…
При упоминании великих мастеров куль-
туры


Станиславского, Рихтера, Чайков-
с
кого все готовы встать. Это наше един-
ственное. И если это осознать


что во-
обще представляет собой настоящее по-
зитивное лицо нашей страны, то полити-
ка должна быть прямо противоположной.
Но этого пока не произошло. Может быть
когда
-
нибудь произойдёт…
4


Поэ
тому, прежде чем решать про-
блему посредника диалога Запад
-
Восток,
мы должны определиться в отношении
собственных ценностей.

Трудно говорить о главных принци-
пах российского и общемирового
направления в развитии истории. Несо-
мненно одно: чтобы такое направл
ение
обозначить, требуется глубоко осмыс-
ленное социальное творчество. Нужен
конструктивный диалог народов. В его
основу должны быть положены идеалы
гуманизма, бережного отношения к при-



4



«Российская газета», 13.09.13г.


роде, свободного, справедливого и без-
опасного мира, практичности.

А что
касается нашей замечательной
страны, хотелось бы думать о её ясной
будущности. Несмотря на все сложности
бытия, Россия сама по себе страна очень
интересная и привлекательная. С одной
стороны, она имеет долгие и прекрасные
традиции, с другой,
-

она молодая,

ступа-
ет на новый этап своего развития, пере-
ходя от тысячелетней монархии к демо-
кратии. Такой период Лев Гумилёв
назвал пассионарным.

У нас сегодня есть возможность опе-
реться на мощный духовный базис. Ави-
гдор Эскин пишет: «Невзирая на наличие
маргинальных
саморазрушительных тен-
денций, русское национальное движение
располагает огромным потенциалом. Оно
опирается на великую традицию Хомяко-
ва, Соловьёва, Леонтьева, Сергия Булга-
кова, Бердяева и Ильина».
5


Видимо, полагает Ф. Разумовский,
нужна иная стратегия ре
форм, иная их
философия, а именно


национальный
проект. Разумно ли отказываться от са-
мих себя, игнорировать сложившиеся ве-
ками особенности русской жизни, мен-
тальности и всё, что называют Русским
миром. Это явление уникальное и очень
устойчивое. И во време
на Ярослава Муд-
рого, и Петра
I
, и при большевиках, и на
рубеже
XX
-
XXI

веков в схожих истори-
ческих ситуациях русский человек про-
являл себя примерно одинаково. В этой
устойчивости и надо искать ответ на во-
прос «Кто мы?».

Правда, Ф. Тютчев сказал, что в Рос-
си
ю можно только верить. Но вера долж-
на строиться на знании. Думается, о та-
кой вере писал и знаменитый отечествен-
ный философ Иван Ильин: в Россию ве-
рили все великие люди, все её гении и её
строители. «Дух обогати / Надеждой доб-
рой…» (Данте).

Не потеряем наде
жды и мы, чита-
тель? И пусть залогом этого будут слова
поэта:








5


«Литературная газета».


2012.

-

№4.




На восток, туда, к горам Урала,

Разбросалась странная страна,

Что не раз, казалось, умирала,
-


Как любовь, как солнце, как весна.


И когда народ смолкал сурово

И, осиротелый, слеп от слёз,

Б
ожьей волей воскресала снова,
-


Как весна, как солнце, как Христос!







Игорь Северянин


Исторический прогресс?


Идея исторического прогресса воз-
никла в
XVII

веке по аналогии с идеей
прогресса в природе. В геологическом
развитии Земли возникают всё боле
е ор-
ганизованные живые существа, которые
приспосабливаются к окружающей среде.
Бурное развитие характерно для науки и
техники. Неизбежность социального про-
гресса виделась в самой природе челове-
ка, в сфере благосостояния, в обществен-
ной организации, в морал
и, искусстве и
литературе, а отсюда и в цивилизации.

Примерно от начала
XIX

до первой
трети ХХ столетий многие мыслители
говорили об определённых общезначи-
мых нормах при исследовании целостно-
го исторического процесса. Считалось,
что человек должен всё боль
ше овладе-
вать природой с целью благоденствия,
лучшего социального устройства, укреп-
ления нравственности.

Наряду с этим, Ф. Ницше стремился
к переоценке традиционных ценностей, в
частности, христианской морали. Он, ис-
пытывая влияние А. Шопенгауэра и Р.
Вагн
ера, видит сущность бытия в повы-
шении и росте «воли к власти». Это при-
ведёт к появлению «человека будущего»,
сильной личности, «сверхчеловека»
-

со-
здателя и носителя новой морали. Лишь
он способен к бесконечному самосовер-
шенствованию.

Ход истории в
XIX

XXI

веках свиде-
тельствует, что расцвет экономики не
обязательно сопровождается нравствен-
ным прогрессом. Демократия может сме-
ниться тоталитаризмом. Но только чело-
век эпохи Возрождения богаче
-

как бо-
лее совершенная личность
-

человека со-
временного. Не превосх
одил ли его пер-
вобытный предок? Ведь коллективная
охота на мамонта с луком, стрелами и
каменным ножом требовала более слож-
ной умственной организации, чем работа
инженера нашего времени. Расчёты за
него делает компьютер. По мнению ки-
норежиссёра А. Тарковско
го, в условиях
технического прогресса наше духовное
развитие настолько отстало, что мы ста-
новимся жертвами этого прогресса.

Всё это породило сомнения относи-
тельно идеи прогресса. Возникают кон-
цепции регресса и апокалипсиса (заката,
конца) человеческой куль
туры, истории.
Немецкий экономист и социолог А. Ве-
бер (1868
-
1958 гг.) думал, что общество
возвращается к своему исходу, к страху
первобытных народов перед сущим. Р.
Нибур (1892
-
1971 гг.), американский тео-
лог, критикуя либеральный протестан-
тизм, считает илл
юзорным его социаль-
ный оптимизм и веру в прогресс. По Н.
Бердяеву, смысл истории постигается
только в мире свободного духа, за преде-
лами исторического времени.

Сегодня вызрела всепланетная циви-
лизация. Казалось бы
,

должно восторже-
ствовать единое сознание ч
еловечества.
Однако человечество живёт разобщённо,
народы озабочены своими внутренними
проблемами: в Европе многие нации чис-
ленно уменьшаются (низкая рождае-
мость), на Востоке


огромный прирост
населения. Подавляющему большинству
землян невозможно достичь
высокого
жизненного уровня экономически разви-
тых государств, которые используют до
60% энергоресурсов Планеты. Как заме-
тил А.И. Солженицын, черви, грызущие
одно яблоко, должны понимать, что оно
не бесконечно. Призывая отказаться от
потребительской гонки п
о пути «вверх»,
Солженицын предлагает переоценить
ценности. В противном случае встаёт во-
прос о возможности (точнее, о невоз-
можности) единства исторического про-
цесса. Становление и совершенствование
личности и общества и их разумный про-
гресс должны обусловл
ивать друг друга.
А.И. Герценом замечено, что цель долж-
на быть ближе, по крайней мере
,

зара-
ботная плата или наслаждение в труде.
6

Прогресс Китая и Индии вносит пе-
ремены в теоретические позиции тех, кто
привык связывать прогресс исключи-
тельно с развитием За
пада


развитие ра-
зума и свободы, производства и матери-
альных ресурсов. Сегодня прогресс обре-
тает цивилизационную размерность, кри-
тикуется линейность развития. Практика
Китая показывает, что циклы могут су-
ществовать и внутри самой цивилизации,
и она способ
на возрождать восходящую
ветвь своего развития.
7

Вдовствующая императрица Цы Си в
конце
XIX

века не покупала автомобиль,
т.к. в нём шофёр будет сидеть впереди,
чего не допускала китайская иерархия. В
этом смысле китайское общество стало
более демократичны
м, вертикальная и
горизонтальная мобильность формирует
его новую конфигурацию и его страти-
фикацию. Китайцы не утратили самоува-
жения за времена неудач. Т. Фишман
пишет: «Мир сжимается так же, как Ки-
тай растёт».
8


Среди философов всё чаще раздают-
ся голоса о
непредсказуемости социаль-
ной истории. Это особенно стало прояв-
ляться с начала
XX

века, когда человече-
ство оказалось во власти стихийных сил
истории (Франк С.Л.). Вероятно, людям
придётся корректировать общеизвестные
критерии общественного прогресса: про-
дви
жение от простого к сложному; по-
вышение сложности организации; воз-
растание свободы в её разумных грани-
цах; утверждение ценностей, которые
обеспечивают `большую заинтересован-
ность человека в труде и производстве
капитала. Современные социологи поль-
зуются по
нятием «качество жизни». Оно
шире, чем «уровень», так как включает и



6


Герцен А.И. Собрание сочинений: в 30
т.


М., 1956.


Т.
VI
. С. 35
-
36.

7


Журнал «Вопросы философии».


2012.
-

№6.


С. 20
-
21.

8


Фишман Т. Китай как корпорация.
N.Y., L., To-
ronto, Sydney, 2005.

общественную защищённость, и устой-
чивость жизни и др.

Человеку ещё предстоит преодолеть
инстинкт силы и слабости в области ад-
министративных отношений. А. Камю
замечал, что писательница Си
мона Вейль
к двум традиционным формам угнете-
ния, оружию и деньгам, прибавила угне-
тение должностью. И общество должно
будет претерпеть существенные струк-
турные изменения. Должен восторже-
ствовать «инстинкт разума» (Гегель), по
мере развития формы способов м
ышле-
ния соответствующих эпох. «Нельзя,
чтоб страх повелевал уму; / Иначе мы от-
ходим от свершений, / Как зверь, когда
мерещится ему» (Данте).

Напомним способ мышления эпохи:
1) общелогические понятия, 2) этические,
например, мировые религии, 3) практиче-
ские
, опытные.

А возможен ли прогресс в нрав-
ственности? Мы уже многократно обра-
щали внимание на падение нравов, на иг-
норирование людьми призывов лучших
умов человечества работать над самосо-
вершенствованием души. Кант преду-
преждал: «Но этот бесконечный прогрес
с
возможен, только если допустить про-
должающееся до бесконечности суще-
ствование и
личности
разумного суще-
ства…» В то же время А. Шопенгауэр
спрашивал: «Чего добились на самом де-
ле Вольтер, Юм, Кант? Все их старания


тщетные и бесплодные усилия, ибо мир


это госпиталь неизлечимых». К. Поппер
критиковал марксову «веру в закон про-
гресса», говоря, что для пророка это со-
вершенно негодное снаряжение. «Все
прогрессы реакционны, если рушится че-
ловек» (А. Вознесенский).

Маркс считал, что общество развива-
ется на эк
ономической основе. Но, заме-
чал М. Вебер, экономическая жизнь вос-
производится и ускоряется в зависимости
от базисных ценностей. Вебер объяснял
экономику капитализма, исходя из осо-
бенностей его духа. Дух этот начинается
с Возрождения и Реформации, которые
п
ородили особенный тип организации
социальной жизни. Дополняя друг друга,
они создают необходимую полноту её
описания. Философ, академик РАН В.С.
Стёпин говорит: радикальные изменения
социальных организмов невозможны без
изменения культурно
-
генетического к
о-
да; без этого новые виды общества воз-
никнуть не могут.

Какие бы сценарии будущего ни ри-
совались, но всё же это будущее челове-
чество. Оно, будущее


за природным,
человеческим интеллектом, с учётом раз-
вития современных технологий, совре-
менных производств,

инвестиций в
науку. Несмотря на прогресс, технологии,
глобализацию, в какой
-
то степени ниве-
лирование человеческого фактора, без
моральных ценностей человечество раз-
виваться не может. Поэтому чувство до-
стоинства, порядочности и доброго от-
ношения к людям по
стоянно должно
быть в людях. И необходимо чувство
патриотизма


всегда нужно любить свою
Родину. «Любовь нам всем дана, чтоб
жизнью жизнь наполнить» (Егор Исаев).

Думается, целесообразно взглянуть
на всё, «ч
то совершается дома» (Турге-
нев

И.С.), реалистичн
о, философски. На
Земле, пишет П.С. Гуревич, множество
культур. И каждая из них способна при-
дать всемирной истории неповторимый
облик.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бердяев
,

Н.А. Русская идея // Вопросы
философии.


1990.
-

№ 1
-
2.

2.

Веллер
,

М.И. Кассандра: к
нига о мире, в
котором ты живёшь, и об его конце.


М.: АСТ:
АСТ Москва: Харвест, 2007.

3.

В поисках миропонимания: И.Пригожин,
Е. и Н.Рерих.


М.: Знание, 1991.

4.

В поисках своего пути: Россия между Ев-
ропой и Азией.


М.: Логос.

1997.

5.

Губман
,

Б.Л. См
ысл истории: очерки со-
временных западных концепций.


М.: Наука.


1991.

6.

Ершов
,

Ю.Г. Человек. Социум. История.


Свердловск, 1990.

7.

Кутырев
,

В.А. Философский образ наше-
го времени.


Смоленск, 2008.

8.

Логос 1991
-
2005: избранное в2

х т. Т.1,2.


М.: Т
ерритория будущего; 2005
-
2006. Сер. Фи-
лософия.

9.

Межуев
,

В.М. История, цивилизация,
культура: Опыт философского истолкования.


СПб., 2011.

10.

Межуев
,

В.М. Философия истории и ис-
торическая наука // Вопросы философии.


1994.
-

№ 6.

11.

Момджян
,

К.Х. Соц
иум. Общество. Ис-
тория. М.: Наука, 1994.

12.

Новикова
,

Л.И. Методологические прин-
ципы социально
-
исторического моделирования //
Философские науки.


2002.
-

№ 1.

13.

Ойзерман
,

Т.И. Материалистическое по-
нимание истории: плюсы и минусы // Вопросы
философии.


2001.
-

№ 2.

14.

Оруджев
,

З.М. Природа человека и смысл
истории.


М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

15.

Оруджев
,

З.М. Способ мышления эпохи.
Философия прошлого.


М.: УРСС, 2009.

16.

Панарин
,

А.С. Философия истории.


М.:
Наука.


2001.

17.

Парсонс
,

Т.
Система современных об-
ществ.


М.: Аспект
-
пресс.


1998.

18.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Об-
щество.


М.: Политиздат.


1992.

19.

Стёпин В.С. Эпоха перемен и сценарии
будущего: Изб. соц.
-
филос. публицистика / Рос.
Акад. Наук, Ин
-
т философии.


М.: Наук
а.


1996.

20.

Тойнби
,

А. Дж. Постижение истории.


М.: Наука.


1991.

21.

Флиер
,

А.Я. Социальный опыт как основа
функционирования и исторического воспроизвод-
ства обществ // Философские науки.


2001.
-

№2.

22.

Франк
,

С.Л. Духовные основы общества.


М., 1
992.

23.

Штернберг
,

М.И. О направлении и цели
исторического процесса // Философские науки.


2002.
-

№ 5.

24.

Ясперс
,

К. Смысл и назначение истории.


М.: Наука.


1994
.



Приложенные файлы

  • pdf 33381025
    Размер файла: 537 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий